Как вести себя с ребенком после неудачи на ЕГЭ. Советы психологов
. Поставить табу на слова «катастрофа», «провал» и «я тебя предупреждала»Психиатр Файнзильберг: поплакать 1–2 дня после неудачи на ЕГЭ для ребенка нормально
Ребенку, не сдавшему ЕГЭ, категорически нельзя говорить «я тебя предупреждала», «что еще от тебя можно было ожидать» и другие подобные фразы. Такой совет родителям дала в беседе с РБК Life кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Яничева.
По ее словам, такими высказываниями взрослые словно ставят «клеймо» ребенку, а надо, наоборот, дать ему понять, что это один эпизод в жизни, а не вся жизнь. Поэтому не стоит наказывать выпускника, например лишать поездок, ведь ребенок и сам достаточно переживает, родителям не следует усугублять его душевные муки.
«Нужно помнить о том, что ваше состояние передается ребенку. И если вам самим трудно с этим справиться, то стимулом к этому может быть мысль, что «я это сделаю для своего ребенка». Потому что самое главное, что нужно сделать, — это его поддержать в этой ситуации. Такая «мантра»: «Жизнь не заканчивается на этом, это не последний экзамен в жизни, это эпизод, который нужно пережить».
Как правило, хорошие родители, знающие своих детей, сами понимают, как лучше поддержать своего школьника. С кем-то надо поплакать вместе, с кем-то посмотреть веселую комедию, кого-то просто оставить в покое — если он ушел в свою комнату, значит, ему надо побыть одному.
«Чего родителю точно нельзя делать — это самому впадать в истерику и в переживания. Не показывайте виду, ведь это усиливает переживания ребенка. После того как с эмоциями удастся справиться, нужно переключиться в рациональное русло. Подумать, что делать ближайший год: работать, пойти на курсы, заниматься с репетиторами, чтобы в следующий год сдать благополучно. Не страдать, а делать что-то», — порекомендовала Яничева.
Как отметила специалист, если ребенок поплакал один-два дня, отказался куда-то идти, это нормально. Насторожиться следует, если пошла неделя-вторая переживаний, дочь или сын плохо спит, рыдает все время, не желает ехать в отпуск. Все эти факторы вместе говорят о необходимости обратиться к специалисту. В этом мнении Татьяну Яничеву поддержал и психиатр, психотерапевт Владимир Файнзильберг.
«Тревожными симптомами являются замкнутость, нежелание общаться, отказ от приема пищи и нарушение сна. Даже если ребенок какое-то время плачет, это лучше, чем у него будет так называемая сухая депрессия (слез нет, когда эмоции спрятаны глубоко, ребенок замыкается в себе). Это хуже, чем эмоциональная реакция», — подчеркнул Файнзильберг.
Он также дал рекомендации родителям, как взрослым не надо реагировать на «школьный провал»: ни в коем случае не пилить и не укорять.
«Нельзя говорить, что он никуда не годен, что ничего не знает. Наоборот, нужно ребенку внушать, что это не конец жизни, это только начало. Тому, что случилась неудача, может быть масса причин, и всегда есть возможность исправить эту ситуацию. Нужно быть оптимистичным и ребенку напоминать о том, что ситуация, связанная с экзаменом, — это первые шаги во взрослую жизнь, а не финал, не конец, не катастрофа».
Слова «провал», «катастрофа» и подобные вообще нельзя произносить в контексте ЕГЭ и прочих детских неудач, подчеркнул эксперт. Психика у ребенка очень лабильная (неустойчивая, изменчивая, чуткая к внешним обстоятельствам), и все негативные отзывы откладываются в подсознании, формируя впоследствии почву для появления неврозов и депрессий, и даже могут привести к нервному срыву.
«Родителю нужно быть оптимистичным, поддерживать ребенка и говорить о том, что есть возможность все исправить, что в следующий раз все будет хорошо. Надо провести анализ ошибок и попытаться не повторять их впоследствии».
Как пояснил Владимир Файнзильберг, обращаться к специалисту нужно тогда, когда взрослые чувствуют, что их слова до ребенка не доходят. Когда выпускник, не сдавший ЕГЭ настолько замкнулся и закрылся в своих переживаниях, что все слова от него просто «отскакивают». Тогда важно до него «достучаться» с помощью профессионала — психолога, который сумеет вернуть ребенка в реальность.
Ранее эксперт по семейным отношениям Виктория Дмитриева объяснила в беседе с РБК Life особенности взаимодействия с ребенком на фоне высокой школьной нагрузки. Она порекомендовала не ругать за плохие оценки, поскольку лучше от этого ребенок учиться не станет. В такой ситуации можно выбрать один из двух вариантов: или принять решение, что оценки — это ответственность ребенка, и не вмешиваться в процесс, или обсудить причины плохих оценок в том случае, если это становится систематическим явлением, и помочь ребенку преодолеть это. Также психолог высказалась о нецелесообразности использования гаджетов в школе, пояснив, что учебному процессу это только мешает и не нужно контролировать каждый шаг ребенка.