Кубическая сила: как «Minecraft в кино» разругали критики, но не зрители

. Почему не стоит относиться к развлечению слишком серьезно

«Minecraft в кино» разругали критики, но похвалили зрители

Обновлено 08 апреля 2025, 07:00
Джек Блэк, Джейсон Момоа и Себастьян Юджин Хансен в фильме «Minecraft в кино»
Фото: Warner Bros.

Джек Блэк, Джейсон Момоа и Себастьян Юджин Хансен в фильме «Minecraft в кино»

В соцсетях вирусится скриншот с тремя новостными заголовками, идущими подряд: «Критики разгромили фильм «Minecraft в кино», «Дети не послушались критиков и пошли на «Minecraft в кино», «Фильм «Майнкрафт» показал лучшие кассовые сборы за первый уик-энд».

На агрегаторе Rotten Tomatoes у фильма 48% одобрения критиков и 87% одобрения зрителей. Критический консенсус гласит: «Вместо того чтобы воспевать творчество, фильм представляет собой красочную песочницу, в которой веселятся Джек Блэк и Джейсон Момоа, разыгрывая историю, причудливо возникающую из обычных строительных блоков». Зрительская реакция менее брезгливая и более снисходительная: это всего лишь развлекательное кино, зачем требовать от него больше?

С премьеры 4 апреля «Minecraft в кино» заработал в мировом прокате $301 млн при бюджете $150 млн, то есть окупился на рынке США и в 75 странах мира. Учитывая, что видеоигра-песочница признана самой продаваемой за все время во всем мире, потенциал удачных кассовых сборов был легко предсказуем. Благодаря этому старту фильм по «Майнкрафту» стал самой крупной премьерой в США в 2025 году и самым крупным международным дебютом Warner Bros. и Legendary Pictures.

Что написали критики, а что зрители — цитируем самое интересное.

Реакция критиков

«Циничная коммерческая выжимка из бренда», — так пишет о фильме The Guardian в рецензии, где размышляет, что, возможно, «существует альтернатива — более остроумная, смешная версия Minecraft в кино», с настоящими шутками», а вот свобода, которую видеоигра предоставляет геймерам, для любой ее экранизации чужда.

«В отсутствие единой фиксированной сюжетной линии, которой можно следовать в сценарии, «Minecraft в кино» выглядит как слепленный из разных кусков материал, заимствующий прием из «Джуманджи: Зов джунглей » (и звезду в лице Джека Блэка), а также накладывающий универсальную структуру для поиска артефакта на насыщенный цветами фон из кубической растительности, розовых овец и нестрогих строительных норм».

В The New York Times адаптацию «мегахитовой видеоигры» считают иллюстрацией юмора нулевых: абсурдного, глупого и, более всего, случайного, а сам фильм будто бы запечатлел эту «эру эпически тупого юмора», чего следовало ожидать от режиссера Джареда Хесса, уже работавшего с Джеком Блэком над абсурдистской комедией «Суперначо».

«Этот ретро-подход на бумаге мог бы показаться оторванной от реальности комедией, но в этой полной абсурдности есть нечто почти освежающее, дерзкое — взять бюджет блокбастера и с радостью принять идиотизм, как будто сознательно заявляя: «Ну это ж фильм по Minecraft!». Это благожелательное толкование непосредственно держится на Блэке, чья комедийная манера — искренняя нелепость — пережила даже нашу эпоху иронии».

На фоне развернувшихся в свежем сериале Apple TV+ «Киностудия» рискованных событий вокруг создания корпоративного фильма-блокбастера про газировку, выход «Minecraft в кино» и его судьба кажется особенно близкой зрителю. Он уже примерно понимает, каким образом разного рода дурацкие идеи приходят в головы студийным боссам в погоне за миллиардной кассой, как эти идеи воплощают несчастные подручные продюсеры, выбирая будущих фигурантов кинопроизводства — сценаристов и режиссеров, на которых будет возложена миссия слепить из того что было, зрительский хит, который несомненно обругают кинокритики и восхвалят зрители.

Критики также вспоминают прошлый опыт победы корпоративного кино над здравым смыслом. В Forbes напоминают, что «Братья Супер Марио в кино» (2023) также провалился у профессиональных зрителей и развлек непрофессиональных — преимущественно фанатов видеоигры из нескольких поколений — и заработал $1,3 млрд по всему миру.

