«Главное — ваши отношения». Виктория Дмитриева — о школьной жизни ребенка

. Психолог объяснила, как сохранить гармонию в семье во время учебы
Обновлено 26 сентября 2022, 06:51
Из личного архива
Фото: Из личного архива

Начался учебный год, дети и родители погрузились в домашние задания, чаты с одноклассниками, решения различных организационных моментов: от покупки тетрадок до выбора, куда поступать после школы и где отметить выпускной. Не каждая семья проходит этот путь без проблем и болезненных ситуаций.

РБК Life поговорил с семейным психологом Викторией Дмитриевой о различных ситуациях, с которыми сталкиваются школьники и их родители. Нужно ли отмечать 1 сентября; как относиться к ребенку-выпускнику; когда нужно бить тревогу, если проблемы в школе зашли слишком далеко; так ли хороши частные школы. Эксперт объяснила, как вести себя в том или ином случае, на что ориентироваться во время ссор и неудач и что все-таки главнее: отношения между родителями и детьми или хорошая школа и красный аттестат.

О моральной подготовке к учебному году

Если вам приходится морально готовиться к наступлению учебного года, то у меня для вас плохие новости — что-то пошло не так. Если в школе ребенку спокойно и комфортно, то начало учебы не должно вызывать нервотрепки.

Задумайтесь: что именно вас тревожит? То, что ребенок не делает уроки без посторонней помощи? Тогда нужно решать вопрос по передаче ему самостоятельности и ответственности за его образование. То, что учителя начнут придираться? Тогда следует выстроить диалог с преподавательским составом. То, что отношения с ребенком портятся, как только начинается учебный год? Сделайте упор на то, чтобы наладить с ребенком комфортные доброжелательные отношения без привязки к учебному процессу. Помните, что школа закончится, а ваши отношения останутся, и то, какими они будут, во многом зависит от родителей.

Специально готовиться к наступлению учебного года в моральном плане не нужно ни родителям, ни детям. Не стоит придавать этому излишнего значения, как будто это сверхсобытие, которое поделит жизнь на «до» и «после», говорить фразы в духе «ты сейчас пойдешь к школу, и твоя жизнь изменится» или «ты не представляешь, как там будет здорово». Школа — это обычная часть жизни, иногда приятная, иногда не очень , но мы, как взрослые устойчивые люди, должны с этим справляться и транслировать то же самое ребенку.

Об оптимальном возрасте первоклассника

По моему убеждению и по убеждению ряда других специалистов (неврологов, нейропсихологов, педагогов), лучше отдавать ребенка в школу после наступления полных семи лет. То, что дети в возрасте до семи лет готовы к школе, — это большая редкость. Вопрос не только в их умении читать или писать, но и в психологической и физиологической готовности — могут ли они высидеть 40 минут урока, взаимодействовать с одноклассниками и учителями, адаптироваться к новым правилам.

Ведущая деятельность у ребенка до семи лет — игровая. Если в шесть лет его посадить за парту, то есть вероятность того, что он, не доиграв, будет воспринимать школу как игру и расстраиваться, если от него будут требовать серьезного отношения. Зачем искусственно создавать эти риски?

Вы никуда не опаздываете. Если вы хотите сэкономить год школы, то лучше сделать это в старших классах, переведя ребенка учиться экстерном. Пусть организм дозреет и психологически, и физиологически. Согласно исследованиям, в семь лет 70–90% детей полностью готовы начинать учебу. В шестилетнем возрасте таких детей всего около 10%.

О том, как избежать отката в знаниях за лето

Если ребенок углубленно учит иностранный язык, чтобы переехать в другую страну или чтобы сдать международные экзамены осенью, то да, важно не допустить снижения уровня подготовки за лето. В иных случаях ничего страшного в этом нет.

Дети могут быстро наверстать то, что забыли летом , особенно при адекватном отношении учителей и поддержке родителей. Летние каникулы все же созданы для отдыха и для того, чтобы 1 сентября ребенок мог включиться в процесс с новыми силами, полный энергии.

О приоритетах

Летом в приоритете должен быть отдых. Занятия во время каникул для школьника уместны, только если он сам этого хочет. Например, один ребенок обожает олимпиадную математику, решать задачки, для него это такое же развлечение, как для бабушки — разгадывать кроссворды, а для мамы — смотреть сериалы. Пусть решает. А другому ребенку нравятся фильмы и мультики на английском языке, для него это не становится дополнительной нагрузкой. Также есть дети, которые искренне любят читать, в том числе литературу, заданную в школе на лето. Но если ребенок хочет бегать, прыгать, общаться с друзьями, а вы заставляете его учиться, то от этого не будет никакой пользы.

