«В 17 лет я получил ₽300 тысяч». Как и сколько зарабатывают на видеоиграх
. Какие виды заработка есть и какой из них самый выгодныйЗа последнее 20-летие игровая индустрия преобразилась до неузнаваемости. Сейчас это не просто развлекательная отрасль по производству видеоигр для разной аудитории, но и кузница талантов, ежедневно создающая рабочие места для людей со всего мира. Причем речь идет не о разработчиках этих самых игр — программистах, дизайнерах, аниматорах и сценаристах, — а об энтузиастах, сумевших связать свою работу непосредственно с геймингом.
РБК Life изучил современные геймерские профессии и рассказывает, как можно зарабатывать за экраном монитора. Речь пойдет о направлениях, требующих как практических игровых навыков, так и теоретических.
Побеждай в играх
Компьютерный спорт ворвался в жизнь россиян больше 20 лет назад (именно тогда его признали официальным видом спорта в нашей стране), но окончательно захватил умы молодежи лишь в последнее десятилетие. Это самый прибыльный способ заработка на видеоиграх. Крупнейшие турниры по киберспорту собирают огромную аудиторию, а 18-летние игроки становятся не только рок-звездами нового образца, но и долларовыми миллионерами. Как сообщают аналитики, за киберспортом по всему миру следят свыше 276 млн человек, и с каждым годом это число будет лишь увеличиваться.
«Россия стала первой страной, признавшей киберспорт официальным видом спорта. И в наши дни киберспортсмен — такая же профессия, как и футболист, баскетболист или хоккеист. Сложная, трудоемкая и очень требовательная к навыкам и дисциплине профессия.
Киберспортсмены получают оплату, выступая за профессиональные клубы, и зарабатывают внушительные суммы призовых на крупных турнирах. Да, миллионерами становятся единицы, но по сравнению с теми же футболом, баскетболом и хоккеем монетизировать свой талант и опыт даже после окончания карьеры в роли тренеров или спортивных менеджеров удается большему количеству спортсменов.
Важно понимать, что киберспорт — это огромная индустрия. Рабочие места в ней будут появляться и дальше. Причем речь не только о соревновательной деятельности, но и о множестве профессий «около киберспорта»: судей, аналитиков, комментаторов, медиков, спортивных психологов, диетологов и так далее».
Важно также понимать, что киберспорт принципиально отличается от традиционных видов спорта своим многообразием: каждую соревновательную дисциплину здесь можно и нужно воспринимать как отдельное направление — со своими особенностями, необходимыми навыками и уровнем зарплат. Так, игроки в сверхпопулярную Dota 2 или League of Legends будут зарабатывать значительно больше, чем, например, спортсмены, специализирующиеся на NHL или FIFA. Но есть и свои исключения. Так, выигрыши Донована Ханта (Tekkz), игрока FIFA из команды Fnatic, составили свыше $550 тыс. с 2018 года, а Николаса Вилалбы — больше $500 тыс. с 2017-го. Речь не только о победах на профессиональных турнирах, но и о стримингах игрового процесса. У того же Ханта 735 тыс. подписчиков на YouTube.
Другая фишка киберспорта заключается в том, что новые соревновательные направления здесь могут появляться довольно внезапно — одновременно с релизом очередной многопользовательской игры. Тогда у спортсменов появляется шанс занять новую перспективную нишу. Например, одной из таких недавно стал мобильный онлайн-шутер Standoff 2 от российских разработчиков из Axlebolt.
«Я пришел в Standoff 2 спонтанно. У меня не было возможности играть в CS:GO (Counter-Strike: Global Offensive, выпускается для компьютеров на Windows и macOS, игровых приставках Xbox 360 и PlayStation, — РБК Life), поэтому появилась необходимость найти какую-то альтернативу на мобильных устройствах. Потом начало получаться, и я решил развиваться именно в этой игре. За турнир по Standoff 2 я пока максимально получал около 300 тыс. руб. Сейчас мне 17 лет, это моя основная профессия, а все выигранные деньги я откладываю на взрослую жизнь.
В 2023 году киберспорт остается одной из самых желанных и перспективных отраслей для молодежи. В зависимости от уровня спортсмена и клуба, за который он выступает, в ней можно ежемесячно зарабатывать порядка 200 тыс. руб., просто подключаясь к игре и тренируясь вместе с командой. И это не считая призовых за выигранные турниры.
«Зарплата в киберспорте зависит от уровня игрока и команды. Сейчас минимальная зарплата составляет примерно 25–30 тыс. руб. Максимальная может достигать 1 млн руб. Но в среднем игроки зарабатывают около 200 тыс. руб. ежемесячно без учета призовых.
К сожалению, как и в любом другом виде спорта, для успеха здесь нужно, чтобы сложилось много факторов, в том числе удача. А еще важно перед выходом на профессиональный уровень получить полноценную киберспортивную подготовку.
