Почему драма «Партенопа» Паоло Соррентино рискует нарваться на «отмену»

. Фильм итальянского режиссера о богине мужских фантазий покажут в России

«Партенопа» итальянского режиссера Паоло Соррентино выходит в российский прокат

Обновлено 26 декабря 2024, 11:32
Canal+ [fr]
Фото: Canal+ [fr]

С 26 декабря в российских кинотеатрах можно посмотреть новую работу Паоло Соррентино, автора сериала «Молодой папа». Мировая премьера «Партенопы» состоялась еще на Каннском кинофестивале-2024. В центре сюжета — история неаполитанской девушки Партенопы, чья неземная красота завораживает и сводит людей с ума.

Кинокритик Мария Ракитина нашла аргументы, чтобы объяснить, почему месседж этого кино видится сомнительным и как магию всей истории разрушил «мужской взгляд».

1950 год, Италия. В водах Неаполитанского залива рождается девочка, которой дают имя Партенопа. Она растет в состоятельной семье, где к ней относятся как к настоящей принцессе — вместо обычной детской кроватки малышка спит в старинной золотой карете. Партенопа взрослеет и со временем превращается в удивительно красивую девушку (яркая дебютантка Челесте Далла Порта), местную сирену, которой восхищаются буквально все, кого она встречает на своем пути — и мужчины, и женщины. Даже родной брат не в силах устоять перед чарами девушки.

Однако сама Партенопа как будто не до конца осознает силу собственной привлекательности и постоянно витает в облаках, пока окружающие ее мужчины пытаются угадать, о чем же она думает. Девушка учится на антрополога и мечтает построить академическую карьеру, но романтические иллюзии и личные драмы периодически сбивают героиню с намеченного курса.

Фэнтезийная драма «Партенопа» — сомнительная попытка главного итальянского режиссера современности Паоло Соррентино предоставить слово женщине, сделав ее центральным персонажем фильма. Очевидно, внимательно изучив тенденции мирового кино последних лет, 54-летний постановщик решил не отставать от коллег, воспевающих независимых героинь, и переложил трагический миф о сирене на новый лад.

Согласно древнегреческой мифологии, Парфенопа (или Партенопа) была полудевой-полуптицей с гипнотическим голосом, которой не удалось обольстить Одиссея своими ариями. Сирена не вынесла поражения и, совсем отчаявшись, предпочла утопиться в бушующем море, а ее тело вынесло на побережье будущего Неаполя.

В сказочно-отстраненном кино Соррентино современная Партенопа воплощает дух родного города режиссера. Героиня расцветает в декорациях барочного дворца, но испытывает нежность к грязным трущобам Неаполя, скрытым от глаз туристов. В искренней любви к многогранному городу, изначально (до завоевания Римской империей) носившему имя сирены Партенопы, читается отношение самого Соррентино.

Блеску и нищете Неаполя, в котором он вырос, режиссер посвятил свой предыдущий фильм — биографическую «Руку бога» (2021), где драма взросления мальчишки-подростка Фабьетто тесно переплеталась с ажиотажем вокруг чемпионата мира по футболу 1986 года. До съемок интимного кино о семье и турбулентной юности Соррентино в основном занимался пафосным переосмыслением наследия Федерико Феллини, о чем свидетельствуют две его главные картины — «Великая красота» (2013), иронизующая над величием Рима и отмеченная «Оскаром», и «Молодость» (2015), спорно рефлексирующая о прожитых годах двух друзей-творцов.

Судьбы женщин итальянского режиссера никогда особо не волновали, зато мужское эго он фактически возводил в культ, что особенно подчеркивается в сериале «Молодой папа» (2016) о восхождении беспринципного Пия XIII (Джуд Лоу) на Святой престол. Поэтому «Партенопа», которую можно назвать исключением из патриархального творчества Соррентино, у многих поначалу вызывала неподдельный интерес — неужели довольно консервативный кинематографист написал любовное письмо Неаполю от лица эмансипированной и ценящей себя девушки? Увы, история о самореализации и самопознании молодой женщины очень быстро оказывается блефом, за которым скрывается самая обыкновенная эксплуатация красоты и сексуальности.

