«Устойчивое развитие». Обзор на книгу издательства МИФ и МШУ «Сколково»

. Эксперты простым языком объясняют, как внедрить принципы этой системы
Обновлено 18 декабря 2024, 15:25
«Устойчивое развитие», Андрей Шаронов и Елена Дубовицкая
Фото: Издательство МИФ

«Устойчивое развитие», Андрей Шаронов и Елена Дубовицкая

В 2024 году модель устойчивого развития некоторые руководители могут рассматривать как что-то несвоевременное, что можно отложить до лучших времен. Другие же видят в ней исключительно риски — от регулятора и конкурентов.

Однако в эпоху глобальных изменений, когда многие иностранные производители ушли из России, а зарубежные фонды отказались от инвестиций в российские компании, именно ESG-трансформация может дать новые возможности для развития.

Книга «Устойчивое развитие» профессора бизнес-практики, экс-ректора Московской школы управления «Сколково», гендиректора «ESG Альянса» Андрея Шаронова и директора Центра устойчивого развития Московской школы управления «Сколково» Елены Дубовицкой позволит поднять эффективность компании, выйти на новые рынки и получить конкурентные преимущества.

Думать о перспективе

Еще в предисловии доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Аузан отмечает, что жить «без длинного взгляда трудно».

«Потому что, когда мы думаем всего на один-два года вперед, мы очень редко занимаемся главными проблемами. Потому что фактически злоба дня довлеет над человеком, и решаются проблемы, с которыми можно справиться в краткосрочной перспективе. А важнейшие проблемы вряд ли решаются меньше чем за десять лет, потому что десять лет — это время вызревания человеческого капитала, сдвига в ценностях, в технологиях и так далее», — так он подводит к тому, как важно удовлетворять потребности людей, не забывая при этом о будущем.

Это и про заботу об экосистеме и природных ресурсах, которые не бесконечны. Бизнес и его представители могут в этом направлении сделать многое. Все зависит от числа компаний, которые работают в этой системе. И чем больше таких, тем лучше.

«Сегодня без ESG-трансформации почти невозможно выйти на крупнейшие международные рынки сбыта или капитала, удержать перспективную молодежь, избежать репутационных рисков. И движение в этом направлении продолжится».

Глобальные кризисы требуют комплексного решения на всех уровнях, пишут авторы. В частности, говорят о том, как мир изменился после 2022 года, отмечая, что в сложные времена возникает соблазн отрицать сам факт проблемы или приписывать ее слишком могущественным для человечества силам, в результате бездействия проблемы не решаются.

Такие периоды, ровно как и пандемия, становятся проверкой на прочность для компаний. Например, в 2020-м бизнесу приходилось на ходу перестраивать технологические процессы и цепочки поставок. Забота о здоровье и безопасности персонала стала важнейшей задачей менеджмента. Компании занялись далеким от основного направления делом: ремонтировали больницы, закупали медицинское оборудование и даже открывали пункты вакцинации.

«События 2022 года имели, конечно, другие причины и активнее воздействовали на факторы управления (G), но последствия для бизнеса оказались похожими. Компании были вынуждены срочно перестраивать базовые схемы работы, искать новых поставщиков, жертвовать чем-то ради выживания. У многих организаций значительно сократилось количество ресурсов — финансовых, временных, человеческих».

Какое все это имеет отношение к устойчивому развитию? Самое непосредственное. Даже в трудные времена представители бизнеса решали не только свои проблемы, но и вносили лепту в решение глобальных.

Уход западных компаний и инвесторов, а также ограничения международной торговли значительно изменили драйверы ESG-повестки в России. Если ранее инициативы в области устойчивого развития активно поддерживались иностранными инвесторами и международными стандартами, то в текущих условиях ключевую роль начинают играть внутренние регуляторы, крупные российские компании и новые рынки, ориентированные на Восток.

Интеграция ESG-подходов помогает российским компаниям минимизировать операционные риски, связанные с экологическими и социальными проблемами. Например, в условиях ограниченного доступа к западным технологиям важно развивать внутренние системы повышения энергоэффективности, снижения выбросов и управления отходами. Это позволит оптимизировать затраты и повысить конкурентоспособность. Это еще и про социальную ответственность. Вложение в человеческий капитал, повышение уровня безопасности труда укрепляют репутацию компании и предотвращают потенциальные конфликты.

Переходя от общего к частному, авторы рассказывают о лидерстве и культуре устойчивого развития, об устойчивом развитии в стратегическом планировании бизнеса, о взаимодействии с заинтересованными сторонами и об оценке воздействия, описывают комплексный подход к ESG-трансформации («экология, социальная политика и корпоративное управление») и внедрению повестки устойчивого развития в российских компаниях.

Глава за главой авторы за руку ведут читателя по всем этапам перехода на эту модель. Кроме того, уберегают от заигрываний с недобросовестной практикой под названием «гринвошинг» — «зеленый камуфляж». Один из самых простых примеров такого подхода — когда производители рисуют на упаковке товаров несуществующие экосертификаты с целью повышения продаж. Всего же выделяется шесть видов гринвошинга: гринлейбелинг (называние обычного продукта «зеленым»), гринринсинг (регулярное изменение ESG-целей до того, как они будут достигнуты), гринхашинг (намеренное занижение ESG-показателей). гринлайтнинг (намеренный акцент на экологической деятельности для отвлечения внимания от вредной для окружающей среды деятельности), гринкраудинг (оправдание медленной скорости изменений принадлежностью к большой инерционной группе) и гриншифтинг (перекладывание ответственности на потребителей).

«Организации, которые занимаются гринвошингом, наносят большой вред ESG-повестке. Они обесценивают усилия добросовестных компаний в глазах потребителей и провоцируют обвинения устойчивых бизнес-инициатив в лицемерии. Неудивительно, что наказание за гринвошинг постоянно усиливается во многих странах, а борьба с ним ведется по основным трем направлениям. Гринвошинг нарушает права потребителей. Общественные организации или сами покупатели подают иски в суды, если уличают компанию в ложных маркетинговых утверждениях, которые нарушают их права или намеренно вводят в заблуждение. Отметим, что сам факт судебного разбирательства сказывается негативно на ответчике, тем более обвинительное решение».

Игнорировать повестку устойчивого развития или имитировать ESG-активность становится опаснее, отмечают авторы. Стейкхолдеры, а это инвесторы и, конечно же, потребители, ожидают реальных шагов, даже если для этого требуются меры принуждения.

В этой книге авторы дают готовые инструменты работы с разными направлениями ESG: устойчивая цепочка поставок, устойчивые инновации и цифровые решения, ответственный маркетинг, устойчивые финансы и взаимодействие с инвесторами. Своим опытом и мнением делятся лидеры рынка, среди которых «Сбер», X5 Group, «Русал», «Сибур», «Норникель», «ФосАгро» и Unilever.

Все это позволяет предположить, что книга может стать настольной для предпринимателей и руководителей бизнеса, которые стремятся быть более конкурентоспособными, привлекать инвесторов, удовлетворять запросы потребителей, но делать это без ущерба для возможностей будущих поколений.

Поделиться
Авторы
Теги