Нужно понимать, что профессиональный киберспортсмен — это в первую очередь спортсмен. Нельзя только играть 24 на 7. Важно разносторонне подходить к своей подготовке — выработать дисциплину и составить график тренировок».
Также Александр подчеркивает, что в современном киберспорте наблюдается огромная конкуренция, но и спрос на талантливых игроков продолжает расти одновременно с развитием отрасли. Успехов здесь, однако, добиваются не только самые талантливые, но и самые упорные.
Продавай в играх
Другой способ заработка на гейминге — торговля на рынке RMT (Real Money Trading). Суть в следующем: пользователь хочет с комфортом поиграть в любимую многопользовательскую игру вместе с друзьями, но у него физически нет времени на то, чтобы прокачивать персонажа по 10–20 часов кряду. Тут-то к нему на помощь и приходит специалист, который готов за деньги заниматься утомительным процессом «левелинга», выполнением заданий и добычей редких предметов. Все в выигрыше. Пользователь за адекватную (чаще всего) плату экономит кучу времени, а исполнитель зарабатывает, поигрывая в любимую игру.
Можно заниматься прокачкой персонажей («бустингом»), добычей и продажей внутриигровой валюты, торговлей артефактами и набиванием различных достижений. Сделка оформляется в пару кликов на любой RMT-бирже, а исполнитель может вести бизнес как полностью самостоятельно, так и устроиться в команду какого-либо сервиса — тогда выплаты будут стабильнее, но заработок уменьшится.
Сумма заработка в торговле на рынке RMT напрямую зависит от популярности игры, сложности исполнения услуги и затрачиваемого времени. Например, прокачка персонажа с 1 по 60 уровень в World of Warcraft будет стоить порядка 2 тыс. руб. А прокачка того же персонажа с 60 по 70 уровень — еще порядка 1,7 тыс. руб. И тот и другой процесс займет у исполнителя от 6 до 48 часов времени.
Таким образом, при наличии ежедневных заказов и условном 12-часовом рабочем дне исполнитель на RMT-бирже может зарабатывать до 40–60 тыс. руб. в месяц. Тяжелый график здесь оправдывается тем, что эта работа имеет минимальный порог вхождения и подходит абсолютно любому уверенному пользователю PC.
«Торговцы и бустеры — это новый тип людей. По сути, это низкоквалифицированная работа. Но в 1990-х под этим словом имелась в виду работа грузчиком или разнорабочим, а все, связанное с компьютерами, считалось работой высококвалифицированной. Сейчас же все наоборот. Компьютер — базовый инструмент, и с ним знаком практически каждый человек на планете. Поэтому и заниматься такой работой может каждый. Все же это не дизайн и не программирование».
Еще один плюс внутриигровой торговли заключается в том, что заниматься ей могут даже юные геймеры. Самый яркий пример — Roblox, интерактивная платформа, которая является одновременно и видеоигрой, и движком для создания собственных видеоигр и виртуальных предметов. За 2021 год пользователи Roblox смогли суммарно заработать свыше $500 млн на продаже своих творений. И с прибытием новых игроков этот показатель будет только увеличиваться.
Об успехах своего сына Виталия в виртуальной торговле РБК Life рассказала Ольга Профатилова. 12-летний мальчик познакомился с Roblox на компьютерных курсах, а буквально месяц назад понял, что новое увлечение можно монетизировать. Нашел продавцов виртуальных предметов и покупателей и начал проводить свои первые сделки.
«За новогодние праздники у сына маржа чистыми вышла около 1 тыс. руб. Я ему посоветовала вести бухгалтерию: записывать расходы и доходы, стараться все фиксировать. У сына детская карта, поэтому все поступления и расходы я вижу. Несмотря на приличную для его возраста доходность от данной деятельности, я все же надеюсь, что это будет лишь хобби, приносящим дополнительную копеечку, а не основным видом заработка в дальнейшем.
При всем вышесказанном у Вита ограничения на компьютер: не более трех часов в день, и лишь после всех уроков и 50 страниц книги. Советов другим родителям давать не буду, главное — знать, чем ваше чадо занято. Не все дети делятся информацией с родителями, и здесь главное не прохлопать вот такую деятельность. Ибо у нас взрослое население достаточно слабо в финансовой грамотности, что уж говорить о подростках.
Да, попадались ему и недобросовестные покупатели, которые, получив продаваемый товар, не оплачивали его, но после пары таких случаев я ему дала совет озвучивать покупателям классическую формулу «утром деньги, вечером стулья». Сначала переживал, что перестанут покупать, но я объяснила ему, что покупатель — заинтересованное лицо и что если он не испортит себе репутацию недобросовестными сделками, то будут покупать на его условиях. Сейчас так и поступает, урок усвоен успешно».
