Что такое URL

. Типы, структура, примеры хороших и плохих URL
Обновлено 10 марта 2025, 17:07
TippaPatt / Shuttersock / FOTODOM
Фото: TippaPatt / Shuttersock / FOTODOM

URL используется для доступа к различным веб-страницам и файлам. Несмотря на кажущуюся простоту, URL имеет сложную структуру и играет важную роль в работе сайтов. РБК Life рассказывает, что такое URL, из чего он состоит и как влияет на работу сайта.

Что такое URL

URL (Uniform Resource Locator — «единый указатель ресурсов») — это уникальный адрес ресурса в интернете, один из ключевых механизмов, который браузеры используют для получения опубликованных в Сети материалов [1]. В 1990 году URL разработал британский информатик Тим Бернерс-Ли, один из создателей Всемирной паутины (World Wide Web) и первого в истории веб-сайта [2].

Основная функция URL — помочь пользователям получить доступ к веб-сайтам, файлам и другим онлайн-ресурсам. URL работает как адрес в реальном мире. Когда вы вводите адрес в браузере, это похоже на указание маршрута почтальону: точно так же, как почтовый адрес помогает найти конкретный дом, URL направляет браузер к нужному онлайн-ресурсу. В обычном адресе важны улица, номер дома и квартиры, в URL также каждая часть имеет значение [3].

Где найти URL

URL находится в верхней части веб-браузера — в адресной строке. Его можно скопировать и отправить другому пользователю.

Структура URL

Протокол

Примеры: http, https, tcp, smtp и другие.

Протокол (или схема) нужен для определения способа передачи данных между браузером и сервером. Разница между HTTP и HTTPS — в безопасности передачи информации. HTTPS использует шифрование и проверку, поэтому он более надежен [4].

«HTTPS (HyperText Transfer Protocol Secure) — это защищенный протокол, который шифрует данные, передаваемые между сайтом и пользователем. Это особенно важно, когда на сайте происходит обмен личной информацией (например, в форме регистрации или оплаты). Наличие HTTPS сигнализирует пользователю, что сайт безопасен и его данные защищены от перехвата. На практике пользователи начинают доверять сайтам с HTTPS, особенно после того, как современные браузеры стали помечать сайты без HTTPS как небезопасные. Это может повлиять на решение посетить сайт или совершить покупку».

Светлана Галошина
Светлана Галошина
Программист, учитель информатики в частной школе «Сверхновая», Санкт-Петербург

Доменное имя

Примеры: www.example.com, www.rbc.ru.

Это название сайта, которое нужно для его идентификации в интернете.

Доменное имя состоит из трех уровней.

  • Первый уровень — доменная зона (TLD). Например: rbc.ru. На 2025 год самые крупные: .com, .de, .net, .org, .cn. Российский домен .ru находится на восьмом месте по количеству использований [5]. Список действующих доменов можно найти на сайте Интернет-корпорации по присвоению имен и номеров (ICANN) [6]. Минимальная длина — два символа, максимальная — 63 символа [1].
  • Второй уровень — корневой домен (метка). Например: rbc.ru. Это регистронезависимая последовательность символов, которые стоят после поддомена.
  • Третий уровень — поддомен. Например: http://www.rbc.ru. Находится слева от корневого домена и помогает вывести часть сайта в отдельный ресурс (форум, блог, услуги, региональное представительство): www, msk, blog.

Путь

Пример: /blog/article.

Путь указывает на конкретную страницу или файл на сервере и нужен для организации структуры сайта.

Параметры

Пример: ?id=123&category=tech.

Набор пар «ключ — значение», которые идут после знака ? в URL-адресе и разделены символами &. Дополнительные данные передаются на сервер для фильтрации и быстрого поиска [1].

Якорь

Пример: #section1.

Ссылка на конкретный раздел страницы, например на один из пунктов списка. Нужен для удобной навигации по длинным страницам.

Типы URL

Абсолютный URL

Это полный адрес сайта, в котором указаны протокол, домен и путь. Пример: https://www.rbc.ru.

Относительный URL

Это адрес страницы внутри сайта, который используют для упрощения ссылок. Он состоит из тех компонентов, что находятся справа от доменного имени. Пример: /blog/article.

На что влияет URL

URL-адрес значительно влияет на поисковую оптимизацию, помогая поисковым системам лучше понимать содержание страницы и показывать ее в результатах выдачи. Логичная структура URL помогает пользователям легче ориентироваться в разделах и страницах сайта. Короткие и безопасные адреса чаще копируются и распространяются, что также способствует увеличению трафика на сайте.

«Хороший URL помогает находить нужную информацию. Структура URL служит ориентиром для пользователей. Если ссылка логична и отражает иерархию сайта, это помогает понять, где именно находится нужная информация. Например, URL вида krutyemopedy.ru/catalog/scooters сразу говорит, что вы находитесь в разделе каталога, а подкатегория — скутеры. Логичный путь URL может также служить индикатором того, насколько хорошо организован сайт в целом».

Светлана Галошина
Светлана Галошина
Программист, учитель информатики в частной школе «Сверхновая», Санкт-Петербург

«URL-адрес также помогает поисковикам понять тематику страницы и структуру сайта. Однако современные алгоритмы могут определить содержание и без ключевых слов в адресе.

