Разговор с дождем о детстве: каким получился спектакль «Лева» в РАМТе

. Ностальгический сюжет по рассказам Бориса Минаева

В РАМТе состоялась премьера спектакля «Лева» с Нелли Уваровой

Обновлено 05 июня 2025, 13:14
Сергей Печенкин, Иван Воротняк и Нелли Уварова в спектакле «Лева»
Фото: Пресс-служба РАМТ

Сергей Печенкин, Иван Воротняк и Нелли Уварова в спектакле «Лева»

На маленькой сцене Российского академического молодежного театра (РАМТ) состоялась премьера спектакля «Лева» по рассказам современного писателя Бориса Минаева. Режиссером выступила Рузанна Мовсесян, а главные роли исполнили Сергей Печенкин, Нелли Уварова и Иван Воротняк.

О ностальгической истории для всей семьи рассказывает обозреватель РБК Life Милана Стояновска.

Сборник рассказов «Детство Левы», впервые опубликованный в 2001 году, изображает советское детство в 1960–70-х. В веселых, трогательных и наивных историях писатель объединил личные воспоминания с художественным вымыслом. Так, взрослеющий на страницах книги Лева стал универсальным героем, знакомым любому взрослому читателю и современному подростку, который задается во многом теми же вопросами, что и дети из брежневской эпохи.

Поставить спектакль по мотивам «Детства Левы» на сцене РАМТ взялась Рузанна Мовсесян, которая уже не раз переносила на сцену истории для всей семьи. Под ее руководством на подмостках разыгрывали «Манюню» по книге Нарине Абгарян, «Лелю и Миньку» по рассказам Михаила Зощенко, а также «Кролика Эдварда» по сказке Кейт Дикамилло.

Над «Левой» работали художница Мария Утробина, художник по свету Евгений Виноградов и композитор Давид Мовсесян. Творческая команда превратила маленькую сцену РАМТа в машину времени, которая переносит героев из современной Москвы в советскую квартирку, московский дворик из левиного детства или подъезд — место встречи с соседями и лучшая точка для наблюдения за дождем. С помощью нехитрых приемов вроде ширм, занавесок или правильно выставленного света пространство сцены будто расширяется и преображается, добавляя к общей истории больше визуальных подробностей и делая любой рассказ правдоподобнее. Отрывистые клавишные и скрипка озвучивают ностальгический монолог Левы под дождем.

Начинается спектакль, как только зрители заходят в зал. На сцене в клубах дыма их встречает неизвестный в плаще: он выжидает, пока публика рассядется по местам, повернувшись к ней спиной. В зале гаснет свет, и выяснится, что незнакомец и есть главный герой — Лева в исполнении Сергея Печенкина. Он уже взрослый мужчина, успевший немало увидеть в жизни, но сохранивший одну детскую привычку. Как и много лет назад, он подолгу смотрит на дождь и рассказывает ему самые сокровенные истории, как ближайшему другу. Стоя под осенним ливнем, он начинает вспоминать детство, родителей и соседей, погружаясь в прошлое вместе со зрителем.

Экспозиция поначалу выглядит идиллически: история советской семьи, в которой мама с творческой душой (Нелли Уварова) и папа с золотыми руками (Иван Воротняк) растят сына в любви и внимании добропорядочным гражданином и счастливым советским человеком. Сцены умиротворенного быта, скрашенные ностальгией, сменяют друг друга, вызывая то радость, то непонятную для ребенка тоску. Но вот на сцене появляется семейство филологов, не поминающее имя Пушкина всуе; потом Лева пытается разгадать, что за тайна стоит за несчастьем мужа папиной сестры, пока родители прячут того от милиции. А вскоре Лева узнает, что лагеря бывают не только пионерским, семьи не только родными, а соседи — не всегда друзьями.

Но любые реалии советского времени предстают перед героем и перед зрителями в безопасной семейной обстановке. Возможно, образ полной счастливой семьи — наиболее душеспасительный элемент всей истории. Домочадцы проходят через трудности вместе, могут поссориться, но обязательно мирятся, вместе решают проблемы, слушают друг друга и поддерживают. Почти утопическая картина для значительной части страны, как советской, так и постсоветской, но оттого успокаивающая и превращающая воспоминания в добрую сказку.

Спектакль «Лева» семейный во всех смыслах этого слова и может оказаться даже важнее, чем просто театральное действие, если станет причиной для всех его увидевших поделиться воспоминаниями со своими детьми. А детям — послушать рассказы родителей. Такие истории — хрупкая, быстро исчезающая магия, которой хорошо бы успеть напитаться до того, как единственным собеседником останется осенний дождь.

Ближайшие спектакли — 14 и 15 июня.

Поделиться
Авторы
Теги