«Я спокойна за российское кино». Любовь Аксенова — о «Почке» и не только

. Мы поговорили с актрисой о новых ролях, образах стерв и мечте о Болливуде

Любовь Аксенова рассказала РБК Life о роли в сериале «Почка» и других новых проектах

Обновлено 17 марта 2023, 19:45
Николас Ефимцев
Фото: Николас Ефимцев

В онлайн-кинотеатре KION показывают второй сезон хитового комедийного сериала «Почка», где Любовь Аксенова играет роль беспринципной взяточницы из пожарной службы Натальи Кустовой, которой нужно найти 70 донорских почек. В прокате с Аксеновой — военная драма «Нюрнберг», а в апреле на платформе Start выходит детективный сериал «Жить жизнь».

По случаю «весны Аксеновой» РБК Life поговорил с актрисой, которая 15 марта также отметила свой день рождения, о съемках в сериалах и больших ролях, а также о том, почему ей часто предлагают типажи своенравных девушек и какая ситуация образовалась в российском кинопроизводстве.

Катя Загвоздкина
Катя Загвоздкина
обозреватель, кинокритик

— Во втором сезоне сериала «Почка» ты появляешься в новом образе. Теперь Наталья Кустова — пепельная блондинка с короткой стрижкой. Как этот образ появился? Тебя попросили для второго сезона подстричься и покраситься или ты сами решилась на такие смелые перемены?

— Можно сказать и так и так. После того как мы сняли первую «Почку», я подстриглась. Обычно, пока ждешь съемок, ничего нельзя делать со своей внешностью. А я тогда не была привязана к проектам — все закончила, нигде не было договоренности о том, что необходимо сохранить образ. У меня давно не было такой свободы, и я почувствовала в себе силы и желание сделать то, что давно хотела, — коротко подстричься. Думала об этом еще с ГИТИСа, в котором училась десять лет назад. Приехала к своему другу, и он предложил: «А давай еще покрасим тебя в белый!» И я подумала: «Почему бы и нет». Подстриглась, покрасилась, шокировала этим своего агента и некоторых киноделов (смеется). А потом Маша Шульгина и Лиза Тихонова (режиссер и сценарист «Почки». — РБК Life) увидели меня и сказали: «Все, Наташа во втором сезоне должна быть такой! Мы решили, что так хотим».

— Не заметила, что поклонники стали реже узнавать тебя на улицах?

— Недавно ко мне на мероприятии подошла девушка и сказала: «Ты знаешь, что похожа на актрису? Только ты круче». И я подумала, что это один из самых крутых комплиментов, которые я когда-либо получала: «Вау, я лучшая версия самой себя, вот это да!» (смеется). А поклонники иногда не узнают, или узнают, но не понимают, что со мной произошло. Но в основном все реагируют положительно.

— Роль Натальи Кустовой придумывали специально под тебя?

— Нет. Маша Шульгина и Лиза Тихонова сначала не думали о моей кандидатуре и до последнего не знали, кто бы мог сыграть Наташу. Я попала в проект благодаря Авдотье Смирновой, она продюсер сериала. У нас с Авдотьей теплые, душевные отношения, которые начались еще до личной встречи — мы с ней дистанционно обменивались любезностями. И потом мне от нее поступило предложение сняться в «Почке», за что я невероятно благодарна.

Когда я читала сценарий, мне было любопытно, кого видели авторы, когда писали героиню. Если оглянуться на мою кинокарьеру, видно, что там есть разные роли — и плохих девчонок, и хороших, и спорных. А тут персонаж, у которого, как я говорю, ничего святого! Очень необычный для российского кинематографа.

— Получается, что «Почка» — женский проект? Сценаристы, режиссер, продюсер — женщины.

— Авдотья — креативный продюсер проекта, а генеральные продюсеры — Борис Хлебников, Александр Плотников, Игорь Мишин.

Маша с Лизой, когда создавали этот проект, совершенно не думали о том, как бы вписаться в повестку, снять кино про сильную женщину. У девочек появился такой персонаж — Наташа, они пофантазировали, как он мог бы себя вести, в каком контексте существовать. Уже после выхода к нам начала приходить обратная связь, что Наташа — сильная героиня, самостоятельная, ни от кого не зависит, ставит себе цели. А Маша с Лизой такие: «Мы даже не думали о том, что наш сериал отвечает определенному запросу общества, ну, здорово, что так произошло». Для меня то, что появляется естественным образом, несет в себе уникальную ценность.