Важно, чтобы URL был понятен пользователям, отражал смысловую иерархию сайта и не менялся без необходимости. Несколько адресов для одной страницы могут запутать поисковые системы, что негативно скажется на SEO (оптимизация сайта под требования поисковых систем. — Прим. РБК Life).

URL — это как паспорт страницы, фиксирующий ее историю и репутацию. Он влияет на ранжирование при поиске, однако это второстепенный фактор. Поисковые системы могут учитывать его структуру и наличие ключевых слов, но это не даст сайту значительного преимущества. Гораздо важнее качество контента, удовлетворение пользовательских запросов и цитируемость».

Максим Милютин
Максим Милютин
Руководитель команды, консультирующей СМИ по привлечению трафика

Каким должен быть URL

URL должен быть простым, логичным и хорошо читаемым, рассказала РБК Life программист и учитель информатики Светлана Галошина. Хороший URL значительно улучшает восприятие сайта:

  • он имеет ключевые слова, которые точно описывают содержание страницы, помогает пользователю сразу понять, о чем речь;
  • он короткий и понятный: чем короче и яснее URL, тем легче его запомнить и быстрее перейти к нужной странице;
  • он хорошо структурирован и аккуратно оформлен.

«URL должен быть легко читаемым, что помогает не только в восприятии, но и в удобстве использования. Подумайте, как просто запомнить лаконичный адрес. Например: krutyemopedy.ru/catalog — это гораздо проще, чем длинный и запутанный krutyemopedy.ru/mopedy_catalog_final/pages/mains/new... Простой и логичный URL улучшает восприятие сайта, а также упрощает его продвижение, так как пользователи с удовольствием будут делиться такими ссылками».

Светлана Галошина
Светлана Галошина
Программист, учитель информатики в частной школе «Сверхновая», Санкт-Петербург

Эксперт Максим Милютин рассказал РБК Life, что для избежания проблем с SEO URL-адрес должен всегда оставаться стабильным. Ошибки в формировании URL-адресов, которые могут негативно сказаться на SEO:

  • изменение уже существующих URL без крайней необходимости — это может привести к потере накопленных поисковых данных, ссылок и пользовательских метрик;
  • наличие нескольких URL для одной страницы, что путает поисковые системы и мешает правильному распределению ссылочного веса;
  • неоптимальная структура URL, когда адреса не отражают смысловую иерархию сайта, делают его сложным для понимания пользователями и роботами;
  • избыточное стремление к использованию ключевых слов, что не дает значительного преимущества, но может привести к созданию искусственных и неудобных для восприятия адресов;
  • использование нечитаемых или случайных наборов символов, которые не помогают поисковикам и пользователям понять содержание страницы.

«SEO-оптимизированные URL-адреса понятны пользователям и поисковым системам, они отражают структуру сайта и содержат релевантные ключевые слова. Это может дать небольшой бонус в ранжировании, но не является главным фактором. Неоптимизированные URL могут быть нечитаемыми, длинными или дублировать друг друга, что затрудняет восприятие как для поисковиков, так и для пользователей. Важно, чтобы URL-адреса были логичными, удобными и не менялись без необходимости, иначе это может негативно сказаться на SEO и запутать поисковые системы».

Максим Милютин
Максим Милютин
Руководитель команды, консультирующей СМИ по привлечению трафика

Примеры хороших и плохих URL

Хорошие URL:

  1. https://example.com/about-us — четко указывает на страницу о компании.
  2. https://shop.example.com/products/laptops — логичная структура с категорией и подкатегорией товара.
  3. https://blog.example.com/10-tips-for-web-design — понятное название конкретной статьи на сайте.
  4. https://example.ru/contact — простое и понятное имя для страницы с контактами.
  5. https://example.com/privacy-policy — легко читаемый URL для страницы с политикой конфиденциальности.

Плохие URL:

  1. example.com/about_us.php? id=12345 — веб-адрес с ненужными параметрами и ID. Отсутствие протокола HTTPS.
  2. https://example.com/product/12345-details — неинформативные цифры вместо описания страницы.
  3. https://shop.example.com/laptops? category=electronics&sub=123 — слишком много параметров URL.
  4. https://example.com/page1 — неинформативный и слишком общий URL.
  5. wildber.ru/page1? id=123 — отсутствие протокола HTTPS, много параметров, похож на сайт популярного маркетплейса. Такие веб-страницы могут вести на сайт-двойник, за которым скрываются мошенники.

«Некоторые элементы URL могут насторожить пользователя и вызвать сомнения в надежности сайта:

  • отсутствие HTTPS. Если сайт не защищен протоколом HTTPS, пользователи могут усомниться в безопасности передаваемых данных;
  • длинные и сложные строки. URL, содержащие длинные, бессмысленные последовательности символов или параметры вроде id=12345, могут показаться подозрительными;
  • незнакомые домены. Если сайт использует подозрительный или странный домен второго уровня, это может вызвать недоверие;
  • домены, которые подозрительно похожи на известные сайты. Например, wk.com похож на vk.com».
Светлана Галошина
Светлана Галошина
Программист, учитель информатики в частной школе «Сверхновая», Санкт-Петербург
Поделиться
Авторы
Теги