«Ландшафт души»: почему выставку в Эрмитаже нужно увидеть своими глазами

. Немецкому романтику Каспару Давиду Фридриху исполнилось 250 лет
Обновлено 23 декабря 2024, 14:12
Пресс-служба Эрмитажа
Фото: Пресс-служба Эрмитажа

В самом крупном зале Зимнего дворца, Николаевском, открылась выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия», приуроченная к 250-летию со дня рождения выдающегося мастера немецкого романтизма.

Назвать экспозицию масштабной мало. Она задумана как ретроспектива и содержит не только крупнейшую за пределами Германии коллекцию произведений Фридриха (11 картин и 16 рисунков), но и сотни других уникальных экспонатов из 14 музеев и библиотек, собранных кураторами Михаилом Дединкиным и Александрой Коншаковой.

РБК Life рассказывает о подходе Эрмитажа, который делает повествование о Каспаре Давиде Фридрихе, тесно связанном с Россией начала XIX века, близким для России начала XXI века.

Туманные картины

«Кто знает Фридриховы туманные картины и по этим картинам, изображающим природу с одной только мрачной ее стороны, вздумает искать в нем задумчивого меланхолика с бледным лицом, с поэтическою мечтательностью в глазах, тот ошибется. Лицо Фридриха не поразит никого, кто с ним встретится в толпе... простодушие чувствительно во всех его словах, он говорит без красноречия, но с живостью искренности и чувства, особливо когда коснешься до любимого его предмета, до природы, с которою он как семьянин...»

Так описывал поэт и переводчик Василий Жуковский свои впечатления от личного знакомства с немецким романтиком Каспаром Давидом Фридрихом в письме своей ученице, великой княгине Александре Федоровне, в 1821 году. За год до этого Жуковский был очарован работами Фридриха, которые увидел во дворце прусского короля, куда путешествовал с подопечной прусской принцессой — будущей княгиней. Поэт и сам немного рисовал, причем используя приемы немецких романтиков, так что к «туманным» картинам, названия которых его волновали не меньше содержания, испытал должную симпатию.

В начале XIX века именно Жуковский стал проводником Фридриха в пространство интереса русских ценителей живописи, а к 1825 году в мастерскую художника на Эльбе зашел историк и государственный деятель Александр Иванович Тургенев. Визит не оставил его равнодушным, и он затем отмечал такие особенности работ немецкого живописца: «Можно мечтать над его произведениями, но ясно понимать их нельзя, ибо в душе они не ясны. Это мечтания — сон, видения во сне и в ночи».

Музыкальное измерение

Но прежде чем покорить русских ценителей живописи, Фридрих покорил Берлин: его пейзажи экспонировались в Берлинской академии до 1834 года, поражая не только богему, но и императорский двор. Кронпринц и будущий король Фридрих Вильгельм IV, также известный как «романтик на троне», уговорил своего отца укупить «Монаха у моря» и «Аббатство в дубовом лесу», которые по сей день входят в берлинское собрание.

В России «осесть» работам художника помогла принцесса Шарлотта (упомянутая выше Александра Федоровна), которая получила титул императрицы, когда ее супруг Николай I взошел на трон. Благодаря ей картины и рисунки Фридриха пополнили собрания Государственного Эрмитажа, что образовало экспонируемую теперь коллекцию.

«Фридрих — художник, чье творчество глубоко связано с русской культурой. Новый выставочный проект Эрмитажа подчеркивает взаимосвязь искусства разных стран и народов. Мы содействуем не только сохранению культурного наследия, но и созданию новых форматов его представления», — подчеркивает Наталья Кочнева, старший вице-президент банка ВТБ.

К слову, о форматах: выставка «Ландшафт души» неспроста несет в себе этот термин — ландшафт. Она сформирована вокруг трех ключевых фигур — Каспара Давида Фридриха, Василия Жуковского и императрицы Александры Федоровны, — чьи пути проложены параллельно, но время от времени пересекаются ассоциативно, исторически и метафорически.

В центре — путь Фридриха, слева — Александры Федоровны, справа — Жуковского и его современников. Зритель волен путешествовать между ними, находя совпадения и объединяющие элементы, но за пределы эпохи, сосредоточенной в первой половине XIX века, выйти не получится.

К началу XX века художника и его лиричные, вдохновленные красотой северной природы пейзажи почти забыли: за подъемом импрессионизма и авангарда подернутая пеленой меланхолии романтика отошла на позиции фона. Но постепенно в течение XX века память возрождалась, и уже в 1972 году Галерея Тейт в Лондоне успешно провела большую выставку работ Фридриха, а спустя два года к гамбургскому Кунстхалле выстраивались длинные очереди из желающих осмотреть пейзажи по случаю 200-летия автора. Ретроспектива «Ландшафт души» в Эрмитаже продолжает цикл экспозиций по всему миру, начавшийся в феврале с экспозиции в Кунстхалле. Он завершится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке в 2025 году.

К отечественной ретроспективе добавили и «Музыкальное измерение»: банк ВТБ совместно с оркестром musicAeterna и Государственным Эрмитажем поработали над музыкальным сопровождением выставки. Избранные произведения проекта теперь зашиты в QR-коды в залах музея и позволяют полнее прочувствовать мироощущение эпохи романтизма.

Выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» продлится до 13 апреля 2025 года.

Поделиться
Авторы
Теги