«Есть кое-что, что критики и зрители снобы «не понимают». В большинстве своем это киноадаптации видеоигр, которые нравятся либо заядлым геймерам, либо молодежи, которой еще позволительно быть нормальной. Я вспоминаю о 291 млн, которые заработал «Пять ночей с Фредди» при невозможно крохотном бюджете. Это случается чаще, чем вы думаете, и мы определенно на пути к тому, что подобное произойдет с «Minecraft». А значит, сиквел не за горами».

Ответ зрителей

О разработке фильма для фанатов видеоигры слухи ходили еще с 2014 года. Аудиторию зарядили на ожидание релиза к 2018-му под продюсерством Роя Ли («Лего.Фильм») и Джилл Мессик («Зачинщики»). В режиссеры наняли канадца Шона Леви («Ночь в музее»). Но в 2015 году все поменялось. Постановку поручили Робу Макэлхенни («В Филадельфии всегда солнечно»), предоставив ему предварительный бюджет в $150 млн. Объявили дату релиза — 24 мая 2019 года. Начали производство, ожидая сценарий от Джейсона Фукса («Ледниковый период 4: Континентальный дрейф»), главную роль собирался сыграть Стив Карелл («Офис»). Но через год эта деятельность иссякла, когда из Warner Bros. ушел руководитель Грег Силверман. Сценарий снова переписали, но фильм все же отложили. Релиза в 2019-м не состоялось. Вместо этого объявили, что сценарий опять пишется.

Режиссер Питер Соллет, автор драмы «Все, что у меня есть», собирался дать свой угол кино о Minecraft — сюжет о девочке-подростке и ее друзьях-авантюристах, которые бы шли сражаться с боссом игры Драконом Края. Но тут вмешалась пандемия, и WB опять скорректировала планы. Уже в 2022 году наконец определилась судьба потенциальной франшизы: режиссер Джаред Хесс, сопродюсирование от студии Legendary Entertainment, Джейсон Момоа в одной из главных ролей, включение живых актеров в анимацию. В 2023 году каст пополнили Джек Блэк, Дженнифер Кулидж, Кейт Маккиннон и Джемейн Клемент. Съемки начались в январе 2024 года и завершились в апреле — они могли бы начаться еще в 2023-м, но вмешалась забастовка голливудской гильдии актеров.

«Как давний игрок в Minecraft, я ждал этот фильм годами, и хотя он меня не поразил, но и не разочаровал!», — пишет пользователь IMDb, ставя оценку 7 из 10. «Джейсон Момоа был абсолютно великолепен в этом фильме! Для меня (и моя жена со мной согласна), он стал фишкой этого фильма. Да он даже «Оскара» заслуживает за то, что оживил своего персонажа-карикатуру и заставил нас переживать за него», — пишет следующий. «Ни в коем случае не претендент на «Оскар». Но фильм делает то, что обещает. Легкий, шумный, смешной детский фильм с шутками для геймеров и не для геймеров», — подмечает третий, уже на Rotten Tomatoes. «Абсолютный пик фантастического кино, если бы я мог поставить шесть звезд, я бы поставил», — еще один пример зрительского восторга.

«Может, это не совсем точное соответствие видеоигре, но я не испытывал подобной детской радости уже много лет. Фильм был так хорош, во многих отношениях. Люди просто воспринимают его слишком серьезно, забывая, что это кино по видеоигре».

Отзыв на Rotten Tomatoes.

Один из самых вирусных моментов фильма — это появление зомби-наездника на цыпленке во время сцены на ринге с Джейсоном Момоа. Реакция зрителей на сцену Chicken Jockey (в основном американцев), записанная на видео, широко разошлась в соцсетях. На видео посетители вскакивают с места, кричат и бросаются попкорном.

Ответ аудитории разительно отличен от реакции критиков: кажется, посетители кинотеатров, несмотря на сложную экономическую обстановку с высокими ценами на билеты, более благосклонно относятся к простому развлечению, чем ищущие высокого смысла и нетривиальных ракурсов профессиональные зрители, кинокритики и киноведы.

Иногда фильм с кубическими зверятами, придуманными для развлечения аудитории, должен оставаться просто увлекательным аттракционом, а не ударяться в сложную рефлексию по былым политическим и социальным травмам, не отсылать к невыносимой реальности и помогать на пару часов забыть, что за пределами стен кинотеатра мир все никак не найдет баланс.

Поделиться