Авангард и соцреализм. Почему стоит сходить на выставку фотографий 1930-х

. Уникальная экспозиция представлена в Центре визуальной культуры Béton
Обновлено 17 апреля 2024, 11:50
Пресс-служба Béton
Фото: Пресс-служба Béton

В Центре визуальной культуры Beton открылась выставка «Алфавит. Советская фотография 1920–1930-х годов». Экспозиция объединила в себе более 100 работ 50 различных авторов, которые творили в один из самых непростых, но ярких периодов в развитии не только отечественной, но и мировой фотографии.

РБK Life рассказывает, почему стоит посетить эту выставку.

Выставку назвали достаточно просто — «Алфавит», так как работы вывешены в зале строго в алфавитном порядке — по фамилиям авторов снимков. Такой шаг, по мнению кураторов, позволяет не давать оценку вкладу того или иного автора в развитие фотографии начала XX века.

Ведь для создания полной картины эпохи, наряду со знаменитыми мастерами того периода, такими как Родченко, Шайхет, Игнатович, на выставке представлены работы и гораздо менее известных фотографов. Среди них, например, Кудояров, Кислов, Шиманский. Важно отметить и то, что экспонируются только авторские аутентичные отпечатки того времени: здесь нет ни копий, ни репродукций.

Еще одно важное дополнение экспозиции — оригинальные журналы «СССР на стройке», детские книги, иллюстрированные фотографиями мастеров этого периода. Все это, безусловно, позволяет гораздо глубже познать историю отечественной фотографии 1920–1930-х годов, а также дает зрителям возможность самостоятельно провести анализ эпохи без оглядки на те или иные оценки.

Двадцатые и тридцатые годы прошлого столетия ознаменовались в СССР большими переменами. Фотография, переживавшая в тот период настоящий бум своего развития, фиксировала все события и, конечно же, кардинально менялась сама.

В это время происходило становление советского репортажа на фоне угасания художественных принципов пикториализма и формирования нового визуального языка фотографического авангарда.

Ярчайшими представителями этого нового стиля стали участники группы «Октябрь», которые придерживались авангардного конструктивистского направления в фотографии. Зачастую их художественные приемы становились более значимыми, чем актуальность снимаемого сюжета.

Для снимков этих авторов характерны ракурсная съемка, диагональная композиция, активный передний план, необычное кадрирование, акцент на силуэте снимаемого объекта.

«Такие изображения должны были, согласно представлениям самих авангардистов, заставить зрителя взглянуть на мир по-новому, заразить его энергией революционной эйфории, ощутить грандиозность и стремительность экономических и социальных преобразований. Однако, часто вызывая у публики недоумение, они не совпадали с консервативными представлениями населения о визуальном произведении. Это делало подобные фотографии непригодными для агитации и пропаганды того времени», — пояснил один из кураторов выставки в Beton.

На этом фоне в фотографии 1920-1930-х годов возникла необходимость в поиске альтернативы уже существовавшим визуальным концепциям. Потребовался иной, более консервативный и универсальный метод визуализации, который мог бы решить весь спектр задач, стоящих перед агитацией и пропагандой.

По словам кураторов выставки, этот метод, который стал впоследствии именоваться социалистическим реализмом, должен был быть одновременно доступным массам, максимально убедительным и способным транслировать под маской действительности политически ангажированное содержание. Фотографии социалистического реализма стали визуально приятны зрителю, и это побуждало согласиться и с политическим подтекстом этих работ.

Оба стиля, и авангард, и соцреализм, которые появились и активно развивались в те годы, не только определили дальнейшее направление развития советской фотографии, но и оказали влияние на мировую культуру.

Выставка «Алфавит. Советская фотография 1920–1930-х годов» продлится в Центре визуальной культуры до 26 мая.

Поделиться
Авторы
Теги