ЦБ предоставит банкам час для внесения данных о мошенниках в базу
. Новые правила вступают в силу с 2025 годаЦБ: банкам будет предоставлен час для внесения данных мошенников в базу
ЦБ установил время для банков для внесения реквизитов мошенников из базы регулятора в свои системы. На такие действия с 2025 года крупным банкам отводится не менее часа, впоследствии они должны блокировать переводы на счета аферистов. Об этом пишет РБК со ссылкой на указание Банка России.
С 22 октября 2024 года на добавление данных мошенников в системы противодействия подозрительным операциям для крупных и значимых на платежном рынке банков отводится два часа. Остальным кредитным организациям добавить информацию можно в течение трех часов. «Это позволит уменьшить количество новых переводов на счета мошенников», — уточняется в сообщении ЦБ.
Кроме того, Банк России установил порядок предоставления банками данных о вероятных мошеннических операциях, в том числе для обмена информацией с правоохранительными органами. В случае запроса ЦБ банку следует установить, прошла ли операция без согласия клиента или нет, и за один рабочий день дать ответ регулятору. «Этот подход очень важен в случае, когда пострадавший не стал обращаться в свой банк и сразу подал заявление в полицию», — поясняется в сообщении ЦБ.
Банк России ведет базу «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента». Ее формируют на основе данных о счетах физических и юридических лиц, которые регулятору передают банки и иные операторы платежных систем. Такие данные регулятор впоследствии рассылает всем банкам, и они применяются для борьбы с мошенниками.
С 25 июля 2024 года банки обязали возвращать клиентам похищенные злоумышленниками средства в некоторых случаях, в том числе если перевод был допущен банком на счет аферистов из базы ЦБ. Банки также должны на два дня заблокировать подозрительные переводы и связаться с клиентом, чтобы проверить, что он осуществляет операцию самостоятельно, а не под воздействием преступников. В первый день нового закона было заблокировано 30 тыс. подозрительных счетов.
Как мошенники обманывают граждан
Телефонные мошенники придумывают различные схемы обмана: они могут представиться сотрудниками банка, различных ведомств и ОМС. Они звонят и убеждают установить «приложение Минздрава», хотя у ведомства нет такового, а вся информация представлена на «Госуслугах».
Аферисты могут разыграть целый спектакль. Представившись сотрудниками ФСБ, они говорят жертве о якобы незаконных махинациях с банковским счетом. Они даже включают якобы «материалы прослушки».
Кроме того, под видом уведомлений от банка распространяется новый вирус-троян. Он атакует устройства на Android и вынуждает пользователей поверить в ложные сообщения о списании средств.
Мошенники также могут представиться сотрудниками ресурсоснабжающей компании и позвонить с предложением заменить электросчетчик. Они просят установить приложение якобы ради кешбэка и с его помощью переводят средства жертвы на свои счета.