Оказывается, это придумали в СССР. 7 продвинутых технологий того времени

. «Умный дом», мобильный телефон и не только
Обновлено 20 апреля 2023, 12:46
Борис Кавашкин, Антанас Дилис / ТАСС
Фото: Борис Кавашкин, Антанас Дилис / ТАСС

В середине XX века советская промышленность и наука были одними из самых передовых и развитых в мире. Однако из-за плановой экономики многие прорывные технологии не получили должного внимания и финансирования, а спустя годы похожие изобретения ждал небывалый успех в других странах. Рассказываем о нескольких изобретениях СССР, которые опередили свое время, но были забыты, а спустя годы стали привычной частью современного технологического уклада.

Мобильный телефон

Первым мобильным телефоном в мире считается Motorola DynaTAC, представленная в 1973-м году. Однако еще за 16 лет до этого московский инженер Леонид Куприянович создал прототип мобильника ЛК-1, который весил 3 кг и имел базовую станцию, связанную с автоматической телефонной станцией стационарной связи. При этом сам аппарат ЛК-1 мог функционировать автономно в радиусе 20–30 км от базовой станции, а для набора номера нужного абонента использовался дисковый механизм, как на традиционных телефонах того времени.

Позже столичный изобретатель доработал устройство, снизив его вес до 0,5 кг, а к 1961 году даже создал опытный карманный образец весом не более 100 г. В интервью журналистам Куприянович рассказал, что эта последняя модель радиофона подготовлена к серийному выпуску на одном из советских предприятий и, чтобы обслужить телефонной связью такой город, как Москва, потребуется всего десять автоматических телефонных станций. Первая из них якобы уже даже была спроектирована, однако на этом разговоры о разработке прекратились. Причины не знает даже дочь изобретателя. «Ему сказали спасибо в виде «Волги», — подытожила она.

Интересно, что спустя два года в СССР была запущена экспериментальная система сотовой связи «Алтай», которая позднее работала в 114 городах страны и даже использовалась спецслужбами для обеспечения безопасности во время проведения Олимпиады-80. Система функционировала и после распада СССР, просуществовав вплоть до 2013 года — последнюю станцию отключили в Воронеже.

Система «умного дома»

Понятие интернета вещей, концепции передачи данных между предметами техники, оснащенными встроенной технологией для взаимодействия друг с другом и окружающей средой, появилась на рубеже XXI века. Однако в СССР работа над подобной системой велась еще в конце 1980-х и даже была продемонстрирована широкой публике в 1987 году.

Она носила имя СФИНКС (Суперфункциональный информационно-коммуникационный комплекс) и разрабатывалась командой дизайнеров под руководством Дмитрия Азрикана в стенах ВНИИТЭ (Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики). Система включала в себя различные устройства для использования в доме, которые должны были коммуницировать между собой. Занятно, что все прототипы, изображения которых были опубликованы в журнале «Техническая эстетика» за сентябрь 1987 года, удивительным образом напоминают привычную нам современную технику, которой мы пользуемся ежедневно.

Так, в СФИНКС входили сферические и плоские акустические колонки, жидкокристаллические или газоплазменные панели-экраны, ручной пульт управления, телефонная трубка, устройства для хранения данных и центральный процессор, у которого было три блока памяти и небольшой дисплей. По задумке создателей, вся работа по приему, записи и хранению информации должна была осуществляться именно этим центральным процессором. Проводя аналогию, можно сказать, что в современных системах «умного дома» эту функцию выполняет так называемый хаб — он управляет всеми гаджетами в квартире.

В свою очередь, акустические системы и видеодисплеи должны были служить чем-то вроде домашнего кинотеатра или Smart TV. По крайней мере, в публикации советского журнала указывается, что они предназначены «для коллективного отдыха семьи и приема гостей» — чтобы просматривать фильмы, телепередачи и даже запускать видеоигры. Кроме того, разработчики предполагали, что на большой экран (диагональ — до 1 м) можно будет выводить фрагменты из семейного фотоальбома.

