В России ввели наказание за навязывание допуслуг. Какими будут штрафы

. Рассказываем, что это за услуги и как от них отказаться

В России ввели штрафы до 40 тыс. руб. за навязывание дополнительных услуг

Обновлено 20 октября 2023, 12:35
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Владимир Путин подписал закон, устанавливающий штраф за навязывание потребителю дополнительных товаров и услуг. Документ опубликован на официальном портале правовой информации. Какой штраф теперь грозит нарушителям и как отказаться от навязанного сервиса — разбирался РБК Life.

Что изменится

Закон дополняет Кодекс об административных правонарушениях новыми положениями. Они предполагают штрафы за навязывание потребителю дополнительных товаров, работ или услуг за отдельную плату до заключения договора о покупке основных товаров.

Это значит, что недопустимо отказывать клиенту или покупателю в основной услуге, если не будет оплачена дополнительная. Теперь штраф для должностных лиц составит от 2 тыс. до 4 тыс. руб., для юридических лиц — от 20 тыс. до 40 тыс. руб.

Также вводится наказание за необоснованный отказ или уклонение от рассмотрения в законном порядке требований потребителей, которые связаны с нарушением их прав. Должностным лицам грозит штраф в размере 15–30 тыс. руб., юридическим лицам — 100–300 тыс. руб.

Дополнительные услуги

Дополнительные услуги — услуги, которые предлагают во время покупки. Например, банки делают такое предложение, когда клиент берет кредит. Эти услуги должны быть прописаны в договоре. Перечень может включать в себя самые разные опции — от страховки до гарантии низкой ставки и СМС-информирования.

Гарантия низкой ставки позволяет снизить ее на определенный срок. За эту услугу придется платить комиссию, которая зависит от срока и изначальной ставки. Из-за нее может даже произойти переплата.

Также популярны СМС-информирование и навязывание аксессуаров. Первая услуга отвечает за напоминания о приближающейся дате внесения очередного платежа. За это с покупателя будут ежемесячно списывать дополнительную сумму. Приобретение чехлов, наушников и других аксессуаров чаще всего навязывают покупателям смартфонов. Для них это позиционируют как возможность получить увеличенный срок кредита (например, три года вместо одного).

Следом идет страхование, например, при покупке автомобиля или техники. Однако обязательным является только имущественное страхование в случае оформления кредита под залог недвижимости. Таким образом банк получает для себя гарантию, что деньги вернутся, даже если заемщик не сможет выплатить кредит. Остальные виды страхования, например жизни, здоровья, самой покупки, являются необязательными, поэтому от них можно отказаться.

Как было раньше

Навязывать покупателям дополнительные услуги нельзя было и раньше. По закону «О защите прав потребителя» покупатель имеет право отказаться от заключения дополнительных договоров во время покупки товара. Навязывание таких услуг и аксессуаров нарушает законодательство, а именно статью 16 вышеназванного закона «О защите прав потребителя», которая гласит, что убытки, которые «были причинены потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме».

Как отказаться от дополнительных услуг

В декабре 2021 года вступили в силу поправки к Федеральному закону от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», направленные против навязывания дополнительных платных услуг.

Граждане получили право отказаться от платных услуг, которые им дополнительно к кредиту оформил банк. Заемщик может вернуть уплаченные за услугу деньги, но за вычетом фактически понесенных расходов на ее оказание к моменту отказа. Срок для возможного отказа составляет 14 календарных дней. Это же правило действует и в случае со страхованием. В «период охлаждения» заемщик может расторгнуть договор о страховании и вернуть свои деньги.

Поделиться