Чичиков из черной дыры: каким получился спектакль «Мертвые души»

. Обзор версии театрального объединения «Озеро» с женами помещиков

«Мертвые души» с Исаковой и Цыгановой представили в Пространстве «Внутри»

Обновлено 11 марта 2025, 11:48
Виктория Исакова в роли Плюшкиной, которая в этой вариации «Мертвых душ» обладает расширенными возможностями
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

Виктория Исакова в роли Плюшкиной, которая в этой вариации «Мертвых душ» обладает расширенными возможностями

6 марта в московском камерном театре Пространство «Внутри» прошла премьера спектакля «Мертвые души» в постановке Владимира Комарова. От гоголевской поэмы осталось лишь название и некоторые сюжетные детали, в остальном же перед нами самостоятельная история, скроенная из разных произведений, культурных отсылок и идей. Подробнее о новинке рассказывает Милана Стояновска.

В Пространстве «Внутри» вторая премьера по Гоголю за сезон: сначала Антон Федоров поставил смелую «Шинель» с Сергеем Шайлаковым в роли маленького человека Акакия Акакиевича, а теперь творческое объединение «Озеро» представило свою версию «Мертвых душ» с интригующим актерским составом и дерзким либретто:

«В город N приезжает отставной чиновник Павел Иванович Чичиков и его племянник Руслан. А дальше все как у Гоголя, Чичиков скупает умерших крестьян. Для чего? А *** его знает… Ясно только одно — кто ссыт, тот тонет».

Независимое театральное объединение «Озеро» появилось в 2024 году силами трех выпускников режиссерского факультета ГИТИСа. Владимир Комаров, Андрей Маник и Гоша Токаев создали проект, с которым охотно сотрудничают ведущие актеры и которым восхищается театральная публика. «Ричард», «Три сестры» и «Красная шапочка» были приняты на ура. Не всегда ровные и часто весьма дискуссионные постановки тем не менее показали, что в «Озере» есть некое новое веяние, так необходимое молодому театру. Комплиментарный дискурс, сложившийся вокруг объединения, безусловно, играет на руку всем новым проектам. И в то же время возрастающая популярность и предыдущие успешные работы задают высокую планку спектаклям «Озера».

«Мертвые души» — размышление о том, что будет, если Чичиков в город N попадет из будущего, а всех помещиков заменят женские персонажи. Совместно с Миленой Черкес Владимир Комаров превратил эту идею в пьесу, которая немного следует тексту Гоголя, и поставил на сцене вместе с Андреем Маником.

Роль Чичикова взял на себя Гоша Токаев, а в качестве исполнителей второстепенных ролей к работе присоединились уже работавшие с «Озером» Игорь Царегородцев, Таисия Вилкова, Мария Смольникова, Светлана Иванова, Соня Райзман. Впервые на сцену Пространства «Внутри» вышли Виктория Исакова и Полина Цыганова, а эпизодические роли «голоса оттуда» и «черной дыры» достались Ивану Урганту и Лизе Янковской.

Действие спектакля начинается в современности, когда к владельцу бара и музыканту андеграундной группы «Погрешность» Руслану (Игорь Царегородцев) приходит дядя Павел Иванович Чичиков (Гоша Токаев). Дядя человек серьезный, радость от концерта на 150 человек не понимает, зато трудится на госслужбе и уже давно вошел в тот возраст, когда на молодежь смотрят свысока. Чичиков делится с племянником своей бедой: на организованное им по всем правилам мероприятие собралось так мало народу, что отчетность пришлось дополнять «мертвыми душами». Стыдно, а что делать! Будто слыша этот разговор, Павлу Ивановичу звонят «оттуда» и наказывают отправляться через черную дыру в XIX век выкупать у помещиков умерших крестьян.

Так дядя с племянником попадают в город N. Обходя по списку всех важных людей города, герои обнаруживают, что все мужчины странным образом умерли и в городе остались только их жены. Манилова (Таисия Вилкова) — в панике от того, что ей не дали инструкций, как общаться с гостем; Коробочка (Светлана Иванов / Мария Смольникова) на могиле мужа торгуется за умерших крестьян как на базаре; лихая Ноздрева (Соня Райзман) вместе с гостями пьет, парится в бане, а потом палит из всех орудий. Все это совершенно не нравится Плюшкиной (Виктория Исакова), которая здесь не жена жалкого скопидома, а женская версия Городничего из «Ревизора» и мать скучающей в телефоне девочки-подростка (Полина Цыганова).

По своей структуре спектакль, как и оригинальное произведение, представляет галерею характеров. Несмотря на современный текст и отсылки к актуальному, герои, в сущности, показывают те же качества, что и у Гоголя. Да и Чичиков, хоть и носит пальто вместо фрака и шинели, все также озабочен тем, куда несется птица-тройка и вся Русь.

Впрочем, на галерее характеров, сходстве имен и на открытых вопросах общее у спектакля и гоголевской поэмы заканчивается. История, которую «Озеро» запустило «телепортацией» во времени через черную дыру, подходит к совсем уж неожиданному финалу — сцене по «Маленькому принцу» Экзюпери. Смешной сюжет, который случился будто бы играючи, оставляет дряхлого Чичикова вместе с маленьким ребенком (Лавр Орлов), который своей искренностью и непосредственностью может отвлечь старика и от тройки, и от могильного холма, и от дум о прошлом и будущем.

Весь спектакль плотно фарширован узнаваемыми образами, которые раззадоривают зал: в поэме из школьной программы вдруг звучит Imagine «Битлов» в исполнении Исаковой, раздается легендарное ургантовское «Работаем!», возникает афоризм Чехова про приличного человека и пятно от соуса, а Маленький принц просит нарисовать барашка. Все это создает сладостное чувство ностальгии, которое не отпускает даже в драматических сценах внутреннего монолога Чичикова.

Доработка материала сделала бы ключевые смыслы «Мертвых душ» яснее, структуру четче, финал стройнее и логичнее, хотя актерская игра всего состава, любовно заложенные отсылки и присущая постановке смелость делают достаточно для того, чтобы новое прочтение получило не меньше зрительской любви, чем «Три сестры» или «Красная шапочка». Пусть этот эксперимент «Озера» оказался неидеальным, ругать спектакль, с которого выходишь с улыбкой, не хочется.

Поделиться
Авторы
Теги