Китайское кино зайдет в российский прокат: на ВЭФ обсудили сотрудничество
. Первой ласточкой станет «Исчезнувшая в звездах»На ВЭФ обсудили возможное сотрудничество России и Китая в области кинобизнеса
С 12 октября российский зритель сможет оценить китайский триллер «Исчезнувшая в звездах» режиссеров Цуй Жуй и Лю Сян. В мировом прокате фильм уже собрал более $524 млн, и, учитывая, что это ремейк советской картины «Ловушка для одинокого мужчины» (1990), касса производит вдвойне приятное впечатление.
«Исчезнувшую в звездах» показали в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке (ВЭФ), и РБК Life рассказывает, о чем после сеанса договаривались китайские продюсеры и российский дистрибьютор.
Представители одной из самых успешных кинокомпаний Китая As One Production — вице-президент Цянь Чжунъюань и директор по международной дистрибуции Диан Сонг — прибыли на ВЭФ во Владивостоке, чтобы представить свой новый хит «Исчезнувшая в звездах» и поговорить о возможном долговременном сотрудничестве России и Китая в области кинобизнеса. С российской стороны на переговорах присутствовал Сергей Ильевский, основатель ArtMainstream, первым релизом которой и станет «Исчезнувшая в звездах».
Участники дискуссии обсуждали разнообразные перспективы по обмену контентом между двумя державами, а также по совместному производству и налаживанию сотрудничества в области креативных индустрий.
Китайская сторона также выражала заинтересованность в связях с Россией, освоении освободившейся ниши в кинотеатрах и возможностях замены голливудского контента на китайский. Модератор дискуссии, управляющий директор РМГ Дмитрий Медников приводил примеры успешного сотрудничества в других областях, например продажи китайских автомобилей.
«Мы очень рады, что у нас появился серьезный партнер, серьезный бренд, который показал неимоверный результат, заработав $2,5 млрд девятью фильмами. Это очень серьезный показатель даже для голливудских студий. Для нас Китай — это серьезный и перспективный партнер, и нам важно нащупать схему взаимодействия и монетизации китайского контента.
Кассовый хит Китая, основанный на классике советского кино, — это хороший пойнт для начала прекрасной дружбы. И это то самое, чему посвящен ВЭФ: слияние и взаимная интеграция двух культур. Совместно с компанией «Наше кино», одним из крупнейших российских дистрибьюторов, мы рассчитываем прокатать «Исчезнувшую» как большое кино с росписью на 1500+ кинотеатров. Мы хотим занять освободившуюся нишу голливудского контента».
Сергей Ильевский, основатель компании ArtMainstream
На самом деле российские дистрибьюторы не один год обсуждают сотрудничество с Китаем и регулярно предпринимают попытки зайти на китайский рынок. Китай с его миллиардной аудиторией — вожделенный объект для кинематографистов всего мира, но разница менталитетов и бизнес-подходов пока серьезное препятствие на этом пути.
Китайская же киноиндустрия в основном ориентирована на внутренний рынок, она самоокупаема внутри собственной страны, потому не стремится вырваться за ее пределы. Конечно, китайский кинематограф хорошо известен в мире — Чжан Имоу, Чэнь Кайгэ, гонконгский режиссер Вонг Кар-Вай, Джон Ву, Цуй Харк неоднократно получали призы ведущих фестивалей мира, а Энг Ли и вовсе трижды лауреат «Оскара», дважды победитель Берлинского фестиваля, лауреат Венецианского, участник Каннского и неоднократный призер и номинант Британской и Азиатской киноакадемий, а также «Золотого глобуса».
Какая-то часть китайского кино давно стало голливудским и даже снимается на английском языке. Непозволительно не вспомнить мировую звезду боевиков Джеки Чана, который сделал кинокарьеру в Голливуде, но активно занимается продюсированием и поддержкой кинематографистов на родине.
В России вот уже много лет обсуждают феномен корейского кино, которое признано явлением и брендом, завоевавшим свою аудиторию. У китайского кинематографа такого славного ореола нет, в сознании западного зрителя оно маргинальное, не вызывающее ассоциаций с чем-то культовым и необходимым для ознакомления. Возможно, потому что китайские государственные институции (в отличие от корейских или европейских) не считают продвижение своего кино на международный рынок сверхзадачей.
