Как живет авангардный «Театр в Театральном музее». И за что его любят

. Петербургский проект, который умеет в самоиронию и мемы

Как живет авангардный «Театр в Театральном музее» в Санкт-Петербурге

Обновлено 27 марта 2025, 11:12
Спектакль «Еще один, Карл»
Фото: Пресс-служба театра

Спектакль «Еще один, Карл»

27 марта — День театра, и в Петербурге его празднуют с размахом. Количество независимых театров в городе может соревноваться с количеством модных кофеен и уж точно превосходит количество разводных мостов. Театр в подвале и на крыше, Невидимый театр и самый маленький на свете (театр «Блоха»), «Плохой» театр, в который не продают билетов, и театр с оверпрайс-билетами, но которых никогда нет — на многих площадках города сегодня устроили почти круглосуточные иммерсивные празднества.

В Театральном музее, например, идет фестиваль «Весь день — театр». Тут вообще не мудрят с названиями, и проросший в 2019 году репертуарный театр так и назвали: «Театр в Театральном музее» (ТТМ).

Какими постановками авангардная площадка в Петербурге привлекает зрителей, рассказывает обозреватель и автор телеграм-канала «Что посмотреть?» Елена Свиридова.

Оживлять портреты

Театр в Театральном музее родился в 2019 году из энтузиазма, доверия старших коллег и любви к профессии молодого театроведа Анны Ласкиной. Первая постановка «Портрет» стала дебютным аудиоспектаклем для Дмитрия Лысенкова, задала курс и обозначила метаидею ТТМ: оживлять портреты, делать людей «из-под стекла» и «из-под картинных рам» живыми и близкими зрителю. «Наш театр — про музей и его героев. Мы вывели их на сцену — пусть говорят», — делится концепцией театра Анна Ласкина, заведующая научно-просветительским отделом Театрального музея, идейный вдохновитель и основатель ТТМ.

«Еще один, Карл»

Вокруг спектаклей ТТМ собралось неформальное фан-сообщество, его негласные участники ходят на одни и те же постановки по пять, а то и по десять раз подряд, на самые популярные спектакли билеты разлетаются за минуты после открытия продаж. К слову, видных деятелей искусств и критиков на показах в ТТМ тоже можно встретить.

На последнюю премьеру ТТМ и на очередной спектакль о Всеволоде Мейерхольде — билеты не достать. Постановщик Дмитрий Крестьянкин на исходе юбилейного года Мейерхольда создал манифест про судьбы режиссеров тогда и сейчас, а заодно прошелся по клише спектаклей-биографий. Так, в начале артисты зачитывают отзывы критиков на другие постановки ТТМ и Крестьянкина (не раскрывая, что именно из этого правда), и в жанре «пост-мета-субли»-иронии (так артисты сами обозначают то, что происходит) комментируют их, пытаясь работать на опережение.

Нужен спектакль меньше часа? Так наш идет почти час! Для современного театра важен интерактив? Мы прямо сейчас сыграем между собой в «камень-ножницы-бумага»! Интерактив со зрителем? Тогда со зрителем сыграем! Этот запал не утихает на протяжении всей постановки, и режиссер заигрывает с ожиданиями зрителей и критиков.

Крестьянкин деконструирует приемы постдраматического театра, разделяя каждого артиста (Игорь Астапенко, Дмитрий Крестьянкин/Иван Вальберг, Вячеслав Пискунов) на героя и того, кто его комментирует в режиме «подкаста». Вернее — «архивного (или архивирующего) подкаста», похожего еще и на сеанс групповой терапии. Зрители и артисты объединяются вокруг общих ценностей, вспоминают и сохраняют важные для них впечатления, связанные с искусством. Уровень погружения и узнавания тех самых впечатлений регулируется театральным бэкграундом каждого. Впрочем, любому зрителю не будет скучно. Удовлетворены будут и те, кто пришел узнать биографию Всеволода Мейерхольда (ее зачитывают в жанре рэпа), и заядлые театралы — в спектакле масса оммажей самым разным театральным режиссерам, проектор транслирует редкие фотографии из архива музея на стену.

В название спектакля «Еще один, Карл» вынесен одноименный мем, а заодно — ирония над множеством спектаклей о Мейерхольде, вышедших в юбилейный год, с претензией на манифест о работе и жизни режиссера. Постановка балансирует на границе между постиронией и абсурдом. Если чаша весов склоняется в сторону второго, артисты бегут к специальному звоночку и сбивают градус бреда. А для особо чувствительных зрителей в начале звучит дисклеймер, что спектакль не стремится оскорбить чувства верующих в психологический театр. «Проще, легче, веселей», — призывают создатели, цитируя Станиславского и вычеркивая оттуда соревновательное «выше».

Все артисты, участвующие в постановках, служат в репертуарных театрах или активно снимаются в кино и сериалах. При этом успевают играть в ТТМ и как один рассказывают, как ценят особенную атмосферу этого места.

