Почему шеринг одежды становится одним из главных трендов экологии

. Переработка текстильных отходов не превышает 1% от уровня их производства
Обновлено 15 апреля 2024, 14:30
Пресс-служба фонда «Второе дыхание»
Фото: Пресс-служба фонда «Второе дыхание»

В России ежегодно образуется более 2,2 млн т отходов текстиля и обуви, большая часть которых попадает на полигоны твердых коммунальных отходов.

Инфраструктура для сбора и переработки этого вида отходов пока минимальна. Однако идет активная работа по этому направлению, создаются «дорожные карты», люди активно вовлекаются в повестку, организовывают мероприятия и сервисы по обмену и аренде одежды, а также участвуют в благотворительных проектах.

Рассказываем, что такое шеринг одежды и как он помогает в решении экологических проблем.

По данным Российского экологического оператора (РЭО), в России в год образуется свыше 2,2 млн т текстильных отходов, из которых перерабатывается только примерно 20 тыс. т — то есть около 1% образующихся отходов текстиля.

Все, что не перерабатывается, попадает на полигон. Около 95% текстиля, отправившегося туда, в будущем не подлежит утилизации или сложно и дорого утилизируется.

Погоня за покупкой новых вещей, регулярно сменяющиеся в массмаркетах коллекции и агрессивная реклама создали явление, которое называют «быстрой модой». Антонимом «быстрой моды» выступает осознанное потребление. Оно предполагает покупку только необходимой одежды. А если в гардеробе что-то стало ненужным, вещь всегда можно сдать, отдать или продать.

«На сегодня мощности по переработке текстильных отходов, по нашим оценкам, не превышают 1% от уровня их образования. Как правило, одним из сдерживающих факторов по развитию таких производств является сложность со сбором текстиля. Мы уже подготовили «дорожную карту» по развитию сферы сбора и переработки таких отходов. Однако мы уверены, что реализация проектов по шерингу одежды, а также проектов, строящихся по принципу «передай», существенно помогут как нарастить объемы сбора, так и снизить количество образуемых отходов», — рассказывает РБК Life генеральный директор Российского экологического оператора Денис Буцаев.

Как работает шеринг в текстильной отрасли

Подход совместного потребления, также известный как шеринг-экономика, — это экономическая концепция, которая строится на идее общего использования товаров и услуг, их аренды или обмена. Так, ремонтные и арендные сервисы, секонд-хенды и ресейл помогают как можно дольше сохранять вещи в обороте. А это, в свою очередь, снижает нагрузку на окружающую среду.

Директор по развитию сети благотворительных магазинов Charity Shop Варвара Хрусталева отмечает, что тема шеринга стала очень популярной несколько лет назад во многом благодаря поколению зумеров.

«Экология, осознанное потребление, минимализм — все это уже было в моде. А шеринг стал логичным продолжением этих трендов. Выглядело все это очень оптимистично: дружно пользуемся одеждой, техникой, машинами — значит, производим меньше. Но потом началась пандемия, и люди стали обращать больше внимания на безопасность и стерильность, что уже никак не стыковалось с темой шеринга. А еще выяснилось, что аренда вещей не так уж и экологична. После каждого использования одежду необходимо отдавать в химчистку, которая не всегда безопасна, поскольку часто в целях экономии используются дешевые, но вредные растворители, содержащие перхлорэтилен. И экономически это оказалось не так уж выгодно. Аренда одежды стала дорогой, так как в ее стоимость надо включить не только стоимость вещи, но и зарплаты, налоги, затраты на обслуживание вроде химчистки и ремонта. На тех же ресейл-площадках или в секонд-хендах вещи можно купить дешевле, а потом перепродать — и это будет гораздо выгоднее потребителю в конечном итоге», — рассказывает Варвара Хрусталева.

Меж тем сервисы по аренде одежды очень популярны за рубежом. Например, в США есть сервис Rent the Runway, который дает в аренду уникальные платья, в Великобритании — маркетплейс аренды вещей My Wardrobe HQ, работающий со стоками брендов, в Нидерландах — «библиотека» одежды Lena the fashion library, выросшая из обычного секонд-хенда. Нередко на подобных площадках можно арендовать вещи от культовых дизайнеров. В свою очередь, некоторые бренды, в том числе массмаркета, тоже развивают внутри своих магазинов шеринговые сервисы одежды.

При этом, по словам руководителя проекта «Гараж-Винтаж маркет» Анны Стулихиной, аренда одежды в России совершенно не развита. «Например, пару лет назад у нас запускался амбициозный проект по шерингу одежды «Просто вещи», однако он не прижился. По сути, у нас осталось только то, что работало много лет назад: аренда свадебных платьев и нарядов для фотосессий. Сервисов, где можно взять в аренду, скажем, костюм сегмента массмаркет на собеседование, я не обнаружила», — объясняет Стулихина.

