6 фильмов ужасов, которые сняли в СССР. Они невероятно страшные
. Картины нагоняют ужас на зрителей без особых спецэффектов
Актриса Наталья Варлей сыграла панночку в фильме «Вий» по произведению Николая Гоголя
В советском кинематографе было много жанровых фильмов, но среди них реже всего встречались фильмы ужасов. Тем не менее леденящие кровь картины в СССР тоже снимали. Одни хорошо знакомы даже современному зрителю, другие ужастики помнят лишь ценители жанра.
Мы собрали список из шести советских фильмов ужасов, которые и сейчас способны нагнать жути на зрителей. Что говорят об этих картинах те, кто видел их в кинотеатрах, и те, кто посмотрел уже в наши дни, — в материале РБК Life.
Ленты в списке ранжированы по году выпуска в прокат.
«Медвежья свадьба»
Режиссеры: Константин Эггерт, Владимир Гардин
1925 год
Кадр из фильма «Медвежья свадьба»
В советское время кинематограф жил по законам реализма. Мистические и сверхъестественные сюжеты из сценариев исключали, так как их считали пропагандой религиозных и оккультных практик. Об этом пишет историк и автор портала «Культура.РФ» Татьяна Григорьева. Она поясняет, что первым советским фильмом, близким к жанру хоррора, стала картина «Медвежья свадьба» 1925 года, снятая по пьесе наркома просвещения Анатолия Луначарского.
Действие черно-белого немого фильма происходит в Литве в первой половине XIX века. Во время охоты в предместьях старинного замка графа Михаила Шемета на графиню нападает медведь. Она лишается рассудка, а рожденный ею сын Казимир приобретает патологию. Спустя время молодой граф, испытывая жажду крови, нападает на крестьянок. Гнев местных жителей перерастает в открытое возмущение, и, когда в свадебную ночь молодой граф загрызает свою невесту, крестьяне поджигают замок.
Из отзывов зрителей:
- «От немого кино не стоит ждать великолепных сценарных решений и ходов. Если оценивать именно атмосферность и способность напугать, то отмечу, что фильм неплох. Во многом благодаря быстро сменяющимся черно-белым мрачноватым кадрам и помпезной тревожной музыке».
«Вий»
Режиссеры: Георгий Кропачев, Константин Ершов
1967 год
Кадр из фильма «Вий»
Полноценный отечественный фильм ужасов — с пугающими декорациями, загадочными героями и даже спецэффектами — вышел в 1967 году на студии «Мосфильм». Это был «Вий» — экранизация Константина Ершова и Георгия Кропачева, приводит данные историк Григорьева. Для съемок использовали эффектные костюмы, летающие гробы, десятки ворон и черных кошек.
Картина стала лидером советского проката, а Наталья Варлей в роли Панночки и Леонид Куравлев в образе Хомы Брута — культовыми персонажами советского кинематографа. Фильм снят по одноименной повести Николая Гоголя. По сюжету бурсак-философ Хома Брут должен провести в деревенской церкви три ночи у гроба умершей панночки. Молодой человек будет читать молитвы над телом покойницы, но в деревне ходят слухи, что она была ведьмой.
Из отзывов зрителей:
-
«Отличнейшая экранизация просто прекрасно перенесла как содержание и глубинный философский подтекст, так и магическую и зловещую атмосферу рассказа Гоголя. А комбинированные съемки, эффекты с летающим гробом и грим ведьмы и нечисти сделаны для того времени очень здорово и отлично смотрятся. Плюс ко всему можно отметить отличную и завораживающую музыку, передающую таинственную и зловещую атмосферу фильма и хорошего оператора».
-
«Смотрела в первый раз давно-давно, когда была маленькой. Скажу честно, было страшно. После мне захотелось посмотреть еще и еще, страха не было, но было наслаждение от старого фильма ужаса, где нет мяса, крови, маньяков-педофилов и т.д.».
-
«Пугает ли фильм в наши дни? Да, ряд сцен в нем вызывает настоящие мурашки. Первыми каплями страха стали сцены со старой ведьмой. Каждому любителю ужасов знакомы такие моменты, когда персонаж, устремляя взгляд куда-то за кадр, не замечает приближения монстра с другой стороны. Признаться, увидеть такое в советском фильме я вообще не ожидал. Уже за это фильму стоит отдать должное, хотя главные изюминки еще впереди. Бледная ведьма в гробу — вот за это я готов аплодировать стоя!».
-
«Наталья Варлей ведьму сыграла классно — аж мурашки пробирают! До сих пор она ассоциируется у меня, в первую очередь, не с «Кавказской пленницей», а именно с «Вием».
«Злой дух Ямбуя»
Режиссер Борис Бунеев
1977 год
Кадр из фильма «Злой дух Ямбуя»
В фильме показаны первые послевоенные годы. В таежных лесах Восточной Сибири проводятся геодезические исследования. В лагере экспедиции готовятся к возвращению на базу, но радиограмма из штаба сообщает, что на гольце Ямбуй бесследно исчез наблюдатель. Планы экспедиции меняются, и коллеги отправляются на поиски, по пути встречаясь с местными жителями — эвенками. Они рассказывают историю о злом духе Ямбуя и советуют держаться в стороне от этого места. Но ученые-материалисты продолжают свой путь.