О буллинге

Специально готовить ребенка к тому, что в школе его могут обижать, не нужно. Это усиливает напряженные ощущения от похода в школу.

Родитель способен отследить потенциальную угрозу, если каждый день адекватно и открыто общается со своим ребенком, и аккуратно объяснить, чем травля отличается от простых обзывательств. Травля — это когда много против одного. Нужно предупредить ребенка, что, если такое случится, то обязательно нужно сообщить взрослым. Это действительно опасная ситуация. Бывает еще и так, что родитель сам ее замечает — например, на школьном мероприятии.

Каждый взрослый должен знать, что травля не останавливается силами самих детей. Если дети конфликтуют один на один, то да, они могут разобраться сами. Здесь вмешиваться не стоит. Но если конфликтуют один и целая группа, то без участия взрослых это не остановится, пока не дойдет до пиковой, драматичной точки. Тогда нужно включаться обязательно. В первую очередь учителю, который проводит со школьниками большую часть времени, а если он не справляется, то еще и родителям.

О частной школе

Многие родители отдают детей в частные учебные заведения из-за того, что в классах не так много детей, как в обычных. Но в этом случае вероятность того, что кто-то из детей обязательно будет изгоем, выше. Условно, когда в классе 25-30 человек, каждый может найти себе группу по интересам. Здесь же группа фактически одна.

На что действительно стоит обратить внимание при выборе школы — это время в дороге. Ни в коем случае не дольше 40 минут в одну сторону. Если дорога занимает больше, то у ребенка сильно снижается ресурс для получения новой информации в огромных объемах.

Для родителей немаловажный вопрос — стоимость обучения. Если родители будут платить за школу слишком много, то рано или поздно они могут начать попрекать этой суммой ребенка : «Мы за тебя столько платим, а ты плохо учишься». Отдавать последние деньги на образование не нужно. Это может не окупиться, а ребенок — не оценить.

Ну, и конечно, важно обращать внимание на то, насколько учителя доброжелательны и адекватны, и как часто в школе меняется педагогический состав. Однако стоит помнить, что вы никогда не сможете предугадать, как классный руководитель будет относиться именно к вашему ребенку и понравится ли он самому ребенку.

Проверить учителя можно, задав вопрос : «Что вы будете делать, если дети не слушаются, и если кто-то из них из раза в раз забывает сделать домашнюю работу или плохо себя ведет». Если он отвечает, что «дети — это дети, все бывает, что-нибудь придумаем», — это хорошо. А если говорит, что «все идет из семьи», то тут стоит насторожиться. Педагог старается переложить на вас ответственность за поведение и обучение школьника.

И еще один серьезный момент: школьные туалеты. При выборе учебного заведения нужно обращать внимание на их состояние, если ли там закрывающиеся кабинки. Это действительно имеет большое значение. У детей может случиться психологическая травма, если им придется постоянно посещать места для уединения под неустанным взором других учеников.

О неудобных вопросах

Если ребенок задает неудобные вопросы, а вы не знаете, как на них ответить, говорите правду. Вы, как и ваш ребенок, считаете, что рефераты по вариантам вышивки на уроке труда ему не понадобятся? Так и скажите: «Я не знаю, где они могут пригодиться. Понимаю, что тебя это раздражает, что тебе, по твоему мнению, приходится делать бесполезные задания, но другого варианта, к сожалению, нет. В школе есть свои правила, и мы их соблюдаем. То же самое касается, например, правил дорожного движения или других правил в обществе. Иногда они нас злят, но на самом деле все придумано для того, чтобы нам жилось безопаснее и легче. Я понимаю тебя: ты злишься. Но наверняка в школе есть то, что тебе нравится. Давай обсудим это».

О наказании за плохие оценки

За оценки не нужно ругать, в этом нет никакого смысла. Лучше ребенок учиться не станет.

Есть несколько вариантов проблемы. Первый — договориться со своей совестью и с ребенком, что учеба — это его дело и вы этого не касаетесь. Тогда ребенок должен будет самостоятельно принимать решение по любым ситуациям — как позитивным, так и негативным. Второй — выбрать стратегию, что за плохие оценки вы не ругаете, но, если ребенок приносит их неоднократно, то вы садитесь и разбираетесь в причинах этого. Одна двойка или тройка — ничего страшного, бывает у любого. Но пять двоек на неделе — это проблема.

