Шедевральная видеоигра Split Fiction: разбираем ее на детали
. Геймеры в восторге от нее, даже без локализации и доступа в РоссииSplit Fiction стала кандидатом на звание лучшей игры 2025 года

Скриншот из Split Fiction
Главным игровым релизом первой половины марта стала Split Fiction — безумное кооперативное приключение от Hazelight Studios. Всего за несколько дней после выхода новинка успела получить высокие оценки на профильных ресурсах (91 балл на заблокированном в России Metacritic и 90 на OpenCritic), установить новый рекорд для издателя Electronic Arts и полюбиться геймерам.
Амбициозной разработке Юсефа Фареса пророчат титул лучшей игры 2025 года и награды на церемонии The Game Awards, которая пройдет в конце года. Заслуживает ли Split Fiction такого внимания и похвалы — разбирается обозреватель Артем Дубровский.
О чем игра
Основатель компании Rader Publishing придумывает инновационную технологию, которая позволяет вытягивать креативные идеи прямо из сознания людей и превращать их в продвинутые миры-симуляции.
Главные героини — юные писательницы Зои и Мио. Обе приходят в Rader Publishing ради заключения выгодного контракта. Подписывают договор, надевают специальные костюмы и погружаются в симуляции, созданные на основе их произведений.
Конечно, все идет не по плану. Мио успевает заподозрить неладное и хочет отказаться от эксперимента. Начинается потасовка, в ходе которой она случайно «падает» в симуляцию Зои. Из-за чего вымышленные миры девушек накладываются друг на друга, создавая ошибку в программе.
Скриншот из Split Fiction
Теперь их ждет приключение в придуманных друг другом сюжетах, где прячется способ сломать машину с симуляцией и вывести основателя Rader Publishing на чистую воду. К слову, героини очень разные. Зои — мягкая и добродушная простушка с развитой эмпатией, она пишет фэнтези и верит в лучшее в людях. Мио — закрытая и хладнокровная горожанка, она пишет научную фантастику и не слишком жалует людей. Им предстоит познакомиться ближе, осознать старые травмы и понять, почему они вообще решили стать писательницами.
Что по геймплею?
В своей основе Split Fiction — платформер. Зои и Мио быстро бегают, ловко прыгают и притягиваются к определенным объектам с помощью крюка-кошки.
Однако жанр и доступные механики меняются на каждом уровне. Оказываясь в новой истории, героини получают уникальные способности, которые переворачивают геймплей с ног на голову, не давая заскучать.
За время прохождения игроку дадут попробовать все. Прятки от троллей в стиле стелс-экшена, стрельбу по роботам на манер аркадных игр shoot 'em up, гонки на гидроциклах, полеты на джетпаках, решение задачек на скорость, превращение в магических чудовищ — и это лишь те механики, которые открываются в первые несколько часов игры.
Скриншот из Split Fiction
Кооперация — ключ к победе. Почти каждая секунда игрового времени так или иначе требует взаимодействия. Вы будете вместе открывать двери, перебрасывать друг друга через пропасти, помогать в сражениях с противниками и иногда даже полностью перестраивать рельеф игрового уровня, чтобы напарник мог им эффективно воспользоваться. Каждое взаимодействие похоже на продуманную головоломку, где вам обоим придется не только показать свои навыки обращения с геймпадом, но и пораскинуть мозгами.
В прохождении будут встречаться побочные истории. Это небольшие дополнительные уровни, не влияющие на прохождение центрального сюжета. В них будут рассказываться истории, которые Зои и Мио придумали еще в детстве и юности — они короче основных уровней и всегда предлагают несколько уникальных механик. Например, игру за двух волшебных свиней, уклонения от взрывов умирающей звезды, полеты на воздушных змеях или поиски призрачных котов на специальном рынке для ведьм.
Чем радует
Феноменальной постановкой. Невооруженным глазом видно, что Фарес — киношник. Игра бесконечно генерирует зрелищные кадры и головокружительные пролеты камеры, а наблюдать за ней будет интересно даже в формате игрофильма на YouTube.
Разнообразием. Почти 12 часов прохождения ни разу не дадут повода заскучать. Локации и игровые механики сменяются с огромной скоростью, предлагая новое уникальное развлечение каждые несколько минут. А после финальных титров остается стойкое ощущение, что по цене одной игры вам достался целый десяток самостоятельных проектов.
Скриншот из Split Fiction
Обилием отсылок. Зои и Мио очень любят современную поп-культуру, поэтому их сюжеты изобилуют элементами, которые вы точно видели где-то еще. За время прохождения вам встретятся отсылки на «Дюну», «Бегущего по лезвию», «Хоббита», «Алиту», Dark Souls, Assassin's Creed, Baldur's Gate 3, Mega Man, Metal Gear и многие другие культовые произведения.
