«Форсаж 10» вышел в прокат. Почему зрители смотрят франшизу уже 22 года
. Настоящие экшен-трюки, семейные ценности и пацанская философияКинокритик Ефим Гугнин: «Форсажи» принято ругать за глупость и пафос, но кассу собирают всегда
Десятый по счету «Форсаж» вышел в мировой прокат 19 мая. Долгоиграющая франшиза запустилась в 2001 году с довольно скромного фильма о стритрейсерах и уличном братстве, но с тех пор превратилась в масштабную серию, где взрывают танки, угоняют самолеты и перепрыгивают небоскребы на автомобилях.
«Форсажи» принято ругать: за их глупость, нереалистичность, простоту сюжетов и излишний пафос. Но все равно каждая часть собирает огромную кассу, а зрители толпами идут посмотреть на новые приключения Доминика Торетто и его команды.
Киножурналист и критик Ефим Гугнин разбирается, из чего состоит франшиза и почему она вот уже 22 года успешно удерживает внимание зрителей.
О чем «Форсажи»
Сюжет всей серии начинался как история агента ФБР Брайана О'Коннора (Пол Уокер), который под прикрытием внедряется в банду стритрейсеров Доминика Торетто (Вин Дизель). Он должен поймать преступников, совершивших уже несколько дерзких ограблений фур с дорогой электроникой. Но в итоге влюбляется в сестру Доминика Мию (Джордана Брюстер) и проникается уличной философией самого Торетто. Брайану все сложнее выбрать между долгом и новыми друзьями.
Полноценной частью «семьи» Доминика герой станет совсем не сразу — в первом фильме он отпускает преступника, но и сам рвет связи со стритрейсерами. Какое-то время «Форсаж» искал свое лицо. Во второй части, например, вовсе нет Вина Дизеля, а Брайан участвует уже в другой операции под прикрытием на пару с другом детства Романом (Тайриз Гибсон). Третий фильм же рассказывает о совсем новых персонажах. Главный герой — американский подросток Шон (Лукас Блэк), которого отправляют к отцу в Японию, где он находит подпольное сообщество гонщиков-дрифтеров, первую любовь и наставника в лице Хана (Сон Кан).
Лишь в четвертой части Брайан и Доминик вновь встретились. А к пятой-шестой окончательно объединились и собрали основной костяк команды: девушку Торетто по имени Летти (Мишель Родригес), того самого Романа, хакера-гения Теджа из второй части (Лудакрис), Жизель (Галь Гадот) и Хана. Периодически семья обретала новых людей, например агента Люка Хоббса (Дуэйн Джонсон) и хакершу Рамзи (Натали Эммануэль из «Игры престолов»), иногда теряла старых. Правда, не навсегда — в «Форсаже» очень сложно умереть бесповоротно.
Где-то в начале 2010-х франшиза стала историями об эдакой команде автомобильных супергероев, которые по всему миру выполняют сумасшедшие задания: то разрушают криминальную империю главного мафиози Рио-де-Жанейро, то охотятся на сверхопасного спецагента, то ловят таинственную хакершу с лицом Шарлиз Терон. То есть именно тем «Форсажем», каким большинство зрителей знает его сейчас.
Серия идет в ногу с трендами
«Форсаж» менялся не только в сюжетном смысле. С 2001 года, когда вышла первая часть, франшиза не раз дрифтовала между интонациями и жанрами. Оригинальная картина — скорее полицейский триллер, парафраз «На гребне волны», только про стритрейсеров вместо серферов. Вторая — немного комедийное бадди-муви о двух дерзких бедокурах, вынужденных против воли работать на правительство. Третья — залихватский экшен о взрослении. Четвертая — чуть ли не криминальная драма о мести. Пятая — фильм-ограбление. Лишь к шестому фильму «Форсаж» более-менее выровнялся, и все последующие части — масштабные блокбастеры, где герои попирают законы физики, крадут подлодки, входят в горящие дома и останавливают самолеты.
Но даже в них есть заметные тональные отличия. Седьмой — фильм-элегия, очевидно переписанный из-за смерти Пола Уокера в 2013 году. В восьмом фильме семья Торетто впервые по-настоящему разваливается, а в девятом франшиза начинает обращаться внутрь себя и уходить в метакомментарий: Роман там несколько раз поднимает вопрос о том, не бессмертные ли главные герои, раз столько всего пережили и ни разу не получили хотя бы синяка.
