Аэробика на советском ТВ. Женщины тренировались, а мужчины смотрели
. Просмотрами телепередач поощряли солдат и исправляли заключенныхВ 1980-х в СССР появились вещи и явления, о которых советские граждане прежде практически не имели представления — от фирменных кроссовок Adidas и вареных джинсов до новых молодежных движений и рок-групп, официально признанных правительством. А еще по телевидению стали показывать совершенно новые фильмы и передачи, среди которых одной из самых ярких была «Ритмическая гимнастика». РБК Life вспоминает о легендарном телешоу со спортивными девушками на экране, покорившими всю страну.
Физкультура от Барбареллы
Термин «аэробика», обозначающий набор физических упражнений невысокой интенсивности под ритмичную музыку, появился в 60-е годы. Его придумал американский физиолог Кеннет Купер, издавший в 1968 году одноименную книгу. Однако настоящий бум увлечения аэробикой случился почти 20 годами позже благодаря голливудской актрисе Джейн Фонде, всемирную славу которой принес эро-фантастический фильм «Барбарелла».
В конце 1970-х Фонда во время съемок «Китайского синдрома» сломала лодыжку, поэтому искала новый комплекс «щадящих» тренировок, который бы помог оставаться в форме, не нагружая при этом ногу. В итоге для актрисы разработали индивидуальный стиль с длинной последовательностью особых упражнений на базе аэробики, позволявших эффективно сжигать калории. Впоследствии Фонда также вспоминала, что в те времена у женщин было очень мало возможностей заниматься спортом, так как подавляющее большинство тренажерных залов предназначалось исключительно для мужчин.
Это и подвигло ее к написанию книги «Jane Fonda's Workout Book», в которой актриса доступным языком описала собственную технику домашних тренировок для широкой женской аудитории. Издание быстро стало бестселлером, разошедшись тиражом примерно в 2 млн экземпляров. На волне популярности на виниле вышла аудиоверсия упражнений, после чего возникла идея записать видеоурок.
Так, в 1982 году родилась передача «Jane Fonda's Workout», получившая невероятную популярность на Западе. Кассеты с записями тренировок за шесть лет разлетелись по миру в 17 млн экземпляров, что было невероятным показателем при учете того, что в те времена VHS-магнитофоны были лишь у 10% населения США.
«Ритмическая гимнастика» в СССР
Часть этих записей проникла и в СССР — кассеты начали ходить по рукам в Москве, где о новом популярном формате узнали на Центральном телевидении. Там быстро решили выпустить отечественную адаптацию передачи, которая бы стала модной и современной альтернативой физкультурным урокам с фразами в стиле «делай раз», звучавшим из радиоточек.
При этом ушам советских граждан слово «аэробика» на тот момент было слишком диковинным, поэтому название заменили на «Ритмическую гимнастику», которое, по мнению авторов, было более понятно советской аудитории. Новая передача не была полной калькой американских уроков: телевизионщики обратились в институт физкультуры, специалисты которого разработали собственный комплекс, утвержденный в медучреждениях.
К съемкам приступили в 1984 году. В пробной версии приняли участие обычные девушки, а второй комплекс, который и пошел на экраны, был уже отснят с профессиональными спортсменками. Ведущей первого выпуска стала чемпионка Олимпиады-80 по фигурному катанию Наталья Линичук, а впоследствии главными лицами передачи были и другие знаменитые спортсменки, в основном гимнастки и фигуристки. Всего было отснято 12 различных комплексов «Ритмической гимнастики», транслировавшихся вплоть до падения Советского союза в 1991 году.
По-настоящему «взорвал» эфир летний выпуск 1987 года под названием «На море», отснятый на сочинском побережье. Несколько десятков стройных загорелых девушек в купальниках и коротких шортах во главе с гимнасткой Светланой Рожновой бодрой трусцой спустились по ступенькам гостиничного комплекса «Дагомыс» к набережной, где устроили серию тренировок.
Целевая аудитория — женщины от 30-ти
Целевой аудиторией «Ритмической гимнастики» стали женщины в возрасте от 30 до 55 лет, имеющие детей. У них не было времени на регулярные походы в спортзалы, которые, к слову, были далеко не везде. А новая телепередача позволяла без стеснений заниматься людям с любой формой, не выходя из дома. Необходимо было лишь, следуя указаниям ведущих, проветрить комнату, постелить на пол палас, надеть спортивный костюм и повторять движения с экрана.
Наконец, для выполнения несложных однотипных элементов не требовалось какой-либо специальной подготовки — для достижения результата достаточно было лишь целеустремленности, усердия в регулярных занятиях. Ну, и конечно же, телевизор в гостиной.
От передачи были без ума не только женщины
Впрочем, при просмотре передачи заниматься было совершенно не обязательно. В восторге от «Ритмической гимнастики» были не только советские женщины, но и представители сильного пола, для которых подобный «контент» с эротическим подтекстом прежде был доступен только на дефицитных зарубежных видеомагнитофонах, стоивших целое состояние.
Особенно передача с симпатичными девушками, изящно танцующими с улыбкой в ярких лосинах, пользовалась успехом в консервативных южных республиках. Один из пользователей интернета, ездивший в 80-х в командировку в Туркмению, пишет, что во время эфира местные мужчины практически поголовно бросали работу и усаживались напротив телевизоров, забывая о всех остальных делах.
Ведущие, быстро завоевавшие всесоюзную популярность, получали «мешки писем» со всей страны. Писали самые разные люди, однако значительная часть корреспонденции приходила от военнослужащих и от заключенных. «Из тюрьмы — обещали исправиться, звали замуж. Из армии — просто рассказывали о том, что за отличное поведение они были награждены просмотром телепрограммы, влюбились, понравилась», — вспоминает одна из ведущих программы, мастер спорта по художественной гимнастике, Наталья Ефремова.
Всесоюзная слава
«Ритмическая гимнастика» была настолько популярной, что вышла далеко за пределы телепередачи, транслировавшейся по выходным. Так, схемы и описания комплексов упражнений печатались в газетах, а аэробикой занимались многие героини фильмов перестроечной эпохи.
Cкажем, авторы юмористического киножурнала «Ералаш» посвятили «Ритмической гимнастике» целый выпуск. В серии 1986 года под названием «Дышите глубже», где девушка Маша в исполнении Ксении Энтелис («Моя прекрасная няня»), одетая в яркое трико и шерстяные гетры, с усердием выполняет упражнения перед телевизором. В это время ее бабушка, которую сыграла народная артистка СССР Татьяна Пельтцер, занимается интенсивной уборкой дома, моя полы, пылесося и выбивая ковры. В итоге уставшая Маша засыпает на диване, на что пожилая женщина, успевшая сбегать в магазин за покупками, говорит ей о том, что «нельзя так переутомляться».
К концу 80-х с массовым появлением в стране видеомагнитофонов выпуски «Ритмической гимнастики» начали записывать на кассеты, которые занимали на полках почетное место, наравне с американскими боевиками со Сталлоне и Шварценеггером. Кроме того, большими тиражами начали выпускать виниловые пластинки с ритмичной музыкой из телепередачи, под которую можно было заниматься в любое время. Подобная пластинка считалась лучшим подарком на восьмое марта.