Фильм охватывает целую жизнь Партенопы, начиная с ее бурной молодости в 1970-х и заканчивая статусной зрелостью в наше время. Будучи уважаемым педагогом с многолетним стажем, героиня ощущает себя ужасно одинокой, несмотря на то что добилась внушительных успехов в антропологии, как и мечтала в 20-летнем возрасте.

Оглядываясь назад, Партенопа (ее 70-летнюю версию играет великая Стефания Сандрелли) тоскует по бесконечному лету любви и праздности, проведенному в компании своего брата Раймондо и друга детства Сандрино на колоритном и не спящем ночами Капри. Затем действие вновь переносится в родной для героини Неаполь, где за глубоким переживанием семейного горя на фоне эпидемии холеры последуют метания между актерской карьерой и учебой в университете, мимолетная встреча с итальянской дивой (оскорбительная пародия на легендарную Софи Лорен), знакомство с маргинально-криминальной средой города и трепетное ожидание божественного чуда в соборе святого Януария.

Беда в том, что на протяжении всего фильма Партенопа совершенно не меняется. Героиня застывает в образе загадочной красавицы, чья значимость определяется лишь общением с мужчинами, которые хотят только одного — физической близости с ней.

У Соррентино был шанс создать прогрессивный портрет девушки, которая получает удовольствие от собственной привлекательности и сексуальных связей, но режиссер сводит автономность героини к пошловатой объективации, как будто не уловил истинный смысл драмы «Малена» (2000) с Моникой Беллуччи. Вышедшую из моря современную богиню Партенопу камера женщины-оператора Дарьи д'Антонио, также снимавшей «Руку бога», с подачи режиссера рассматривает исключительно в эротическом ключе, восхищаясь каждым сантиметром ее тела. Не важно, во что одета героиня — миниатюрный купальник, блестящее вечернее платье или брючный костюм, она всегда попадает под прицел непристойных мужских взглядов, будь то миллионер на вертолете или священник.

Хотя Соррентино пытается подчеркнуть образованность героини, которая с умным видом читает книги «депрессивных американцев» и прекрасно разбирается в трудах антрополога Леви-Стросса, режиссер делает это номинально и унизительно. Интеллект Партенопы преподносится в качестве приятного бонуса к ее модельной внешности, поэтому академические стремления девушки неизбежно нивелируются. Даже карьеру антрополога героине во многом обеспечивает пожилой профессор (актер из «Молодого папы» Сильвио Орландо) — ведь умная женщина непременно нуждается в покровительстве, чтобы добиться признания.

«Тишина в красивых людях — это загадка, в уродливых — это уже изъян», — говорит героине ее любимый писатель Джон Чивер (уставший от жизни Гари Олдман), еще один высокомерный старик, к которому неравнодушна молодая нимфа. Эти оскорбительные слова обличают сексистские предрассудки самого Паоло Соррентино, который не понимает, что больше двух часов пристально разглядывать фигуру главной героини — сегодня просто неприлично и бессмысленно.

Складывается впечатление, что переживающий кризис среднего возраста режиссер, совершенно не стесняясь, снял оду женской красоте, полностью полагаясь на вуайеризм. Чисто эксплуатационный подход Соррентино к арке молодой героини возмущает и отталкивает, если вы, конечно, не планировали созерцать бесконечный клип в стиле фривольных нулевых, наполненный зноем итальянского лета.

Просто смотреть на конвенционально красивую девушку через мужскую оптику в 2024 году — сомнительное занятие, которое не оправдывается даже аутентичным изображением мрачного быта Неаполя, где процветают традиционализм мафиозных кланов и страшная бедность. «Партенопа», состоящая из чувственно вульгарной эстетики и философской банальщины, рискует нарваться на «отмену» и быть преданной забвению. И поделом.

Поделиться