По данным портала «Кинопоиск», рейтинг, составленный на 17,8 оценки зрителей, составляет 8 из 10 возможных баллов.
Из отзывов зрителей:
- «Честно признаюсь, во время просмотра голливудских ужастиков мне не было так страшно. Не буду раскрывать интригу и рассказывать фильм. Но создатели фильма пробудили во мне, как в охотнике, все мои страхи перед лесом».
«День гнева»
Режиссер Суламбек Мамилов
1985 год
Кадр из фильма «День гнева»
Картина «День гнева» рассказывает о том, как в одном из секретных заповедников в результате опытов профессора Фидлера расплодились звероподобные существа с человеческим интеллектом. Однако лишенные эмоций и морали людей, они становятся серьезной угрозой человечеству. Существа начали похищать человеческих детей, они утаскивали их в свои тайные подземные лаборатории. Там они наделяли их своей силой и цинизмом. Журналист Бетли решает раскрыть тайну существования подземной лаборатории, помогать ему в нелегком деле стал местный лесник.
В основу фильма положен одноименный рассказ советского фантаста Севера Гансовского.
Из отзывов зрителей:
-
«Один из самых страшных фильмов детства, когда еще не захлестнула страну волна видеосалонов».
-
«Отличный фильм, смотрел школьником в кинотеатре, потом боялся дома один оставаться. Недавно нашел его в Сети и еще раз пересмотрел. Мнение не поменял, фильм замечательный, не устарел».
«Господин оформитель»
Режиссер Олег Тепцов
1988 год
Кадр из фильма «Господин оформитель»
Фильм снят по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль». История разворачивается в Санкт-Петербурге начала XX века. Знаменитый художник-оформитель хочет продлить жизнь живого человека в скульптуре. Он пытается усовершенствовать окружающий мир с помощью искусства. Создать герою удается лишь манекен для витрины ювелирного магазина, а натурщицей ему становится юная Анна, больная чахоткой дочь дворника. Художник обманул девушку и заплатил ей за работу. А через несколько лет он встречает богатую особу, которая как две капли воды похожа на Анну, но отрицает былое знакомство с художником и ведет себя загадочно.
Из отзывов зрителей:
-
«Чего только стоят глаза Виктора Авилова. Когда он пристально смотрит в камеру, то становится жутковато. Просто мороз по коже. Так и пытаешься спрятать свои глаза».
-
«За время просмотра этой картины я не раз поражалась тому, что этот фильм снят в 1988 году. У меня сложилось такое ощущение, что его только-только отсняли. Настолько современно выглядит и картинка, и операторская работа, и актеры, и проблема, и музыка. Очень необычный и очень современный фильм».
«Семья вурдалаков»
Режиссеры: Геннадий Климов, Игорь Шавлак
1990 год
Кадр из фильма «Семья вурдалаков»
Фильм снят по мотивам рассказа Алексея Толстого «Семья вурдалака», написанного в 1839 году и адаптирован к реальности 90-х годов XX века.
Московский журналист, приехав в провинцию, поселяется в семье, которая недавно похоронила старика — деда Якова, укушенного вурдалаком. По древнему поверью если в течение девяти дней кто-то из семьи произнесет его имя, то он восстанет из мертвых. А через несколько дней этот дед возвращается домой, вот только ведет он себя весьма странным образом.
Из отзывов зрителей:
-
«Глухая деревушка, а если точнее, «глухомань» с одним деревянным домом и со всеми вытекающими отсюда последствиями: непростой деревенский быт, старая «одежонка» и прочее. То есть богом забытое место, разрушенная церквушка, пустырь, темнота, холод… Жуть, да и только, но по-русски! А в доме запах дерева, и люди все простые — русские. Вроде бы ничего, жить можно, но деда схоронили, а тут еще какой-то журналист навязался со своим общением, и началось… Скрип дверей, половиц, шорохи, вой собаки, загробные потусторонние голоса… жуть, да и только, но по-русски!».
-
«Фильм получился действительно жутким. Что-то все-таки есть зловещее в ночных зимних российских поселках, после этого фильма я бы не рискнул разгуливать там по ночам. В этом смысле особенно эффектно смотрится сцена, когда вурдалаки смотрят на главного героя из-за деревьев, снято так, что у меня аж похолодело внутри».
-
«Безусловно, это кино далеко от американских ужастиков. Оно не гламурное, не модное, оно в чем-то очень даже неказистое (действие происходит в глухой деревне; пленка оставляет желать лучшего; никаких вам тут особых спецэффектов). Но у картины есть один весомый плюс: она атмосферна. Впечатлило это тревожное поле с высоченными колосьями пшеницы, впечатлили купола на фоне холодного грязно-розового неба, впечатлило настроение мрачности».