Что значит ошибка 503 Service Temporary Unavailable
. Почему она возникает и как ее исправить
Ошибка 503 означает неполадки со стороны сервера. Ее сложно исправить пользователю, а веб-мастеру может понадобиться помощь техподдержки хостинг-провайдера. РБК Life рассказывает, что означает ошибка 503, как она влияет на сайт и как ее отслеживать.
Что значит ошибка 503
Error 503 Service Unavailable (сервис недоступен) — ошибка, которая возникает, когда сервер не может обработать входящий запрос. Однако иногда в таком случае сайт просто отклоняет соединение [1].
Сообщение об ошибке может выглядеть так:
- 503 Error;
- HTTP 503;
- HTTP Server Error 503;
- HTTP Error 503 The service is unavailable;
- Страница не работает. HTTP ERROR 503.
Стандартное сообщение об ошибке 503
Причины ошибки 503
Ошибка 503 означает, что сервер не готов обработать запрос — обычно из-за временной перегрузки или планового обслуживания.
Другими причинами ошибки 503 могут быть:
- Высокая нагрузка на сервер. Это может случиться из-за слишком большого количества одновременных посещений сайта.
- Плановое обслуживание сервера. Сервисы могут временно отключать во время обновлений или обслуживания [2].
- Неправильные меры безопасности или настройки ограничения скорости. Чрезмерно строгие правила брандмауэра или ограничения скорости могут блокировать запросы — это приводит к ошибке 503.
- Вредоносный трафик. DDoS-атаки, XSS (межсайтовый скриптинг) и внедрение SQL — это угрозы безопасности, которые могут перегрузить сервер.
Последствия ошибки 503
- Снижение видимости в поиске. Если поисковая система обнаруживает страницу с ошибкой, то она может удалить сайт из индексации: из-за этого его реже будут видеть.
- Ухудшение пользовательского опыта. Если посетитель постоянно сталкивается с ошибками, он, скорее всего, не будет пытаться зайти на нужную страницу снова. При этом его впечатление от сайта ухудшится.
- Снижение конверсии. Чем меньше посетителей, тем меньше проданных товаров и услуг: особенно если ошибка 503 появляется на странице каталога или формы обратной связи [3].
Как и любая другая ошибка, 503 отражается на пользовательском опыте, особенно если возникает в критических сценариях. Например, при попытке сохранить результаты работы или отправить длинную форму. Поисковые системы обычно понижают в выдаче сайты, на которых регулярно появляются серверные ошибки. Вместе с недовольством пользователей это может привести к значительному сокращению показателя посещаемости сайта и финансовым потерям.

Как исправить ошибку 503
Пользователю
- Перезагрузите страницу позже. Возможно, через некоторое время сайт станет доступен снова.
- Очистите кэш. Способ может помочь, если браузер сохранил копию страницы с ошибкой.
- Зайдите на кэшированную копию. Если информация нужна с конкретной страницы, попробуйте найти ее копию без ошибки. Это можно сделать через сервис Wayback Machine [4].
- Сообщите об ошибке в поддержку. Так веб-мастер сможет узнать о неисправности и быстрее устранить ее.
- Перезагрузите страницу (F5 или аналогичная кнопка в браузере). Зачастую проблема носит временный характер.
- Используйте сторонние сервисы для проверки доступности сайта. Среди российских решений — «Сбои.рф». Также можно воспользоваться DownDetector или Is It Down Right Now?
- Очистите кэш и cookies, перезапустите роутер или воспользуйтесь другим интернет-подключением. Иногда проблема связана с локальными ошибками в сети.
- Обратитесь в техподдержку или к администраторам сайта, если их контакты доступны (например, через соцсети или мессенджеры).

Веб-мастеру и владельцу сайта
Сначала стоит связаться с провайдером: так можно узнать, действительно ли работы на сервере — причина ошибки 503. Затем переведите сайт в режим обслуживания (например, он доступен на Wordpress). Это нужно, чтобы пользователь видел на странице не сообщение об ошибке, а уведомление о технических работах.
Если причина ошибки 503 не в обновлениях, можно сделать следующее:
- Оптимизируйте ресурсы. Это поможет не превышать допустимые ограничения памяти. Альтернатива — перейти на другой тарифный план с большим объемом ресурсов.
- Отключите плагины. Затем попробуйте включать их по очереди, проверяя страницу, и удалите тот, который приводит к сбою.
- Перезагрузите сервер. Подождите, пока процесс завершится, и зайдите на страницу с ошибкой 503 — способ может устранить ее.
- Отключите кэширование некоторых страниц. Иногда проблема заключается в конфликте с сетью доставки контента (CDN). Попробуйте отключить кэширование контента для пользователей, вошедших в систему.
Если ошибка вызвана плановыми работами, веб-мастеру важно дать пользователю сообщение с датой их завершения. Если она вызвана перегрузкой, нужно найти и устранить ее причину. Если у сервиса стало больше пользователей — к примеру, прошла большая рекламная кампания — можно добавить большее количество серверных мощностей или дополнительных серверов с балансировкой нагрузки между ними. Иногда временно помогает перезапуск веб-сервиса, хотя этого может хватить ненадолго. Впрочем, «залить ресурсами» проблему получается не всегда: некоторые сервисы просто не масштабируются на большее количество пользователей. Тогда нужно изучать лог-записи сервера и искать узкое место: возможно, стоит ограничить объем сохраняемых пользователями данных, частоту обращения к определенным функциям сайта или удалить ненужные записи из базы.

Ошибка 503 на сайте: как ее отслеживать
Чтобы исправить ошибку, нужно найти битые ссылки — в этом могут помочь специальные сервисы.
Google Search Console. Один из самых популярных инструментов. Помогает с SEO-оптимизацией, оценивает трафик из Google-поиска, уведомляет об ошибках и проблемах с индексированием [5].
Pingdom. Сервис отслеживает работоспособность и производительность сайта, оценивая скорость загрузки и показывая, что можно улучшить. Ошибки для удобства обозначаются разными цветами [6].
Результаты сканирования сайта с помощью Pingdom
StatusCake. Сервис, который мониторит доступность сайта, скорость загрузки страницы, сообщает, когда нужно продлить домен. Дополнительно отправляет оповещения через электронную почту, СМС и другие системы [7].
Интерфейс сервиса StatusCake
Проще всего воспользоваться бесплатными сервисами вроде Google Search Console (показывает, как часто ваш сайт отдает ошибки при индексации поисковиком) или Pingdom, UptimeRobot, StatusCake (они время от времени посещают указанные вами страницы и фиксируют код ответа сервера). Если вы размещаете сайт у достаточно продвинутого хостинг-провайдера, например в крупном облачном хостинге вроде «Яндекс Облака», то провайдер обычно предоставляет собственную консоль с мониторингом сайта. Для более сложных сервисов и сценариев можно подключать продвинутые сервисы мониторинга, такие как New Relic, Datadog, Dynatrace, Splunk, Sentry.

Отслеживать доступность можно через «Сбой.рф», Downdetector и cистемы мониторинга (Okmeter, «Яндекс Мониторинг»), которые уведомляют о перебоях в работе сайта. Помогут и системы аналитики и логирования: open-source-решения (Prometheus, Grafana), коммерческие продукты (New Relic, Datadog, Sentry) — часть из них доступна в России через локальных партнеров.