— То есть женская режиссура у нас в кино есть?

— Я бы не стала все же делить по гендеру. Давно, еще 11 лет назад, я снималась у Нигины Сайфуллаевой в «Шиповнике». С тех пор у меня нет предрассудков по поводу женщин-режиссеров.

— Когда смотришь сериал, создается впечатление, что вы кайфовали на съемках. Это было действительно так?

— Да, мы наслаждались процессом, много смеялись, при этом не отвлекаясь от работы, часто открыто предлагали и пробовали разные варианты. И команда, и актеры — все изумительно сложилось. На съемках нельзя исключать элемент случайности, а с «Почкой» звезды сошлись.

Никогда не забуду, как мы снимали сцену из первого сезона, в которой Наташа узнает, что у Виталика (его сыграл Сергей Двойников. — РБК Life) нет одной почки. Наташа душит его и кричит: «Где почка? Кому ты отдал почку?!». Камера-мотор, Сережа берет мои руки, прижимает к своей шее и говорит: «Души по-настоящему!». Я в этот момент «теряю» Наташу, переключаюсь на Любу и начинаю паниковать. Сережа настаивает, и я понимаю, что придется зажать ему шею, а то он сам будет давить на руки еще сильнее. Так что в этой сцене я довольно серьезно его прижала. Меня поразило то, как Сережа включен в процесс. У него есть самоотверженность. Именно такие качества и делают творческого человека в хорошем смысле безумным.

— Еще один крупный проект с твоим участием, который вышел весной, — «Нюрнберг». Там у тебя драматическая роль.

— Я рада, что премьеры двух этих проектов рядом, потому что люблю контрасты. С одной стороны, «Почка» с Наташей, которая все сшибает на своем пути, а с другой — Лена, тихая, внешне спокойная героиня, у которой внутри целый космос. Есть люди, которые молчат весь вечер, а потом задают один вопрос, и он заставляет замолчать всех вокруг. Лена в «Нюрнберге» именно такая, она как будто скрыта вуалью от всего мира — то ли чтобы ей не сделали больно, то ли просто потому, что не любит внимание.

— Расскажи про работу с режиссером «Нюрнберга» Николаем Лебедевым.

— Когда мы только познакомились на пробах, он отнесся ко мне с доверием, позволил предлагать свои идеи. Николай — большой мастер, который знает, как рассказать историю, как снимать зрелищное кино.

У нас установились доверительные отношения, творческие и даже, не побоюсь этого слова, дружеские. Приведу пример: я часто использую в своей работе музыку как инструмент. Еще в институте поняла, что музыка вызывает у меня разные эмоции, и это может быть полезно для роли. У меня много разных плейлистов — для Наташи Кустовой это, к примеру, Леди Гага, Мадонна. Мне кажется, что Born this way Леди Гаги — это как раз про Наташу: я такой родилась, я королева — так меня и принимайте. Для Лены из «Нюрнберга» другой плейлист — в нем в основном инструментальная музыка, Валентин Сильвестров, саундтреки к старому кино.

Николай знает о том, что я так настраиваюсь на роль. И вот мы снимаем большую, эмоциональную сцену, на площадке — полная тишина. Я сосредоточенная, держу состояние, вхожу в сцену и вдруг слышу прекрасно подходящую, заполняющую меня музыку. Это Николай поучаствовал и поставил мелодию — понял, что она сейчас может мне помочь. Я очень ценю такое сотворчество. Мы сразу все отсняли, дубль был рабочим и в итоге вошел в финальный монтаж.

Плейлист главной героини сериала «Почка», которым актриса Любовь Аксенова поделилась с РБК Life.

— Другой всенародно любимый персонаж, которого ты сыграла, — Юлия Пчелкина из «Майора Грома. Чумной доктор». В фильме она часто меняет парики. Меня давно волнует вопрос: это было прописано в сценарии?

