Еврейский авангард. Зачем идти на выставку Шагала, Альтмана и Штеренберга
. В Еврейском музее вспоминают наследие Культур-Лиги 1920-хНатан Альтман, Давид Штеренберг и Марк Шагал — три центральных фигуры, чье творчество и наследие рассматривает этой весной Еврейский музей. РБК Life рассказывает, как новая экспозиция, подготовленная при поддержке ВТБ, помогает проследить эволюцию еврейского авангарда в России — от народного искусства к универсальной абстракции.
Из более чем 100 работ, предоставленных частными и государственными собраниями, музей сформировал реконструкцию выставки «Культур-Лига», которая продемонстрировала в 1922 году работы Альтмана, Шагала и Штеренберга — представителей организации «Культур-Лига», возникшей в 1918 году в Киеве. Она, просуществовавшая разрозненно до 1924 года, осуществляла культурную и социально-политическую деятельность (в ее фокусе, например, была поддержка еврейских беженцев, спасавшихся от погромов).
«Культур-Лига» стояла «на трех столпах» — еврейском народном образовании, еврейской литературе и еврейском искусстве. Причем не на иврите, а на идише. Именно художественная часть трансформировалось стараниями активистов «Культур-Лиги» в «современное искусство без границ», которое впоследствии стало известно всему миру как русский авангард.
«Наша страна всегда была многонациональной — объединяла множество народов, имеющих собственные традиции и культуру. Эта палитра очень ценна, ее нужно сохранять. Новый проект Еврейского музея позволяет внести вклад в поддержание культурного разнообразия страны», — говорит старший вице-президент ВТБ Наталья Кочнева.
В 1920 году художники «Культур-Лиги» вели деятельность не только в Киеве, но и в Москве, Петербурге, Витебске, Варшаве, Берлине и Риге, а также в Нью-Йорке.
Марк Эпштейн, Александр Тышлер, Эль Лисицкий и другие обратились к модернизму в связи с его отказом от фигуративного реализма, не способного отразить национальную еврейскую культуру. Кроме того, модернизм соответствовал требованиям иудаизма, который запрещает изображение человека. Абстракция помогла художникам передать смыслы еврейского творчества и распространить его в мире.
Так, Эль Лисицкий вместе с Казимиром Малевичем в Витебске развивали супрематизм, а Марк Шагал, ученик художника Пэна, на тот момент уже был известен на весь мир.
Некоторые участники «Культур-Лиги», например Перец Маркиш и Давид Бергельсон, организовывали деятельность в Берлине, искренне веря, что город станет Иерусалимом для еврейского искусства. К несчастью, утопия обернулась кошмаром.
Во второй половине 1920 года в России организация стала объектом внимания советской власти — центральный комитет «Культур-Лиги» распустили и вместо него создали Организационное бюро, где в основном членствовали коммунисты. Большинство принадлежавших «Культур-Лиги» образовательных учреждений национализировали — они оказались в ведении Наркомпроса РСФСР. Многие деятели лиги переместились в Москву, а после и вовсе покинули страну.
Однако в последующие два года художники практически воссоздали деятельность, сконцентрировав в Москве все еврейское искусство. На выставке в 1922 году были представлены работы трех выдающихся авторов — Альтмана, Шагала и Штеренберга, ее каталог с перечисленными в нем 55 экспонатами сохранился. Нынешняя выставка в Еврейском музее — своеобразный отсыл к этому событию и трем художникам, но значительно расширенный, чтобы получилось проследить зарождение нового еврейского искусства.
Экспозиция включает более 100 живописных и графических работ Марка Шагала, Натана Альтмана, Давида Штеренберга, Эль Лисицкого, Роберта Фалька, Иосифа Чайкова, Александра Тышлера, Соломона Никритина, Якова Паина, Ниссона Шифрина, Иссахара-Бер Рыбака и других авторов.
Произведения предоставлены крупнейшими российскими музеями, которые поддерживает ВТБ: Пушкинский музей, Русский музей и Третьяковская галерея. Также произведения авангардистов передали Музей истории евреев в России, Екатеринбургский и Нижнетагильский музеи изобразительных искусств и частные коллекционеры.
Срок проведения выставки: 6 марта — 9 июня 2024 года.