Фильмы о семье Торетто можно изучать как флюгер всего жанра. «Форсаж» уже два десятка лет движется туда же, куда дует ветер экшен-блокбастеров.
В нулевых была мода на пацанские эджи-боевики — вот и Доминик с Брайном хмурили брови. «Токийский дрифт» выглядит как идеальное кинематографическое воплощение нулевых с неоновыми вспышками, бойким хип-хопом и забавным молодежным сленгом. Четвертая и пятая части томились в темно-бурой гамме грубых боевиков рубежа 2000–2010-х — эпохи «Трансформеров», Gears of War, Resident Evil 5 и фильмов с Джейсоном Стэйтемом с какой-нибудь профессией в названии. Части после шестой отвечают моде на яркие и легкомысленные супергеройские блокбастеры. «Хоббс и Шоу» — очевидная попытка создать свою «киновселенную», как это было принято в конце 2010-х. Самоосознанные девятый и десятый «Форсажи» неловко осмысляют метамодернистскую суть 2020-х.
Эту гибкость франшизы можно воспринимать по-разному. Кто-то скажет, что авторы серии подстраиваются под дух времени. Другие — что они просто очень тонко чувствуют цайтгайст. Но правда в том, что, несмотря на все метаморфозы, «Форсаж» всегда остается «Форсажем».
На первом месте веселье
Перемены франшизе не страшны отчасти потому, что она никогда не пыталась рассказывать цельную историю. По крайней мере, до десятого фильма — он-то как раз замахнулся на чуть ли не кинороманную эпическую форму (еще одна радикальная перемена в серии). До этого в «Форсаже» всегда были отдельные законченные сюжеты, одна часть — одно безумное приключение с летающими машинами и очередным невыполнимым заданием. Фильмы связаны друг с другом белыми нитками, причем часто доходит до смешного. Например, третья часть по хронологии в итоге оказалась где-то между шестой и седьмой. Причем сразу это явно не предполагалось — просто зрителям так понравился Хан, что его решили добавить к основной команде, а поездку в Токио максимально отложить.
Отсюда же и постоянные воскрешения, и сюжетная непоследовательность. Хоббс и Шоу могут помириться в восьмой части, а в собственном спин-оффе опять ненавидеть друг друга. События из прошлых фильмов вдруг оказываются гениальным планом злодеев из будущих картин. Новые герои появляются постфактум: злодей «Форсажа 10», например, все это время был около команды Торетто еще в «Форсаже 5», просто камера «не догадалась» его показать.
Хаотичность может расстроить любителей больших метаисторий. Но в каком-то смысле она даже симпатична.
Пока другие крупные франшизы пытаются расписать сюжеты на десять фильмов вперед и лишают себя гибкости, авторам «Форсажа» на все плевать. Под сюжет можно будет и возродить умерших, и перелопатить рассказанные ранее истории. Видно, что серия руководствуется не «каноном», а простой блокбастерной истиной: весело значит хорошо.
Технический шедевр
В «Форсаже» и правда бывает очень весело. Хотя серия не отличалась особенно остроумными сценариями, она больше десяти лет находилась в авангарде очень «физических», амбициозных блокбастеров, где даже самые дикие трюки часто выполняются по-настоящему. Пожалуй, в этом смысле посоперничать с «Форсажами» могут разве что «Миссия невыполнима» и бондиана.
Гонка по Рио с прицепленным к машинам огромным железным сейфом? Абсолютно настоящая. Просто в некоторых кадрах под «сейфом» прячется еще одна машина, водитель которой двигается с идеальной точностью. Вам казалось, что падение автомобилей из самолета в «Форсаже 7» — уже слишком нереалистично? Так и это сняли вживую. Кинематографисты действительно сбросили машины с огромной высоты над пустыней в Аризоне, а также трех операторов, которые снимали это все в свободном падении. Правда, актеров в машинах не было. И хорошо: на одной, например, не сработал парашют, и при приземлении она разбилась в ошметки.