Рассказывай об играх
Еще одно направление, целиком и полностью построенное вокруг любви к видеоиграм — игровая журналистика. Она существует в России с 1990-х (подробнее можно прочитать об этом здесь) и позволяет заинтересованным геймерам рассказывать о любимых проектах в разных форматах: статьи, видеоэссе, подкасты, стримы. Здесь необходимы грамотная устная и письменная речь, большая насмотренность в индустрии и умение увлекательно преподнести информацию и свое мнение.
В сегодняшних реалиях прийти в игровую журналистику можно двумя путями: устроиться автором в уже существующее издание либо начать развивать собственный проект.
Первый вариант позволит зарабатывать от 2 до 5 тыс. руб. за одну статью (в сумме до 34–45 тыс. руб. в месяц) и в перспективе дослужиться до редактора, шеф-редактора или даже главного редактора. В таком случае зарплата журналиста может вырасти и до 90 тыс. руб. — конкретная сумма зависит только от масштаба и успешности издания и объема работы.
Второй вариант будет более рискованным, но в случае успеха позволит добиться больших высот. На первых порах журналисту придется тратить собственные деньги на игры и рекламу. Но, набрав определенную базу подписчиков, он сможет зарабатывать на донатах и рекламных интеграциях — здесь ежемесячный доход может исчисляться уже сотнями тысяч рублей.
Но прежде чем поставить ориентир на медиа, стоит иметь в виду, что работа игровых журналистов в России сильно осложнилась после введения санкций.
«В России дела у игровой журналистики обстоят плохо. Ушли рекламодатели, на которых держалась финансовая модель многих сайтов. Исчезли обзорные ключи (ранний доступ к играм для прессы для последующих публикаций о них. — РБК Life), так что игры приходится покупать, а это означает задержки, трату своих денег и наценки из-за того, что многие перестали продавать игры в РФ и Белоруссии. Плюс общее депрессивное настроение, которое сказывается на работе.
Мне кажется, что в текущей ситуации идти в эту сферу не стоит. Тут как с любой творческой профессией: если ты можешь обойтись без этого, то лучше и не браться. Большие деньги тут не делаются, а вот всяких предпосылок для эмоционального выгорания — вагоны.
Пока что все идет к тому, что игровых медиа станет меньше, так как доступ к играм у людей затруднен, значит, и спрос на информацию о них будет снижаться».
Помогай другим играть
Впрочем, санкции стали не только неприятным отягощением, но и катализатором для появления новых профессий в игровой сфере. Так, на волне многочисленных запретов появились специализированные телеграм-каналы и сообщества в соцсетях, помогающие покупать видеоигры в других регионах.
Зачем это нужно? Дело в том, что после введения санкций совершать покупки в официальных магазинах PlayStation и Microsoft Store пользователи из России не могут. И для того чтобы игровая консоль не стояла без дела, многие геймеры начали заводить себе аккаунты в других регионах: Турции, Польше, Аргентине, США и Великобритании — там магазины все еще доступны, а игры в пересчете на рубли стоят даже дешевле, чем в наших официальных магазинах до их закрытия.
Однако проводить операции в магазинах другого региона можно только с карты этого самого региона. Получить ее — непростой квест. Поэтому пользователям приходится прибегать к помощи посредников, которые за небольшую доплату покупают игры с личной карты.
Как это работает? Пользователь договаривается с продавцом на покупку конкретной игры в конкретном регионе. Потом передает продавцу все данные своего аккаунта (включая код для двухфакторной аутентификации). И ждет, пока продавец привяжет свою банковскую карту к аккаунту пользователя и совершит покупку. Пароль от своего аккаунта после сделки можно поменять, но чаще всего люди этим не занимаются. Работают на взаимном доверии.
Таким образом, наличие банковской карты в другой стране может стать дополнительным источником дохода для любого геймера. Заработок же напрямую зависит от курса.
«Идея помогать другим игрокам делать покупки в PS Store пришла после того, как друг из России попросил купить ему игру на его турецкий аккаунт (в тот момент я уже какое-то время прожил в Турции). После этого меня озарило: «Если нужно другу, значит, понадобится и кому-то еще». Тогда мы начали предлагать такую возможность сначала друзьям, потом знакомым. Как оказалось, мы не были первыми. На тот момент уже существовали крупные сервисы, занимающиеся покупками на турецкие аккаунты.
Почему Турция? Этот регион как был, так и остается самым выгодным для игроков (игры там стоят примерно в два раза дешевле, чем было в России). Но не всегда в играх есть русская локализация, поэтому параллельно мы делаем покупки и на польские аккаунты, там почти все игры имеют русскую озвучку, но ценник значительно выше.
Заработок же напрямую зависит от курса рубля, он ведь постоянно плавает. Иногда приходится поработать и в минус. Например, в конце декабря курс рубля просел примерно на 15%, а мы держим фиксированный курс для удобства геймеров. Не поднимаем его, все надеясь, что рубль окрепнет».