Разговаривать при этом нужно максимально аккуратно и с заботой: «Я вижу, что-то не так, у тебя ухудшились оценки. Поделись со мной, в чем дело? Может, быть это переживания, не связанные со школой? Может, испортились отношения с кем-то в классе? Что мешает тебе учиться? Я с тобой на одной стороне, не хочу тебя ругать. Хочу помочь. Вижу, что ты не справляешься. Давай решим, что можно с этим сделать».

Главное — помнить, что, если школа создает стрессовые ситуации для ребенка, то этот стресс не должен продолжиться дома. Дети просто не могут вынести такого давления, и дальше ситуация будет только ухудшаться.

О разговоре с преподавателем

Говорить с педагогами нужно только с разрешения ребенка : «Эта ситуация повторяется не в первый раз, мы решали ее дома сами, но ничего не меняется. Нам стоит поговорить с учителями?». Если ребенок соглашается, то идите. Но если он говорит, что все решит сам, то не стоит нарушать его границы. Возможно, есть какие-то причины, в которые ребенок не хочет вас посвящать.

Беседа с педагогом обязательна, если неуспеваемость по одному из предметов длится долго. Разговаривать нужно спокойно, с уважением, с целью сотрудничать, а не доказывать свою правоту. Только тогда разговор будет иметь смысл. Возмущения и ругань сделают ситуацию еще хуже, ведь ребенку предстоит взаимодействовать с педагогом в дальнейшем.

Например: «Мы видим, что ребенок не справляется. Давайте подумаем вместе. Может, поменять подход? Пересадить его ближе, чтобы он лучше усваивал то, что говорят и показывают? Мы заинтересованы в том, чтобы успеваемость по вашему предмету была лучше».

О поддержке выпускников

В выпускном классе ребенок готовится к поступлению в университет. У него огромный объем учебы. Задача родителя — постараться избавить его от других вопросов и проблем. Например, от обязанностей по дому: стирки, глажки, уборки, а также других в данный момент необязательных и не очень приятных вещей. Отнеситесь с уважением к тому времени, которое он посвящает основной цели. Не отвлекайте, не шумите, выделите ему отдельное пространство. При этом очень важно, чтобы ребенок смог сам выбрать себе рабочий стол, стул, тетради. Может быть, даже учебную литературу и формат самого обучения. В этом возрасте он уже может сам определить, что помогает учиться, а что мешает.

Еще один совет: меньше говорите и больше слушайте. Выпускной класс — не время для родительских нотаций. Если они до этого не работали, то вероятность того, что будут работать на финальном году обучения, и вовсе сведена к нулю. Задавайте больше вопросов и, не перебивая, слушайте ответы. Важно превратиться в одно большое ухо, а не в один большой язык, который доведет ребенка до белого каления.

Амбиции, связанные с будущим ребенка, не должны мешать вашему диалогу. Помните: что бы ни случилось, куда бы ребенок ни решил поступать и как бы он ни учился, ваши отношения намного важнее. В выпускном классе это имеет особенно важное значение.

Об использовании мобильных в школе

Сложно представить себе хоть один серьезный минус запрета использования телефона на уроках. Доказано, что, когда рядом мобильный телефон, это отвлекает от учебной деятельности, мешает мозгу сфокусироваться. Минусы от этого перекрывают то, что гаджеты повсеместно используются в учебе.

Что касается тревоги родителей по поводу того, что они не могут в любой момент связаться со своим ребенком, то тут вопрос не в запрете телефона в школе, а в том, что родителям в принципе нужно научиться доверять ребенку и не контролировать его каждую секунду. Тем более, что, если ребенок находится в школе, то связаться с ним можно через учителя. Катастрофы в этом нет, но плюсы для познавательной деятельности колоссальные. Поэтому лично я, и как многодетная мама, и как семейный психолог, выступаю за то, чтобы во время уроков телефонов у детей не было.

О праздновании 1 сентября

1 сентября — это праздник. Очень важно, чтобы родители создали у ребенка именно такое впечатление. Чтобы в этот день не было суеты: «Быстрее!», «Так, а где букет?», «А положила ли ты это?», «А положила ли то?». Чем больше родители смогут в голове ребенка связать получение знаний с удовольствием, а не со стрессом, тем им самим будет легче потом. Поэтому по окончании линейки обязательно нужно устроить праздник — хотя бы небольшой.

Поделиться