Тарантино, Спилберг и другие назвали любимые фильмы СССР. Вы удивитесь
. «Человек-амфибия», «Летят журавли» и «Иди и смотри» тронули их за живое
Квентин Тарантино, Том Хэнкс, Антонио Бандерас
Эти режиссеры и актеры добились невероятных высот в кинематографе. Своими любимыми работами они называют шедевры кинематографа периода СССР, а некоторые честно признаются, что именно классика советского кино оказала ключевое влияние на их творчество.
РБК Life рассказывает о русских фильмах, которые стали любимыми для звезд индустрии кино с мировым именем.
Квентин Тарантино
Любит фильм «Человек-амфибия» (1961 год, реж. Владимир Чеботарев и Геннадий Казанский)
Кадр из фильма «Человек-амфибия», 1961 год
Голливудский режиссер Квентин Тарантино («Криминальное чтиво») назвал «Человека-амфибию» (снятый по одноименному роману Александра Беляева) одним из своих любимых русских фильмов, заявив, что он вырос на английской дублированной версии, которую часто показывали по американскому телевидению в 1970-х годах.
«Я маленьким много раз смотрел фильм «Человек-амфибия», обожал его», — заявил режиссер.
Режиссер превозносит операторскую работу Эдуарда Розовского («Белое солнце пустыни») и Мирона Темиряева:
«Здесь настолько хорошая операторская работа, что фильм можно смотреть хоть в цвете, хоть в ч/б, хоть в сепии — картина в любом случае захватывает. Подводные съемки просто превосходные. В них есть настоящая поэзия. У операторов явно были не самые лучшие камеры, поэтому картинка не настолько четкая, как в современных подводных сценах. Но грязь, муть и пузырьки совершенно не мешают. Анастасия Вертинская похожа в этих сценах на ангела, и даже удивительно, как у актеров получилось передать романтику под водой. Вертинскую в этой роли я запомню на всю жизнь».
Том Хэнкс
Плакал из-за фильма «Летят журавли» (1957 год, реж. Михаил Калатозов)
Кадр из фильма «Летят журавли», 1957 год
В интервью журналу Eclectic знаменитый актер Том Хэнкс («Форрест Гамп») рассказал, какое впечатление на него произвел фильм Михаил Калатозова «Летят журавли», который он посмотрел совершенно случайно:
«Я был дома один и стал смотреть советский фильм 1957 года «Летят журавли». Я плакал, когда смотрел сцену возвращения солдат с фронта в вагонах, которые тянул паровоз с серпом и молотом. Представляешь, меня и это тронуло! На публике я не расплачусь, а вот дома бывает. Особенно когда я чувствую свою личную связь с происходящим с другими людьми».
Эмир Кустурица
Восхищен фильмом «Тени забытых предков» (1964 год, реж. Сергей Параджанов)
Кадр из фильма «Тени забытых предков», 1964 год
В 2010 году, знаменитый сербский режиссер Эмир Кустурица («Андеграунд» и «Жизнь как чудо») заявил, что советская картина «Тени забытых предков» режиссера Сергея Параджанова — лучшая картина в мире, снятая к тому времени.
Стивен Спилберг
Фанат фильма «Летят журавли» (1957 год, реж. Михаил Калатозов)
Кадр из фильма «Летят журавли», 1957 год
«Летят журавли» — особенный фильм для Стивена Спилберга («Список Шиндлера»). В интервью «Известиям» в 1994 году он так отзывался о советской картине:
«Один из моих самых любимых русских фильмов — «Летят журавли». Одно из великих качеств российского кино — мастерство в показе чего-то малого, глубоко личного на фоне невероятной, огромной деятельности вокруг. Русские рассказывают историю одной любви, но окружают ее тысячами человек, лошадьми, артиллерией, взрывы сотрясают воздух. И просто интересно, как выстраивается этот баланс между интимным и сюрреалистическим, который есть, к примеру, в работах Эйзенштейна. И вот еще: когда я вспоминаю русские фильмы, первое, что приходит мне в голову, — это даже не столько простор и зрелищность, сколько поцелуи. Русские делают великие поцелуи в кино… Это пролетка у крыльца… Это иконная образность. И великие кадры, когда летят журавли и крики в небе. Малая частность, но всегда окруженная простором, огромными армиями и всем тем чрезвычайным, огромным, что и мне так нравится делать в кино».
Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола
Впечатлились и восстановили фильм «Я — Куба» (1964 год, реж. Михаил Калатозов)
Кадр из фильма «Я — Куба», 1964 год
В 1990-х Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола впервые открыли для себя картину 1964 года Михаила Калатозова «Я — Куба», посвященный революционным событиям на Кубе. Фильм им безумно понравился, и они решили познакомить с ними американских зрителей. Корифеи американского кино проспонсировали реставрацию лент и их ограниченный показ в США. При поддержке Фрэнсиса Форда Копполы и Мартина Скорсезе Milestone Films восстановила фильм и перевыпустила его после показа в Телурайде в 1992 году и на Международном кинофестивале в Сан-Франциско в 1993 году.
«Я — Куба» — не только история о народной социалистической борьбе, но и небывалый операторский эксперимент Сергея Урусевского с феноменальной траекторией движения камеры с рук, на тележках и штативах, почти без склеек.
Майкл Манн
Любит фильм «Броненосец «Потемкин» (1925 год, реж. Сергей Эйзенштейн)
Кадр из фильма «Броненосец «Потемкин», 1925 год
Режиссер Майкл Манн («Феррари») называет любимым фильмом советскую картину «Броненосец «Потемкин» — немой исторический художественный фильм, снятый режиссером Сергеем Эйзенштейном на первой кинофабрике Госкино в 1925 году.
«Эйзенштейн не только заложил теоретическую основу — диалектический инструментарий — для большей части киноповествования XX века, но и в 1924 году создал одну из величайших классических работ кинематографа, применив теорию к монтажу, композиции и смыслу. Ее влияние на британское, веймарское и американское кино огромно», — отметил американский режиссер.
Антонио Бандерас
Потрясен фильмом «Иди и смотри» (1985 год, реж. Элем Климов)
Кадр из фильма «Иди и смотри», 1985 год
В интервью для газеты «Коммерсантъ» в 2010 году Антонио Бандерас («Филадельфия», «Интервью с вампиром», «Четыре комнаты», «Отчаянный», «Дети шпионов») рассказал:
«Могу пересказать по кадрам «Иди и смотри» Элема Климова. Я увидел его в 1984 году, и он остался лучшим фильмом о войне за всю мою жизнь. Мальчик, входящий в дом, хозяев которого истребили нацисты, повсюду оставшиеся следы мирной жизни. Об этом разоренном гнезде я вспомнил, когда смотрел «Сталкера» Андрея Тарковского: тот же кошмар неприкаянности. Хотя и без войны. Герой этого фильма от ужаса ходил зигзагами — это была страшная геометрия».
Ларс фон Триер
Поклонник фильма «Зеркало» (1974 год, реж. Андрей Тарковский)
Кадр из фильма «Зеркало», 1974 год
Ларс фон Триер («Танцующая в темноте», «Догвилль», «Нимфоманка») является фанатом творчества Андрея Тарковского и называет его человеком, который вдохновил его на создание всех фильмов. В разговоре с The Guardian фон Триер рассказал о том, как «Зеркало» Тарковского изменило его жизнь.
«Я мог бы посвятить ему любой из своих фильмов», — сказал он.
В финальных титрах картины Ларса фон Триера «Антихрист» значится: «Посвящено Андрею Тарковскому 1932–1986».
«Вы видели «Зеркало»?» — спросил фон Триер критика Дэвида Дженкинса по поводу «Антихриста». «Я был загипнотизирован! Я видел его 20 раз. Это самое близкое к религии, что у меня есть. Для меня он бог. И если бы я не посвятил фильм Тарковскому, то все бы сказали, что я у него краду».