Менее крупные экраны отводились «для индивидуальных занятий и досуга», играя роль современных смартфонов или планшетов. Тогда в распоряжении советских инженеров не было сенсорных дисплеев, поэтому девайсы сопровождали пульты «большой функциональный насыщенности». С пульта также можно было управлять акустической системой, телефоном и другими устройствами в доме.

Впрочем, даже разработка прототипа не была доведена до ума, поскольку советская промышленность на тот момент не обладала технологической базой для осуществления такой концепции. В дальнейшем проект и вовсе канул в лету из-за распада СССР и отсутствия финансирования.

Человекоподобный робот

Человекоподобные роботы, которые должны заменить людей на опасных производствах или стать помощниками в быту, давно не оставляют в покое умы ученых и инженеров. Всерьез такими разработками начали заниматься во второй половине 1980-х, но в СССР попытки создать роботов-гуманоидов предпринимались гораздо раньше.

В 1966 году советский инженер Борис Гришин придумал экспериментального робота-секретаря АРС, или «Арсика». Он должен был помогать больной матери изобретателя, когда тот отсутствовал дома, передвигаться по квартире, ухаживая за человеком, отвечать на телефонные звонки и записывать их, включать свет и бытовую технику, регулировать температуру в помещении, а также вызывать необходимые службы в экстренных ситуациях.

В этом «Арсику» помогали отдельные блоки и 13 электродвигателей, которые приводили в движение его конечности, в том числе руки из множества шарниров и редукторов — самой технически сложной части разработки. Тем временем звуковая часть робота состояла из двух магнитофонов: бобинного для записи сообщений и магнитофона на кольцевой многодорожной ленте с подвижной головкой для озвучивания высказываний самого устройства. Это, а также «обшивка» из листового алюминия сказались на весе домашнего помощника, который составлял почти 100 кг.

Андроид Гришина получил приз «За самую сложную конструкцию» и стал героем многих газетных и журнальных публикаций, в том числе за рубежом, однако не привлек внимания в научной среде и не получил финансирования для развития. После смерти изобретателя его главное творение было передано Калужскому музею истории космонавтики, где встречает гостей до сих пор.

Интроцикл

Сегодня термин СИМ (средство индивидуальной мобильности) входит в свод Правил дорожного движения и технические регламенты транспортных средств. Под этой аббревиатурой подразумеваются электросамокаты, сегвеи, моноколеса и прочий легкий «транспорт последней мили», который активно используется в больших городах в наши дни. К таким транспортным средствам можно отнести и интроциклы (мотоциклы, помещенные внутрь колеса) — они распространены чуть меньше, однако все же используются. Причем чаще не для передвижения, а в качестве спортивного болида для специфических соревнований и различных шоу.

С транспортными средствами подобной конструкции экспериментировали еще в конце XIX века, однако первый действующий интроцикл McLean Rocket Roadster официально был представлен в 1971 году американским изобретателем Керри Маклином. На его месте вполне мог оказаться советский инженер Эдуард Мельников, который за год до этого собрал интроцикл, разгонявшийся до 70 км/ч по асфальту и до 20 км/ч по пересеченной местности. По сути, Мельников был одним из первых людей, который довел конструкцию до ума, используя при этом запчасти от советских мотоциклов и автомобилей. Однако дальнейшего развития разработка не получила, так как серийное производство нового транспорта не заинтересовало партийных функционеров в министерствах и главках. Меж тем интроциклы Маклина и других предпринимателей сегодня пользуются популярностью среди любителей экстремального спорта.

Прообраз интернета

Советский ученый Анатолий Китов еще в конце 1950-х активно работал над системой связи, которая вполне могла развиться во всемирную сеть по типу привычного нам Интернета.

В 1959 году ученый-электронщик предложил советскому правительству создать и запустить сеть, которая служила бы для оперативного обмена данными между всеми электронно-вычислительными машинами в стране. Китов считал, что будущее именно за компьютерами, поэтому, по его мнению, связь между ними для оперативного обмена информацией была просто жизненно необходима. Однако на правительственном уровне в идею не поверили, а служебные записки ученого стали игнорировать.

