Артефакты мировых цивилизаций: что покажет выставка «Неизвестный Щукин»

. В Пушкинском музее собрали личный архив коллекционера
Обновлено 03 декабря 2024, 08:02
Выставочный зал
Фото: Антон Баклыков / ГМИИ имени А.С. Пушкина

Выставочный зал

Новая выставка в Пушкинском «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» — настоящее событие. Воссоздав атмосферу особняка Сергея Ивановича Щукина в своих залах, музей предложил знакомство с эстетическими предпочтениями мецената и коллекционера, внимание которого занимали не только произведения импрессионистов и других современников — представителей нового западного искусства на рубеже XIX—XX веков.

Рассказываем, почему не нужно пропускать «Неизвестного Щукина».

Матисс, Гоген, Пикассо и Моне — их произведения стали частью уникального собрания Щукина, которое искусствовед Павел Муратов в 1908 году даже назвал «рассадником западных художественных течений», повлиявшим на судьбу русской живописи. До сих пор это собрание высоко ценится во всем мире, отмечает вице-президент ВТБ Наталья Кочнева. Щукин увлекся коллекционированием в конце 1980-х и, находясь в Париже, приобретал работы Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Винсента Ван Гога в числе прочих. По заказу мецената Анри Матисс создал панно «Танец» и «Музыка». Но уже после отъезда Щукина за границу, в 1920-е, собрание было национализировано, а «непрофильные» произведения переданы в бывшие дома коллекционера и разные регионы СССР. Организаторы выставки обратились к ним, чтобы бережно объединить их в концепцию, которая помогает оценить подход Сергея Щукина и его семьи к искусству.

«Среди его сокровищ нашлись и те экспонаты, которые ранее не были представлены публике. Экспозиция позволяет реконструировать наследие знаменитого мецената и взглянуть на избранные предметы искусства через призму его личности, — объясняет Наталья Кочнева концепцию выставки «Неизвестный Щукин». — В этом году мы рады вновь поддержать выставку, посвященную династии великих московских коллекционеров. Мы поздравляем нашего давнего партнера, Пушкинский музей, с реализацией такого масштабного выставочного проекта и приглашаем клиентов банка посетить экспозицию среди первых».

Выставка воссоздает атмосферу особняка Щукина в Большом Знаменском переулке (теперь он находится в ведении Министерства обороны) и базируется на ключевых сюжетах. Темой первого зала стала история особняка и его сложная планировка. Специалисты установили по архивным материалам, что гостей встречали работы русских мастеров наряду с произведениями французских. Это и «Женщина в саду» Виктора Борисова-Мусатова, и чугунные всадники Евгения Лансере. Во втором зале собрались древнеегипетские артефакты: к этой эпохе Щукин питал большой интерес, о чем свидетельствуют книги и гравюры из его библиотеки. Именно понимание древних памятников помогло меценату задержать свое внимание на работах Гогена и Пикассо. Также в этом зале представлены документы о поездке Щукина на Синай в 1907 году, в том числе подлинный и расшифрованный «синайский дневник» коллекционера. В третьем зале расположилось искусство Востока — древняя китайская скульптура «Манджушри Симханада (Вэньшу)» XII века, тайское изваяние Будды, оружие из Японии, Ирана, Северной Африки.

«Эта выставка — коллекция открытий. Как выяснилось, дом Сергея Щукина был настоящей сокровищницей артефактов мировых цивилизаций, — рассказал Алексей Петухов, куратор выставки. — Самым древним памятникам в особняке Щукина более двух тысячелетий. Экспозиция построена на нескольких ключевых сюжетах, которые подчеркивают неординарный подход Сергея Ивановича и его семьи к искусству. Ее можно сравнить с серией авантюрных романов, которые выходят под похожими обложками, но оформлены по-разному: «Сергей Щукин и Египет», или «Восточные встречи», или «Старые мастера».

Посетители познакомятся с Залом старой живописи, в котором находятся разные произведения — итальянских и голландских мастеров, русские шитые иконы, делфтские вазы, европейская керамика XVI—XVIII веков в окружении русской мебели в стиле модерн. Часть экспонатов принадлежала Ивану, младшему брату Щукина, а ключевую роль в объединении этих памятников сыграл старший сын мецената Иван Сергеевич. В последнем же зале — собрание икон как музейного уровня, так и небольших, найденных в Государственном музее истории религии. Совершив визит в 1911 году в Москву, Анри Матисс увидел эти иконы и остался в восхищении.

Проект «Неизвестный Щукин» стал возможным благодаря Государственному музею Востока, музею-заповеднику «Останкино и Кусково», Эрмитажу и Третьяковской галерее, Музею Московского Кремля и Музею архитектуры им. А.В. Щусева, а также Российской академии художеств, Государственному музею истории религии, Астраханской государственной картинной галерее им. П.М. Догадина, Дагестанскому музею изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой и Национальному художественному музею Республики Саха (Якутия).

Выставка «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» проходит при поддержке ВТБ и продлится до 16 марта 2025 года.

Поделиться
Авторы
Теги