Госдума приняла закон о запрете навязывания допуслуг и страховки

. Потребитель должен будет дать на эти услуги письменное согласие

Госдума одобрила закон о запрете навязывать покупателям приобретение допуслуг

Обновлено 01 апреля 2025, 14:55
Правительство запретит навязывать россиянам допуслуги и страховку
Фото: fizkes / Shutterstock / FOTODOM

Правительство запретит навязывать россиянам допуслуги и страховку

Госдума приняла закон о запрете навязывать покупателям автоматическое приобретение страховки и других дополнительных услуг. Поправки вносятся в закон «О защите прав потребителей», отмечает «Парламентская газета».

«Одной из самых распространенных недобросовестных практик, как показал анализ поступающих в Роспотребнадзор и Банк России обращений потребителей, стала практика, при которой хозяйствующие субъекты при реализации авиабилетов и железнодорожных билетов дистанционным способом заведомо проставляют в форме основного договора согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования в виде отметки («галочки»), подтверждающей намерение заключить дополнительный договор (автоматическое согласие)», — говорится в пояснительной записке.

С чего все началось

Правительство подготовило поправки в законодательство, защищающие россиян от навязывания различных услуг или товаров. Соответствующие жалобы от граждан получает Роспотребнадзор, заявил в декабре премьер-министр Михаил Мишустин.

«Главная цель защиты прав потребителей — это сохранение и материального, и морального благополучия людей, их здоровья, а еще это и очень серьезный стимул для бизнеса развиваться, повышать свою конкурентоспособность. Целый ряд шагов в этой сфере был уже предпринят», — сказал глава правительства.

В 2023 году, напомнил Мишустин, кредитным компаниям запретили принуждать к приобретению услуг страховых компаний в приоритетном порядке. Также в Кодекс об административных правонарушениях ввели штрафы за вынуждение граждан приобретать дополнительные товары.

«В то же время люди продолжают обращаться в Роспотребнадзор с жалобами на нарушение своих прав. Например, при продаже билетов на самолет или на поезд, когда добавляют еще и согласие на заключение договора добровольного страхования. С подобной практикой сталкиваются также и жильцы многоквартирных домов при оплате коммунальных услуг», — добавил премьер.

В чем суть поправок

Корректировки в законодательство предполагают, что на получение дополнительных товаров или услуг покупатель должен дать согласие в письменной форме. Автоматические отметки и галочки ими не являются, говорится в документе. При этом у граждан сохраняется право отказаться от их оплаты. Если на это все же вынудили перечислить средства, потребитель может потребовать от продавца вернуть потраченную сумму.

Дополнительные услуги — услуги, которые предлагают во время покупки. Например, банки делают такое предложение, когда клиент берет кредит. Эти услуги должны быть прописаны в договоре. Перечень может включать в себя самые разные опции — от страховки до гарантии низкой ставки и СМС-информирования.

Штрафы за навязывание допуслуг

Штрафы за навязывание потребителю дополнительных товаров, работ или услуг, которые ввели в 2023 году, для должностных лиц составляют от 2 тыс. до 4 тыс. руб., для юридических лиц — от 20 тыс. до 40 тыс. руб.

Это значит, что недопустимо отказывать клиенту или покупателю в основной услуге, если не будет оплачена дополнительная. Также установили наказание за необоснованный отказ или уклонение от рассмотрения в законном порядке требований потребителей, которые связаны с нарушением их прав. Должностным лицам грозит штраф в размере 15–30 тыс. руб., юридическим лицам — 100–300 тыс. руб.

Как отказаться от допуслуг

В декабре 2021 года вступили в силу поправки к Федеральному закону от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», направленные против навязывания дополнительных платных услуг.

Потребители получили право отказаться от платных услуг, которые им дополнительно к кредиту оформил банк. Заемщик может вернуть уплаченные за услугу деньги, но за вычетом фактически понесенных расходов на ее оказание к моменту отказа. Срок для возможного отказа составляет 14 календарных дней. Это же правило действует и в случае со страхованием. В «период охлаждения» заемщик может расторгнуть договор о страховании и вернуть свои деньги.

Поделиться