«Исчезнувшая в звездах» — высококлассный продукт голливудского уровня. Это большое, зрелищное, масштабное кино. В основе сценария — популярная пьеса «Ловушка для одинокого мужчины» француза Робера Тома, известного также по пьесе «8 женщин» и одноименному фильму Франсуа Озона. «Ловушку» экранизировали восемь раз, права на эту пьесу пытался купить даже Альфред Хичкок, но китайские кинематографисты называют основой своего фильма не французскую пьесу, а советский фильм 1990 года с Николаем Караченцовым, Юрием Яковлевым, Вениамином Смеховым, Иннокентием Смоктуновским и Еленой Кореневой.
В «Исчезнувшей» снялись две звезды азиатского кино — актриса Ни Ни (играла в «Цвете войны» Чжана Имоу с Кристианом Бэйлом, являлась глобальным амбассадором множества брендов, включая Uniqlo, Gucci, Tiffany, Bobbi Brown и Lancome) и Чжу Илун (военный боевик «Великая победа» Чэнь Кайгэ и исторический блокбастер «1921» о компартии Китая, где он снимался вместе с Ни Ни).
«Русская культура оказала большое влияние на китайскую, все китайцы любят российскую культуру. И конечно, мы очень заинтересованы в сотрудничестве».
Цянь Чжунъюань, вице-президент кинокомпании As One Production
На самом деле ничего советского и российского в «Исчезнувшей в звездах» нет. Советский, как и французский, первоисточник по жанру был ироническим детективом, водевилем про исчезнувшую жену и внезапно появившуюся незнакомую женщину, которая себя за эту жену выдает.
Китайский ремейк — детективный триллер, эпическая драма про любовь, предательство, одиночество, преступление и наказание. Действие разворачивается на острове, куда молодой человек и его жена приезжают отметить годовщину свадьбы. Она исчезает, он ее ищет, ему помогает частный детектив, и с каждым следующим эпизодом открываются все новые и новые тайны их отношений и человеческой натуры вообще. Зрелищный и сложно сконструированный за счет изобретательного монтажа, этот фильм так крепко держит зрителя в напряжении, что до самой развязки невозможно ни вздохнуть, ни моргнуть.
«У нашей компании есть четыре секрета успеха, — говорит Цянь Чжунъюань, — это любовь, уважение и внимание к зрителю, смелый креатив и поиск свежих решений, наша прекрасная сплоченная команда, а также мощные опытные дистрибьюторы нашего контента в Китае. Сейчас мы познакомились с Сергеем Ильевским, и мы верим, что вместе с ним у нас будет большой успех и в России. К тому же мы сейчас обсуждаем потенциальные возможности совместного производства научно-фантастического фильма о российском ученом, который проводил исследования странного небесного феномена с китайскими коллегами. Это интересный материал для копродукции».
Дианг Сонг считает, что момент для китайского кинематографа удачный, чтобы привлечь российского зрителя: «Мы должны использовать все шансы, налаживать связи и развивать сотрудничество. Сейчас Китай производит примерно 700–800 картин в год. Это военные, любовные, научно-фантастические фильмы. Среди них есть и те, что понравятся русскому зрителю. Обычно мы выбираем примерно 12 фильмов в год для распространения в других странах. Сейчас мы хотим зайти и на рынок России».
Перспективы сотрудничества России и Китая в области кино кажутся очевидными. Но все же кино — это не автомобили. Искусство — тонкая материя, и успех одного фильма не гарантирует успеха другого. Шедевров во всем мире — единицы, и китайcкий контент вряд ли станет заменой голливудскому в одночасье. Разговоры о такой замене — чистый популизм.
Но расширить китайское присутствие в российских кинотеатрах можно. Для этого важно поработать с лояльностью аудитории — это небыстрый процесс, не обещающий мгновенных прибылей. И чтобы он происходил, потребуются усилия и инвестиции со стороны обоих государств.