«Поскольку ТТМ — это Театр в музее, музей всегда становится одним из действующих лиц спектаклей ТТМ. Музей приглашает к взаимодействию, делает спектакли сайт-специфичными. Сотрудники этого театра — не просто коллеги, а скорее заботливые родственники. Их трепетное отношение к делу перерастает в спектаклях в магию».

Иван Вальберг, актер спектаклей ТТМ «Еще один, Карл» и музейного путешествия «Здесь и тут»


«В ТТМ все по любви. И первое, чем ТТМ отличается от других театров, — отношение коллег друг к другу. Это может показаться банальным или слишком милым, но это действительно так. Спектакли делают люди, которые знакомы с понятием горизонтальные отношения. Мы все придерживаемся плюс-минус одних и тех же ценностей и готовы слушать и слышать друг друга. С таким отношением рождаются особенные проекты».

Варвара Сополева, режиссер и актриса спектакля ТТМ «Выход в свет»


«Театр в Театральном музее — крутое место, где царит атмосфера поддержки и взаимопонимания. Тем, кто здесь работает, хорошо друг с другом — это чувствуется. И вещи тут рождаются хорошие».

Игорь Астапенко, актер спектакля ТТМ «Еще один, Карл»


«Театр в Театральном музее максимально открыт к зрителю. Сюда можно приходить без снобизма, как в гости к близким знакомым. Даже если спектакль не понравится, можно почувствовать, как постановка стремится выстроить честный и дружелюбный диалог со своим зрителем. Думаю, не только артисты, но и зрители здесь ощущают, что их принимают, им рады».

Любовь Яковлева, актриса спектакля «Выход в свет», актриса Александринского театра

Что посмотреть?

Сейчас в репертуаре ТТМ девять проектов:

  • «Портрет» — первый аудиоспектакль Дмитрия Лысенкова о меценате Левкии Ивановиче, основателе Театрального музея;
  • «Красный фонарь» и «Еще один, Карл» — спектакли режиссера — звезды независимой сцены Дмитрия Крестьянкина о последнем директоре императорских театров Владимире Теляковском и о Всеволоде Мейерхольде. Постановки объединяет не только имя режиссера, но и тема жизни во время социальных и политических перемен;
  • «Выход в свет» — тонкий и трогательный спектакль-альманах Дмитрия Мулькова о женщинах в искусстве;
  • «12 стульев. Фан-фикшн» — спектакль-кабаре Никиты Славича, в рамках которого два года сеть ресторанов быстрого питания «Теремок» спонсировала поедание блинов на скорость.

Кроме этого, при участии ТТМ (автор идеи — Константин Учитель) были созданы нашумевшие в Петербурге (и даже за его пределами) иммерсивные проекты:

  • карнавально-театральное действие в стиле абсурдистов и под старый Новый год — «Хармс-елка»;
  • перформативное безумие, охватывающее весь город и вовлекающее сразу нескольких молодых режиссеров «Маршрут старух» (с отсылками к одноименному рассказу Хармса);
  • трехчасовой спектакль-путешествие «Шаляпин. Прогулка», созданный к 150-летию Федора Шаляпина с плясками, застольем и показом мод.

Шестой год ТТМ выпускает по две-три премьеры в сезон. Приглашает мало кому известных актеров и начинающих талантливых режиссеров, формируя репертуар, опирается только на интуицию продюсерской группы и окружающие портреты, о которых еще не рассказано. Критиков тут не особенно слушают, а иногда даже подшучивают над ними. Самоирония в почете.

«Один из моих любимых моментов в спектаклях ТТМ — в монологе-сказке о маленьком независимом театре в спектакле «Выход в свет». В финале актриса говорит о маленьком независимом театре: остался один-одинешенек, не низок, не высок, а такой, как он есть на самом деле. Эта фраза для меня — ключевая и многое говорит о независимых театрах. Честностью и волей к жизни, к творчеству они меня и привлекают. В независимом театре декорации, музыка, свет — все-все-все создается из ничего. То есть люди, которые приходят в независимый театр и делают там спектакль, — это люди, которые очень хотят что-то сказать. Поэтому спектакль появляется».

Любовь Яковлева, актриса спектакля ТТМ «Выход в свет», актриса Александринского театра

«Очень круто, что Театральный музей позволяет на своей территории ставить спектакли. Мне кажется, это помогает молодым режиссерам и артистам проявить себя, поучаствовать в чем-то интересном. Думаю, Театральный музей стоит на страже молодого поколения».

Максим Сапранов, актер спектакля ТТМ «Красный фонарь», актер Театра имени Ленсовета

Парадоксально, но факт: музей, часто неповоротливая и консервативная система, оказался местом, где рождаются новые идеи и в атмосфере поддержки и вдохновения растет поколение молодых художников.

Поделиться
Авторы
Теги