Что делать, если на ваше имя взяли кредит мошенники. Инструкция от ЦБ

. Важно запросить кредитную историю, а затем подать заявление в полицию

В ЦБ рассказали, как оспорить взятый мошенниками на чужое имя кредит

Обновлено 21 октября 2024, 15:14
Банк России
Фото: Андрей Любимов / РБК

Банк России

Жертве мошенников, которые взяли на ее имя кредит, в первую очередь необходимо запросить свою кредитную историю, а затем подать заявление в полицию и банк. Об этом сообщили в телеграм-канале Банка России.

В Центробанке поделились подробным алгоритмом действий в случае, если на ваше имя взяли кредит мошенники. Если в кредитной истории обнаружился договор, который вы не оформляли, важно действовать быстро, предупредил регулятор.

В первую очередь необходимо запросить свою кредитную историю через портал госуслуг. Информация о том, в каком из шести бюро она хранится, есть в Центральном каталоге кредитных историй (ЦККИ). При этом, если доступ к аккаунту на «Госуслугах» потерян, направить запрос в ЦККИ через портал не получится.

Затем необходимо как можно скорее написать в банк или микрофинансовую организацию (МФО) заявление, что вы не оформляли договор по своей воле и не получали деньги. Помимо этого, важно попросить провести внутреннее расследование.

«Запросите подтверждающие документы, на основании которых были выданы деньги, а также реквизиты получателя средств. Если вы будете подавать заявление о несогласии в бумажном виде, потребуйте поставить отметку о его приеме на втором экземпляре», — отметили в банке.

После этого нужно обратиться с заявлением о мошенничестве в ближайшее отделение полиции. Нужно приложить копию заявления в финансовую организацию, а также все полученные документы или ответы.

Укажите все обстоятельства, подтверждающие вашу непричастность. Например, детализацию СМС за период, в который был оформлен кредит, время взлома, сканы электронных писем от «Госуслуг» и любую другую имеющуюся информацию. Талон-уведомление, полученный в полиции, нужно дослать в банк или МФО.

Финансовая организация обязана ответить в течение 15 рабочих дней: она может аннулировать долг или отказать в этой просьбе. Жалобу также рассмотрит Банк России. При этом регулятор не вправе обязать банк или МФО списать долг — это может сделать только суд.

Регулятор также напомнил важные правила цифровой безопасности: использовать сложные пароли, двухфакторную аутентификацию, установить контрольный вопрос, активировать опцию уведомлений о входе в аккаунт. Важно остерегаться фишинговых писем, замаскированных под письма от «Госуслуг», — настоящий адрес сайта: gosuslugi.ru

Ранее стало известно, что мошенники придумали новую схему, которая позволяет им получить доступ к «Госуслугам» жертвы. Злоумышленники делают рассылку push-уведомлений, в которых говорится о необходимости подтвердить паспортные данные на портале. В сообщении содержится ссылка, которая ведет сначала на сайт якобы оператора связи, а затем на «Госуслуги». Пользователю предлагают ввести логин и пароль от личного кабинета, что позволяет мошенникам завладеть учетными данными от «Госуслуг», а также подтвержденной информацией об абоненте.

До этого специалисты по кибербезопасности назвали способы защиты учетной записи на «Госуслугах». Инструкция по безопасности предписывает использовать уникальную связку логина и пароля, использовать многофакторную аутентификацию, хранить логин и пароль в безопасности, не передавать никому информацию для входа в ваш личный кабинет, приходящую от отправителя gosuslugi и номера 0919, не заходить в личный кабинет со случайных компьютеров, из интернет-кафе или других непроверенных мест.

Поделиться
Авторы
Теги