Почему драма «Партенопа» Паоло Соррентино рискует нарваться на «отмену»
. Фильм итальянского режиссера о богине мужских фантазий покажут в России«Партенопа» итальянского режиссера Паоло Соррентино выходит в российский прокат
С 26 декабря в российских кинотеатрах можно посмотреть новую работу Паоло Соррентино, автора сериала «Молодой папа». Мировая премьера «Партенопы» состоялась еще на Каннском кинофестивале-2024. В центре сюжета — история неаполитанской девушки Партенопы, чья неземная красота завораживает и сводит людей с ума.
Кинокритик Мария Ракитина нашла аргументы, чтобы объяснить, почему месседж этого кино видится сомнительным и как магию всей истории разрушил «мужской взгляд».
1950 год, Италия. В водах Неаполитанского залива рождается девочка, которой дают имя Партенопа. Она растет в состоятельной семье, где к ней относятся как к настоящей принцессе — вместо обычной детской кроватки малышка спит в старинной золотой карете. Партенопа взрослеет и со временем превращается в удивительно красивую девушку (яркая дебютантка Челесте Далла Порта), местную сирену, которой восхищаются буквально все, кого она встречает на своем пути — и мужчины, и женщины. Даже родной брат не в силах устоять перед чарами девушки.
Однако сама Партенопа как будто не до конца осознает силу собственной привлекательности и постоянно витает в облаках, пока окружающие ее мужчины пытаются угадать, о чем же она думает. Девушка учится на антрополога и мечтает построить академическую карьеру, но романтические иллюзии и личные драмы периодически сбивают героиню с намеченного курса.
Фэнтезийная драма «Партенопа» — сомнительная попытка главного итальянского режиссера современности Паоло Соррентино предоставить слово женщине, сделав ее центральным персонажем фильма. Очевидно, внимательно изучив тенденции мирового кино последних лет, 54-летний постановщик решил не отставать от коллег, воспевающих независимых героинь, и переложил трагический миф о сирене на новый лад.
Согласно древнегреческой мифологии, Парфенопа (или Партенопа) была полудевой-полуптицей с гипнотическим голосом, которой не удалось обольстить Одиссея своими ариями. Сирена не вынесла поражения и, совсем отчаявшись, предпочла утопиться в бушующем море, а ее тело вынесло на побережье будущего Неаполя.
В сказочно-отстраненном кино Соррентино современная Партенопа воплощает дух родного города режиссера. Героиня расцветает в декорациях барочного дворца, но испытывает нежность к грязным трущобам Неаполя, скрытым от глаз туристов. В искренней любви к многогранному городу, изначально (до завоевания Римской империей) носившему имя сирены Партенопы, читается отношение самого Соррентино.
Блеску и нищете Неаполя, в котором он вырос, режиссер посвятил свой предыдущий фильм — биографическую «Руку бога» (2021), где драма взросления мальчишки-подростка Фабьетто тесно переплеталась с ажиотажем вокруг чемпионата мира по футболу 1986 года. До съемок интимного кино о семье и турбулентной юности Соррентино в основном занимался пафосным переосмыслением наследия Федерико Феллини, о чем свидетельствуют две его главные картины — «Великая красота» (2013), иронизующая над величием Рима и отмеченная «Оскаром», и «Молодость» (2015), спорно рефлексирующая о прожитых годах двух друзей-творцов.
Судьбы женщин итальянского режиссера никогда особо не волновали, зато мужское эго он фактически возводил в культ, что особенно подчеркивается в сериале «Молодой папа» (2016) о восхождении беспринципного Пия XIII (Джуд Лоу) на Святой престол. Поэтому «Партенопа», которую можно назвать исключением из патриархального творчества Соррентино, у многих поначалу вызывала неподдельный интерес — неужели довольно консервативный кинематографист написал любовное письмо Неаполю от лица эмансипированной и ценящей себя девушки? Увы, история о самореализации и самопознании молодой женщины очень быстро оказывается блефом, за которым скрывается самая обыкновенная эксплуатация красоты и сексуальности.
