Едем и медитируем: зачем смотреть спектакль «Пустые поезда» в РАМТе

. Новая история от автора «Человека из Подольска»

Спектакль «Пустые поезда» представили в РАМТе

Обновлено 05 марта 2025, 12:33
РАМТ
Фото: РАМТ

В Российском академическом молодежном театре (РАМТ) состоялась премьера спектакля «Пустые поезда». В постановке Алексея Золотовицкого его показывают на маленькой сцене в марте и апреле. Цикл очерков Дмитрия Данилова, любителя путешествовать на маленьких поездах по локальным железнодорожным маршрутам, был поставлен впервые.

О том, как выглядит «медитативный туризм», — так создатели определяют жанр постановки — для РБК Life рассказывает культурный журналист и режиссер Елена Смородинова.

Данилов ворвался в театр в 2017 году, после того как его «Человек из Подольска» попал в шорт-лист драматургического конкурса «Ремарка». Потом вышел спектакль Михаила Угарова в «Театре.doc» — за него Дмитрий Данилов получил в 2018 году «Золотую маску». «Человек из Подольска» стал чуть ли не одной из самых репертуарных пьес последних лет: ее играли в разных театрах в Москве, Петербурге, Владивостоке, а в 2020 году у театрального режиссера Семена Серзина вышел кинодебют по «Человеку из Подольска» с фронтменом OQJAV Вадиком Королевым в главной роли. А Данилов не выпадал из поля внимания театралов. Вот и Алексей Золотовицкий присматривался к прозе Данилова давно.

Золотовицкий — выпускник мастерской Олега Кудряшова режиссерского факультета ГИТИСа, где умеют деликатно переносить прозу на сцену. Возникла нетривиальная задача поставить историю, в которой нет ярко выраженного действия, кроме мелькания за окном пейзажей да мыслей автора по этому и другим поводам. Вот как о ней говорит сам Золотовицкий: «При переводе прозы на язык сцены мы, конечно, столкнулись с тем, что как бы ничего не происходит. Поэтому выбрали путь откровенно игрового театра с песнями, танцами, стихами и мемами». Петь тут будут много и в неожиданных аранжировках. А вагон электрички, придуманный художницей Софьей Егоровой и занимающий практически все пространство сцены, обречен в лучшем случае ехать по кругу.

Спектакль начинает цитата из текста «Как умирают машинисты метро» Дмитрия Данилова:

«Настоящий флаг России
Серое, черное, белое
Серое небо
Черные деревья
Белый снег
Все, что нужно знать
О России»

Соответствующую картинку созерцает зритель в окнах электрички, куда она и проецируется на протяжении всей «поездки». Вагончик тронется и наполнится персонажами, следующими из ниоткуда в никуда.

Формально главный герой (которого будет играть то один актер, а то сразу трое) запустит историю со звонков в госпиталь, куда попала мама, то ли с ковидом, то ли с инсультом, то ли со всем вместе. Герой диктует в трубку: «Фамилия такая-то, звонит такой-то». Но узнать что-то, кроме повторенного эхом «Потом», из этого разговора толком не удается.

В фантасмагорическом мареве путешествия из ниоткуда в никуда это «потом» — объяснение всех действий, которые герой зачем-то сделает или не сделает. Точно известно, что жить он начнет потом. А пока он едет, то может рассуждать, как правильно склонять топоним Дно или как доехать до станции Тихорецкой (той самой, из песни), чтобы дождаться маршрутку, проехать город по кругу и вернуться в поезд. Жизнь будет потом. Пока — одна только необязательная дорога, в которой можно вспомнить, как ездили с мамой в Сухум (тогда еще Сухуми) или как Николай II как раз на станции Дно отрекался от престола. Собственной персоной последний император явится на сцену с чашкой чая.

В вагон то и дело то входят, то из него выходят проводницы в форме РЖД (спектакль вполне мог бы быть коллаборацией с монополистом, но нет), компания с гитарой, певец с портативной колонкой и микрофоном и незатейливым бэнгером про то, как «ссорили поезда, а мирил пустой вокзал», продавец никому не нужных мелочей… Золотовицкий вслед за Даниловым предлагает зрителю увидеть если не поэзию, то повод для обаятельной прозы в обыденном и часто мало симпатичном.

В дизайне афиши к спектаклю Алексея Золотовицкого была использована фотография Дмитрия Маркова, снимавшего непарадную Россию влюбленным в нее взглядом. Одинокий человек идет по мосту над двумя стоящими поездами, залитый то ли закатным, то ли рассветным солнцем и нежностью фотографа.

Золотовицкий явно не просто так выбрал этот кадр Маркова — это тот случай, когда афиша становится визуальным комментарием состояния, которым, кажется, вдохновлялся режиссер вслед за Дмитрием Даниловым. Если вы любите способ мышления и письма писателя, то «Пустые поезда» придутся вам по душе. К тому же очарование этой театральной прозы подчеркнуто музыкальными номерами. Чего только стоит финальный и разложенный на голоса шлягер «Он уехал прочь на ночной электричке». Если вам такие тексты кажутся графоманией, то, возможно, вы просто полтора часа помедитируете в театральном зале.

Ближайшие спектакли пройдут 18 марта, 3, 17, 25 и 30 апреля.

Поделиться
Авторы
Теги