Где снимали фильм «Москва слезам не верит». 11 мест с фото
. Белый дом, метро «Новослободская», сталинские высотки и не толькоРБК Life продолжает серию материалов о местах съемок культовых советских фильмов, которые продолжают смотреть и пересматривать до сих пор. Мы уже рассказывали о локациях, где работали над картинами «Иван Васильевич меняет профессию», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», а также «Любовь и голуби» и «Афоня». А теперь вспоминаем мелодраму Владимира Меньшова 1980 года «Москва слезам не верит», которая стала одной из самых кассовых советских лент за всю историю и принесла режиссеру главную кинопремию мира — «Оскар».
Фильм рассказывает о трех молодых девушках, которые приехали из провинции завоевывать столицу СССР. Их судьба складывается по-разному. Главная героиня Катерина (Вера Алентова) под влиянием своей подруги Людмилы (Ирина Муравьева) ввязывается в авантюру — выдает себя за профессорскую дочку, чтобы найти респектабельного жениха. Когда обман раскрывается, уже беременную Катерину бросает избранник, и она вынуждена растить дочь в одиночку. При этом героиня делает блестящую карьеру, дослужившись от обычного слесаря на заводе до директора крупного предприятия. В 40 лет она неожиданно встречает мужчину, которого «так долго искала». События «Москва слезам не верит» разворачиваются в двух временных отрезках: в конце 1950-х и 1970-х.
Памятник Маяковскому
«Ничего не поняла», — говорит героиня Муравьевой своей подруге, когда они проходят мимо памятника Маяковскому, возле которого Андрей Вознесенский читает свои стихи. Монумент был установлен на одноименной площади (сейчас — Триумфальная) в 1958 году — именно тогда и развиваются события первой части картины. На церемонии открытия собрались несколько тысяч человек, перед которыми выступили популярные поэты. Это дало начало традиции так называемых маяковских чтений — каждое последнее воскресенье месяца у памятника стали собираться литераторы, читавшие для многочисленной публики свои произведения.
Интересно, что Меньшов специально снимал сцену возле памятника в сумерках, чтобы в кадре не было видно Маяковского тоннеля, который построили только через два года после описываемых событий — летом 1960-го.
Магазин с консервами
Далее подруги выходят на Тверскую, которая на тот момент называлась улицей Горького, и следуют мимо огромных витрин магазинов, где представлены различные товары — от телевизоров и музыкальных инструментов до зонтов и платьев. Людмила останавливается поправить туфлю напротив гастронома с тазиком черной икры и пирамидой из банок рыбных консервов. На стекле красуется знаменитый рекламный лозунг: «Всем давно узнать пора бы, как вкусны и нежны крабы».
Кинотеатр
Затем Катя Тихомирова и Люда Свиридова оказываются на Поварской улице, на фестивале французского кино, где перекидываются парой фраз с «начинающим» актером Иннокентием Смоктуновским, чья фамилия им «ни о чем не говорит». Сцену снимали на ступеньках нынешнего Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова. Здание было построено в 1934 году по проекту знаменитых архитекторов братьев Весниных, считавшихся одними из главных представителей отечественного конструктивизма. В нем должен был располагаться клуб политкаторжан, однако в 1936 году там оборудовали кинотеатр «Первый», а в 1957 году дом на Поварской отдали под Дом кино.
Метро «Новослободская»
Люда Свиридова встречает своего будущего мужа в столичной подземке. Восходящая звезда хоккея Сергей Гурин (Александр Фатюшин) обращает внимание на девушку на «Новослободской», после чего заходит за ней в вагон поезда. Станция Кольцевой линии была открыта в начале 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Героиня Муравьевой проходит возле одного из пилонов вестибюля с подсвечиваемым витражом, где при помощи разноцветных стекол изображен причудливый цветок в вазе.
Квартира родственников
Катя временно переезжает в высотное здание на площади Восстания (ныне Кудринской) по просьбе своих родственников, отправившихся в отпуск «на юг на целый месяц». Но не одна, а вместе с предприимчивой Людой. В сцене, когда подруги приезжают заселяться, можно увидеть небольшой киноляп: героиня Ирины Муравьевой подходит к высотке в белых туфлях, а через пару секунд уже внутри здания она поднимается по лестнице в черной обуви. Вероятно, «несостыковка» случилась из-за того, что уличные сцены снимали возле высотки на площади Восстания, тогда как интерьеры профессорской квартиры — в жилом доме на Котельнической набережной.