Фильм охватывает целую жизнь Партенопы, начиная с ее бурной молодости в 1970-х и заканчивая статусной зрелостью в наше время. Будучи уважаемым педагогом с многолетним стажем, героиня ощущает себя ужасно одинокой, несмотря на то что добилась внушительных успехов в антропологии, как и мечтала в 20-летнем возрасте.
Оглядываясь назад, Партенопа (ее 70-летнюю версию играет великая Стефания Сандрелли) тоскует по бесконечному лету любви и праздности, проведенному в компании своего брата Раймондо и друга детства Сандрино на колоритном и не спящем ночами Капри. Затем действие вновь переносится в родной для героини Неаполь, где за глубоким переживанием семейного горя на фоне эпидемии холеры последуют метания между актерской карьерой и учебой в университете, мимолетная встреча с итальянской дивой (оскорбительная пародия на легендарную Софи Лорен), знакомство с маргинально-криминальной средой города и трепетное ожидание божественного чуда в соборе святого Януария.
Беда в том, что на протяжении всего фильма Партенопа совершенно не меняется. Героиня застывает в образе загадочной красавицы, чья значимость определяется лишь общением с мужчинами, которые хотят только одного — физической близости с ней.
У Соррентино был шанс создать прогрессивный портрет девушки, которая получает удовольствие от собственной привлекательности и сексуальных связей, но режиссер сводит автономность героини к пошловатой объективации, как будто не уловил истинный смысл драмы «Малена» (2000) с Моникой Беллуччи. Вышедшую из моря современную богиню Партенопу камера женщины-оператора Дарьи д'Антонио, также снимавшей «Руку бога», с подачи режиссера рассматривает исключительно в эротическом ключе, восхищаясь каждым сантиметром ее тела. Не важно, во что одета героиня — миниатюрный купальник (хотя зрителю намекают, что она часто загорает топлес), блестящее вечернее платье или брючный костюм, она всегда попадает под прицел непристойных мужских взглядов, будь то миллионер на вертолете или священник.
Хотя Соррентино пытается подчеркнуть образованность героини, которая с умным видом читает книги «депрессивных американцев» и прекрасно разбирается в трудах антрополога Леви-Стросса, режиссер делает это номинально и унизительно. Интеллект Партенопы преподносится в качестве приятного бонуса к ее модельной внешности, поэтому академические стремления девушки неизбежно нивелируются. Даже карьеру антрополога героине во многом обеспечивает пожилой профессор (актер из «Молодого папы» Сильвио Орландо) — ведь умная женщина непременно нуждается в покровительстве, чтобы добиться признания.
«Тишина в красивых людях — это загадка, в уродливых — это уже изъян», — говорит героине ее любимый писатель Джон Чивер (уставший от жизни Гари Олдман), еще один высокомерный старик, к которому неравнодушна молодая нимфа. Эти оскорбительные слова обличают сексистские предрассудки самого Паоло Соррентино, который не понимает, что больше двух часов пристально разглядывать фигуру главной героини — сегодня просто неприлично и бессмысленно.
Складывается впечатление, что переживающий кризис среднего возраста режиссер, совершенно не стесняясь, снял оду женской красоте, полностью полагаясь на вуайеризм. Чисто эксплуатационный подход Соррентино к арке молодой героини возмущает и отталкивает, если вы, конечно, не планировали созерцать бесконечный клип в стиле фривольных нулевых, наполненный зноем итальянского лета.
Просто смотреть на конвенционально красивую девушку через мужскую оптику в 2024 году — сомнительное занятие, которое не оправдывается даже аутентичным изображением мрачного быта Неаполя, где процветают традиционализм мафиозных кланов и страшная бедность. «Партенопа», состоящая из чувственно вульгарной эстетики и философской банальщины, рискует нарваться на «отмену» и быть преданной забвению. И поделом.