— Когда я впервые прочитала сценарий «Чумного доктора», поняла, что Пчелкина, которая при первой встрече обманом попадает к Грому домой, должна менять образы. Я пришла с этим предложением к команде фильма — режиссеру Олегу Трофиму, художникам по костюмам, по гриму — и эта идея всем очень понравилась. Дальше мы стали ее развивать, думали, что Юля может быть киноманом и повторять образы персонажей из фильмов. Начали это обыгрывать, фантазировать: мол, в казино она появляется в одном парике, а здесь, когда она действует как адвокат, — в другом. Мне очень нравился образ, в котором зритель впервые видит Пчелкину на экране, — кудрявой блондинки. А на то, как героиня одета в этой сцене, повлияла Матильда из «Леона».

— Юля добивается своего всеми доступными способами. Как и Наташа в «Почке», и твоя героиня в фильме «Гуляй, Вася!». Как думаешь, почему тебе часто предлагают роли прожженных девиц, стерв?

— Видимо, они у меня хорошо получаются. Причем каждый раз это вызывает у меня удивление, ведь я себя так не веду. На репетициях фильма «Гуляй, Вася!» у меня никак не получалось сделать то, чего хотел режиссер Роман Каримов. В определенный момент я стала психовать, думала, что все, пора заканчивать с актерской профессией — надо открыть химчистку, начать наращивать ногти, чем-то еще заняться (смеется). Но мы продолжили репетировать, пробовать снова, много спорили — и в какой-то момент все получилось. Роман Каримов — талантливый режиссер, важный для нашей страны. «Гуляй, Вася!» — это поворотный момент в моей актерской карьере, можно сказать, что в этом фильме я раскрылась в комедийном жанре.

Меня часто спрашивают, кто из персонажей мне ближе всего, какая я в жизни — как Наташа или как Лена из «Нюрнберга»? И я поняла, что не похожа ни на одну из моих героинь и в то же время похожа на всех, могу включить Наташу, а могу быть кроткой, как Лена. Моя профессия позволила мне почувствовать, что есть множество разных вариантов того, какой я могу быть.

— На тебя сильно влияют персонажи, которых ты играешь?

— Я слышала об актерах, которые очень сильно уходили в роль, смешивали себя с ней. Если говорить про мой опыт, то, безусловно, персонаж может незаметно на тебя влиять. Замечаешь за собой: «О, в обычной жизни я бы так не поступила, а здесь сделала».

Недавно открыла для себя такую практику — что-то вроде психологической личной гигиены, как зубы почистить. Когда приходишь после съемочного дня, нужно спокойно сесть, подышать, послушать тишину и сказать: все, я дома, теперь это я, Люба, мой мир совершенно другой, тут я — жена, дочь, подруга и много кто еще. Это позволяет пересобраться.

— У тебя в фильмографии есть популярный сериал «Почка», историческая работа «Нюрнберг». Есть «Майор Гром» — главный российский блокбастер последних лет. Это все крупные, масштабные проекты. Что дальше? Не планируешь выйти за границы России и сниматься за рубежом?

— Круто было бы сняться в болливудском кино, в фильме вроде «RRR: Рядом ревет революция» — сыграть плохую девчонку, агента спецслужб. Классно, если бы это был индийский экшен — чтобы у меня была героиня, которая дерется, останавливает машины, на ходу выпрыгивает из них и при этом всегда остается в чистом наряде (смеется).

Вообще меня тянет на Восток — мне интересны Корея, Китай, Япония. Было бы здорово озвучить героя аниме или сыграть персонажа в компьютерной игре — чтобы ему принадлежала моя внешность. Мне интересен сам этот опыт — играть в датчиках. Однажды у меня уже было подобное — очень маленький эпизод, но ради него меня всю обвешали датчиками.

— Пока нет заграничных проектов, которые уже в работе?

— Пока я только думаю в эту сторону — все в планах, пусть это случится.

— Как тебе кажется, что сейчас происходит с российским кино?

— Непростые времена — это возможность для роста. Я знаю по собственному опыту, что кризис — это возможность выйти на новый уровень. Сейчас я спокойна за российское кино, потому что знаю людей, которые каждый день с большой отдачей, вниманием и усердием делают все возможное, чтобы российский кинематограф развивался и становился лучше, обретал самобытность. Я верю, что плоды такой деятельности взойдут.

Поделиться