Юмором. Split Fiction очень смешная, из-за чего сильнее сказывается проблема с отсутствием перевода на русский язык. Героини постоянно хохмят, каламбурят и саркастично комментируют окружающие их объекты и события. К счастью, самые веселые моменты игры подаются не диалогами, а интегрированы напрямую в геймплей — вроде уморительного эпизода, где один игрок должен вести мотоцикл, а второй вводить капчу на экране смартфона.
Сюжетом. Хотя Split Fiction целиком и полностью выстроена на избитых жанровых тропах, это нисколько не мешает ей работать как самостоятельное постмодернистское произведение. Можно и посмеяться, и поплакать, и вздрогнуть от испуга. Героини быстро очаровывают, придерживая по паре неочевидных скелетов в шкафах, и просто отлично смотрятся в качестве харизматичного дуэта из приключенческого бадди-муви.
Скриншот из Split Fiction
Чем расстраивает?
Не самой современной графикой. Несмотря на отменную постановку и работу дизайнеров, визуал Split Fiction не тянет на игровые стандарты 2025 года — похожий проект преспокойно мог выйти и 7–10 лет назад. Помимо этого, в некоторых эпизодах у персонажей неправильно анимированы лица (мимика существует отдельно от того, что говорят герои), окружению иногда не хватает эффектов, а для драматических сцен, где героини плачут, им даже не нарисовали слезы.
Скудным окружением. Дизайн локаций изобретателен, но их совсем неинтересно исследовать. Любые ответвления от основного пути почти всегда ведут в тупик, а побочные истории (которые здесь выступают единственным контентом, доступным для любителей коллекционирования) всегда находятся на виду у игрока — зачастую ради них не нужно делать и шага в сторону.
Скриншот из Split Fiction
Высоким порогом вхождения. Многие головоломки и платформенные элементы получились действительно сложными, они потребуют от игроков опыта и мастерства управления с контроллером. Поэтому вы вряд ли сможете пройти Split Fiction с партнером, который до этого вообще не увлекался видеоиграми. А значит, придется либо искать друга-геймера, либо обращаться к незнакомым игрокам на тематических форумах. Что полностью соответствует той философии, которую изначально и закладывал в проект Юсеф Фарес, но сильно усложняет игру для одиночек.
Отсутствием «вау-эффекта». Split Fiction хороша, но это не революция в жанре и даже не прорыв конкретно для студии Hazelight. Игра выглядит и ощущается как аналог предыдущей It Takes Two (2021) без каких-либо критически важных улучшений. Да, играть в нее чуть удобнее, она лучше выглядит и предлагает больше разнообразия с точки зрения сюжета и окружения, но этого «чуть» все же не хватает для качественного скачка вперед.
Что полезно знать перед прохождением?
Руководителем разработки выступил Юсеф Фарес. Это ливано-шведский кинорежиссер, который с 2013 года занимается видеоиграми. Все проекты Фареса исключительно кооперативные, они отличаются глубоким нарративом и кинематографичной постановкой. Прошлая его разработка It Takes Two — общепризнанно лучшая игра 2021 года.
В Split Fiction нельзя поиграть в одиночку. Она рассчитана на кооперативное прохождение. Да и просто запустить игровую сессию без напарника не получится. Студия даже выпустила забавный рекламный ролик на эту тему — в нем Юсеф Фарес представляет специальное издание Friend Edition, куда входит живой компаньон для игры.
Покупать игру обоим необязательно. Как и в прошлых проектах студии, в Split Fiction есть так называемый Friend's Pass («Пропуск для друга») — особая функция, которая позволяет насладиться совместным прохождением даже при наличии только одной копии игры на пару.
Скриншот из Split Fiction
Она кроссплатформенная. А значит, нет никаких ограничений по приглашению друзей. Например, один игрок может купить Split Fiction на PC, а второй — присоединиться к нему с PlayStation 5.
В Split Fiction нет русскоязычной локализации. Ни озвучки, ни даже субтитров. Впрочем, фанаты уже оперативно выпустили нейросетевой вариант перевода — пока еще довольно сырой, но вполне рабочий.
Игра официально не продается в России. Но купить ключ все еще можно на множестве торговых площадок, которые занимаются цифровой дистрибуцией новинок.
Скриншот из Split Fiction
Стоит ли покупать?
Да, совершенно точно стоит. Даже при всех своих недостатках Split Fiction — один из самых оригинальных и увлекательных релизов последних лет. По разнообразию геймплейной части с ним может сравниться только его же «старший брат» It Takes Two или прошлогодний Astro Bot.
Это концентрированное развлечение, которое умело балансирует между зрелищностью, сложностью и изобретательностью. Подается вместе с крепким сюжетом, обаятельными персонажами и действительно смешными шутками. Геймеров из России может оттолкнуть отсутствие локализации или сложности с покупкой ключа на сторонней площадке, но уверяю, все негативные ощущения моментально отступят в первые же минуты прохождения.