Сквер
На Гоголевском бульваре неподалеку от станции метро «Кропоткинская» происходит разговор беременной Катерины с телеоператором Рудиком (Юрий Васильев), которого девушка просит найти ей врача. Здесь же спустя 20 лет он будет умолять уже успешного руководителя крупного комбината Екатерину Александровну, чтобы та позволила ему познакомиться с дочерью. В одном из ракурсов за спинами героев можно разглядеть большой старинный дом с колоннами: это усадьба декабриста Михаила Нарышкина, где собирались его единомышленники, а Кондратий Рылеев читал свои «Думы». Сейчас там находится один из корпусов Московского музея современного искусства (ММОМА).
Роддом
В конце первой серии «Москва слезам не верит» Катерина рожает дочь Александру. После выписки из роддома их встречают Люда и Тося (Раиса Рязанова), а также муж последней — электрик Николай (Борис Сморчков). Эту сцену снимали на пороге родильного дома № 25 на улице Фотиевой, который был построен в 1958 году. Он стал одним из первых подобных учреждений в столице, где приняли программу грудного вскармливания, когда детей кормили не по расписанию, а по требованию матери.
Дом Катерины
События второй части фильма разворачиваются через 20 лет — в конце 1970-х. Окончившая институт и сделавшая головокружительную карьеру Катерина торопится на работу, выходя из подъезда одной из кирпичных многоэтажек на Мосфильмовской улице. Так называемые «генеральские дома», предназначавшиеся для советской номенклатурной элиты, были построены в 1973 году по индивидуальному проекту для сотрудников Минобороны СССР. От типовых московских жилых зданий того времени подобные дома отличались более просторными квартирами с особой планировкой.
Белый дом
О не сложившейся личной жизни главной героини зритель узнает из сцены встречи Катерины с ее женатым любовником Володей, которого играет Олег Табаков. Она забирает его на машине в самом центре города при въезде с проспекта Калинина (сейчас Новый Арбат) на Кутузовский проспект. За спиной персонажей на высоком берегу Москвы-реки отчетливо виден Дом Советов (ныне Дом правительства России), известный в простонародье как Белый дом.
Бассейн «Москва»
После расставания с Володей героиня Алентовой останавливает свою машину, чтобы купить самой себе цветы. В этой сцене на заднем плане видна огромная чаша бассейна «Москва» — самого большого плавательного комплекса в СССР. Бассейн прекратил работу в 1991 году, а в 1995-м на его месте начались работы по восстановлению храма Христа Спасителя.
Курский вокзал
По-настоящему судьбоносная для главной героини встреча происходит в пригородной электричке, где она знакомится со слесарем Гошей в исполнении Алексея Баталова. После выхода из поезда будущий возлюбленный Катерины предлагает довезти ее до дома на такси. Сцена снималась возле здания Курского вокзала, имеющего характерный огромный остекленный фасад.
Интересные факты
- Картина «Москва слезам не верит», которую в 1980 году посмотрели 84,4 млн человек, занимает второе место в списке абсолютных лидеров советского кинопроката всех времен. Мелодрама Владимира Меньшова расположилась между боевиком «Пираты XX века» (1980 год, 87,6 млн зрителей) и комедией «Бриллиантовая рука» (1969 год, 76,7 млн зрителей). Режиссер впоследствии говорил, что подобная аудитория «слабой не покажется ни Спилбергу, ни Лукасу».
- Комитет по цензуре намекнул Меньшову, что ленту могут не пустить в прокат из-за наличия откровенных сцен, а непосредственно перед показом худсовет «Мосфильма» рекомендовал вырезать некоторые моменты. Картину спас генсек СССР Леонид Брежнев, который пришел от «Москва слезам не верит» в неописуемый восторг.
- «Москва слезам не верит» стала третьей советской картиной, удостоившейся премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». До фильма Меньшова главную мировую кинонаграду в этой категории получала историческая драма Сергея Бондарчука «Война и мир» (1965), а также советско-японский приключенческий фильм Акиры Куросавы «Дерсу Узала» (1975).
- Владимир Меньшов на церемонию вручения «Оскара» поехать не смог, так как имел «невыездной» статус. В итоге вместо него статуэтку на мероприятии в Лос-Анджелесе вручили атташе по вопросам культуры посольства СССР в США Анатолию Дюжеву. Сам режиссер узнал о победе во время эфира программы «Время» 1 апреля, приняв эту новость за шутку.
- В 1985 года президент США Рональд Рейган перед встречей с Михаилом Горбачевым не менее восьми раз посмотрел «Москва слезам не верит», чтобы понять «загадочную русскую душу».
- Вера Алентова вспоминала о множестве писем от женщин со всего мира, которые признавались в том, что увидели себя в ее героине. Причем письма приходили из самых разных стран, в том числе Канады, Франции и Анголы. «Я думаю, что такое же завоевание проходит любая девушка, попадая в столицу, в абсолютно любой точке земного шара», — отмечала актриса.