Сцену с танцем в «Бриллиантовой руке» сократила цензура. Вот что там было

. Режиссер Гайдай планировал взять на роль соблазнительницы другую актрису

Сцену с танцем в «Бриллиантовой руке» сильно сократили из-за цензуры

Обновлено 21 июля 2023, 12:17
Киноконцерн «Мосфильм» / Youtube
Фото: Киноконцерн «Мосфильм» / Youtube

Режиссер Леонид Гайдай собрал в «Бриллиантовой руке» самых известных артистов того времени. Помимо Юрия Никулина, в картине заняты Андрей Миронов в роли обаятельного агента-перевозчика Геннадия Козодоева, Анатолий Папанов, который воплотил на экране Лелика — напарника Геши, героя Миронова. Яркие женские образы воплотили Нонна Мордюкова (управдом Варвара Сергеевна Плющ) и Светлана Светличная (соблазнительница Анна Сергеевна). Для последней эта роль стала знаковой.

Все помнят сцену с обольщением Семена Семеновича Горбункова обворожительной подельницей Козодоева и Лелика Анной Сергеевной. На эту роль режиссер хотел взять Клару Лучко. Актриса посчитала роль несерьезной, да еще и необходимость предстать перед камерой в купальнике не радовала, поэтому она отказалась.

Следующей претенденткой была Светлана Светличная. Однако актриса и представить не могла, как сложно будет сыграть эту сцену. Незадолго до начала съемок на площадку стеклись работники из других павильонов, им кто-то рассказал, что она будет сниматься обнаженной, вспоминала актриса. На выручку пришел Юрий Никулин.

«Когда мне предложили сорвать бюстгальтер и бросить его на пол, я дрожала как осиновый листок! И помог мне в этой ситуации Юрий Никулин. Он отозвал меня в сторонку и сказал: «Светка, чего ты дрожишь? Смотри только на меня, я — свой человек. Я тебе подыграю», — рассказывала Светличная.

На генеральном прогоне Нонна Мордюкова предрекла коллеге статус секс-символа после выхода фильма. Она оказалась права. «Буквально на следующий день после премьеры я стала невероятно популярной… Все советские модницы тогда с ума сходили в поисках розового халатика с перламутровыми пуговицами. Меня заваливали письмами с прось­бами, чтобы я помогла купить этот халатик!» — поделилась актриса.

Сцену отсняли, как и планировалось. Затем цензоры, увидев столь откровенный по меркам 1969 года танец, решили, что такое нельзя показывать. Режиссеру удалось отстоять сцену, но его заставили вырезать большую часть танца и различные пикантные моменты. В финальную версию фильма вошло только то, что одобрила цензура.

Цензура не прошла и мимо советской комедии «Любовь и голуби» режиссера Владимира Меньшова. Чиновников не устраивало, что герои постоянно пьют в кадре. Выход фильма «Любовь и голуби» как раз пришелся на период старта очередной антиалкогольной кампании в СССР, известной также как «сухой закон» (1985–1987). Например, в финале сцены, где Василий Кузякин и дядя Митя на пристани распивали пиво, остаются кружки с напитком и алюминиевый бидон. В вырезанном продолжении в кадре появлялся местный житель, который за один дубль выпивал все пять кружек пива без остановки.

Поделиться