Создатели «Форсажа» в целом любят уничтожать автомобили и в каждой новой части тратят миллионы из бюджета, чтобы красиво взорвать очередной суперкар. Есть в этом какая-то чисто кинематографическая поэзия: фильмы франшизы навсегда запечатлевают кадры, которые в жизни часто можно было сделать всего один раз.
Даже если вам безразлична история Доминика, Брайана и их друзей, «Форсаж» легко смотреть как калейдоскоп действительно креативно придуманных экшен-сцен.
Где еще увидишь, как герои сражаются на трассе с танком и используют машину в качестве «якоря», чтобы его остановить? В данном случае история — лишь дополнение к действию, а не наоборот. Несложно представить, что создатели «Форсажей» сначала придумывают концепты для экшен-эпизодов, и только потом те обрастают каким-то сюжетом.
А еще «Форсаж» — великая выставка каскадерских достижений. Можно сколько угодно смеяться над сценаристами серии, но над ней работает и куча других талантливых людей. Они придумывают, как поднять горящую машину в воздух; снимают ее с вертолета в экстремально опасной близости, не боясь, что авто вот-вот ударит в винты. Они сидят за рулем взлетающих машин, выпрыгивают из них на ходу и ломают кости, чтобы зритель в кинотеатре или дома мог два часа посмотреть на любимых героев, спасающих мир.
Эти люди и так не получают должного внимания в Голливуде — у каскадеров даже своей номинации на «Оскар» нет. И «Форсаж» — одна из тех, уже немногочисленных франшиз, где им дают как следует раскрыть свои таланты.
Уличная философия
Настоящие фанаты любят «Форсаж» не только за его безусловные достоинства, но и вопреки недостаткам. Все знают, что это глупое кино. Все в курсе о том, что Вин Дизель чересчур много говорит о семье и невпопад заводит патетичные речи. Не надо думать, что поклонники серии не замечают, как от части к части все более смешным становится персонаж Доминик Торетто. Дизель из-за своего эго не готов, чтобы его герой был слабее хоть кого-либо: он на равных сражается с тренированными спецагентами, прыгает лучше олимпийских атлетов и ездит быстрее любого гонщика «Формулы-1». А еще его снимают так, чтобы он выглядел одного роста с 196-сантиметровым Дуэйном Джонсоном, притом что рост Вина Дизеля всего 180 см (и то он, кажется, привирает).
Эго главной звезды франшизы — а с четвертой части еще и одного из основных продюсеров — разумеется, мешает «Форсажу». Хотя бы иногда хочется увидеть злодея, равного Доминику. Порой надоедает философия уровня мемов с волками. Но все же именно за эту очень человеческую неидеальность мы ценим «Форсаж» еще больше. Это не выверенная студийная франшиза, не продукт алгоритмов и нейросетей, а живое кино, где видны комплексы и недостатки ее создателей.
У «Форсажа» есть свой странный шарм франшизы-парадокса. С одной стороны, это абсурдные блокбастеры-гиперболы, в них много шутят, а к последним частям уже даже сами герои удивляются тому, какую чушь они вытворяют из фильма в фильм. С другой — серия серьезно относится к теме семьи, и хотя бы для части создателей «Форсажи» — более значительные фильмы, чем для зрителей. Они, может, и выражают идеи самыми прямыми способами из возможных, но зато они искренни.
И иногда это очень помогает фильмам. Зрители могут делать сколько угодно мемов со сценой из финала седьмой части, когда герои Вина Дизеля и погибшего Пола Уокера разъезжаются на автостраде. Но это действительно сильный визуальный образ и в целом потрясающий трибьют ушедшему от нас актеру. «Форсаж» показал, что, когда надо, он может быть очень трогательным и очень взрослым.
Со смертью Уокера франшиза обошлась куда лучше, чем какие-нибудь «Звездные войны» с Кэрри Фишер или даже «Черная пантера» с Чедвиком Боузманом.
Авторы серии не стали эксплуатировать образ актера, не добавили его компьютерную модель в следующие части (вот бы не сглазить), но и не «убили» персонажа в попытках сыграть на эмоциях зрителей и добавить фильму драматического веса. Они дали Брайану спокойно жить, даже подарили Доминику и зрителям его последнюю улыбку. И кажется, что настолько правильным и трогательным это прощание ни за что бы не получилось, если бы команда «Форсажа», и правда, хотя бы в какой-то степени не была семьей.