Идею системы общего учета и обработки информации посредством связи между компьютерами в 1961 году также предлагал другой советский кибернетик, Виктор Глушков. Однако и его предложению не придали значения. «Методы оптимизации и автоматизированные системы управления не нужны, — утверждала власть, — поскольку у партии есть свои методы управления: для этого она советуется с народом, например созывает совещание стахановцев или колхозников-ударников».

Водородный автомобиль

Формально «Москвич 412 ИЭ» заправлялся и ездил на воде. Однако на самом деле это было не совсем так. Необычный автомобиль, появившийся на улицах Харькова в 1976 году, использовал в качестве топлива водород, который при помощи химической реакции прямо на борту получали из обычной воды.

Обложка видео
Алексей Дьяченко / YouTube

Сюжет о водородном «Москвиче»

Из топливного бака экспериментального «Москвича» вода поступала в мини-реактор, заправленный энергоаккумулирующим веществом (ЭАВ) — катализатором, в основе которого лежат окислы различных металлов, где вступала с ними в реакцию. Вследствие этого она расщеплялась на кислород и водород, который потом и сгорал в цилиндрах привычного двигателя внутреннего сгорания вместо бензина.

Обложка видео
Транспортный Цех / YouTube

Сюжет о водородном «Москвиче»

Автомобиль был создан учеными Института проблем машиностроения Академии наук УССР. В их автопарке также были «Жигули» и «Волга», оборудованные водородными двигателями. Однако до серийного производства ни одна из разработок не дошла. Сейчас водородные автомобили небольшими партиями выпускают многие крупные автопроизводители мира, такие как BMW, Hyundai, Toyota и другие.

Поезд на магнитной подушке

В 1979 году СССР наряду с Западной Германией был одной из двух стран в мире, которая запустила экспериментальный общественный транспорт под названием маглев. Слово «маглев» (от magnetic levitation — «магнитная левитация») обозначало поезд, который работал на совершенно новой технологии — она приводила его в движение посредством мощного электромагнитного поля, которое одновременно приподнимало состав над землей. Его также называли магнитопланом или просто поездом на магнитной подушке.

Благодаря отсутствию шума от колес и высокой скорости передвижения маглевы могли конкурировать с авиацией средней дальности. Единственным весомым минусом изобретения было то, что для движения маглевов нужно было прокладывать отдельную дорожную сеть. Причем стоимость строительства и обслуживания одного километра таких путей была гораздо выше, чем у традиционного железнодорожного транспорта.

Именно по этой причине немцы сделали из запуска своего магнитоплана настоящее шоу: поезд возил по короткой трассе посетителей Международной транспортной выставки. Тем временем в СССР первый маглев ТП-01 ездил вдали от глаз по специальному полотну на территории ВНИПИ «Транспрогресс», где и разрабатывался.

ТП-01 и последующие испытательные маглевы ТП-02 и ТП-03 вмещали до 20 пассажиров и проходили тестирование на 180-метровой трассе в подмосковном городе Раменское. Вскоре трассу удлинили до 850 м, а последующий маглев ТП-04 стал своего рода передвижной лабораторией. Причем успехи, продемонстрированные конструкторами на первых образцах, позволили запланировать создание экспериментальных линий, на которых маглевы уже перевозили бы пассажиров.

Первыми республиками с действующими маглевами должны были стать Казахская и Армянская ССР. Но первая вскоре отпала, поскольку в Алма-Ате сосредоточились на строительстве метрополитена. Остался лишь ереванский проект маглева, согласно которому столицу республики должны были соединить с наукоградом Абовян, расположенным в 16 км к северо-востоку.

В 1986-м даже началось возведение опытной линии длиной 3,2 км. Запуск в эксплуатацию советского маглева был запланирован на 1991 год. Но и этим планам не суждено было сбыться. Через два года после начала строительства линии, в 1988-м, произошло Спитакское землетрясение. На восстановление города были брошены практически все силы республики. Кроме того, в те годы стремительно развивался нагорнокарабахский конфликт, что окончательно заморозило строительство путей для маглева. А в 1991-м не стало и самого СССР.

Поделиться