Наши собеседники отмечают, что сегодня российский рынок аренды одежды не развит так, как, например, в США или Европе. И лишь некоторые компании в Москве предлагают подобные услуги.

Директор по стратегическому маркетингу шеринг-сервиса «Линдэйли» Ирина Киуру считает, что в России шеринг одежды пока находится на начальном этапе развития.

«В сегменте b2c наибольшую популярность набирает шеринг одежды на праздники, фотосессии и вечерние мероприятия, а в сегменте b2b динамично развивается шеринг спецодежды для сотрудников предприятий. Так, в настоящее время мы обслуживаем более 33 тыс. клиентов из компаний пищевой, фармацевтической, металлургической и иных отраслей», — рассказывает Киуру.

Российский опыт в сегменте спецодежды

Один из примеров российских шеринговых сервисов — компания по обслуживанию спецодежды, вестибюльных ковров и текстиля для гостинично-ресторанного бизнеса, которая смогла довести уровень сбора и утилизации отходов изношенного текстиля до отметки 95%.

По данным компании «Линдэйли», которая проводит полный комплекс работ по обращению со спецодеждой, рынок спецодежды в России оценивается более чем в 100 млн единиц в год и прирастает в среднем на 6%. При этом доля шеринга составляет порядка 1,5 млн единиц, то есть всего 1,5%. Однако сервис заявляет, что такие услуги востребованы — в 2023 году рост спроса на шеринг составил 34%. А применяемая ими бизнес-модель позволила сократить объем текстильных отходов в фармацевтическом производстве на 90%, в пищевой индустрии — на 20%, в автосервисе — на 50%.

Меж тем в компании рассказали и о существующих барьерах для развития шеринга. Основной — в преобладании в общественном сознании модели «купил-использовал-выбросил». Мало кто задумывается об экологии, когда речь идет о собственном гардеробе или о спецодежде для большого предприятия. Поэтому важно популяризировать идею совместного использования и ухода за вещами.

«Говоря о спецодежде, помимо консервативного подхода и укрепившейся в сознании потребительской модели покупки, следует отметить и регуляторные барьеры. Например, предприниматели, арендующие спецодежду, не могут получить вычет из Фонда социального страхования, в отличие от предпринимателей, которые ее покупают. С прошлого года также нельзя продлить срок носки спецодежды, которая, например, могла несколько лет провисеть нетронутой на складе и не потерять своих защитных свойств, — новые нормы запрещают это делать. К сожалению, такие барьеры не способствуют уменьшению образования отходов, скорее наоборот», — отмечает Киуру.

Мода на винтаж и гаражные распродажи

В противовес арендным сервисам, для создания которых есть много препятствий, сейчас в России активно развивается рынок перепродажи одежды. Связано это в том числе с растущим уровнем осознанности покупателей, ведь такой вид шопинга — один из самых экологичных. Еще одна причина популярности перепродажи одежды — тренд на винтаж.

«Мы видим на ковровых дорожках знаменитостей в винтажных платьях и костюмах. Также сейчас очень актуален тренд на моду 90-х. А куда идти за этими трендами? Конечно, на винтажные маркеты и в секонд-хенды», — отмечает Анна Стулихина.

При этом секонд-хенды и магазины винтажной одежды могут соперничать с известными брендами не только по красоте и комфорту своих шоурумов, но и по отобранным коллекциям стильной одежды, обуви и аксессуаров. А еще зачастую такие вещи по качеству не уступают новым, а стоят дешевле и позволяют экономить ресурсы.

Еще один формат ресейла — это так называемые гаражные распродажи. Но Анна Стулихина поясняет, что в таких распродажах разные продавцы участвуют с различными целями.

«Есть категория продавцов, для которых это периодический заработок. Они эти вещи покупают, а потом перепродают с небольшой наценкой. Для других — хобби. Кому-то нравится ходить в кафе, кому-то — провести выходные на гаражной распродаже и побыть продавцом. В свою очередь, для покупателей, а это, как правило, креативные молодые люди, гаражные распродажи — это скорее стиль жизни, просто способ одеваться. Как для некоторых поход в торговый центр», — рассказывает Стулихина.

Другое популярное явление на рынке ресейла — это свопы, то есть обмен вещами. Такие мероприятия, как правило, организуют небольшие сообщества, в основном женские. Они собираются в каком-то заведении, куда приносят свою одежду, и в формате аукциона передают вещи из рук в руки.

По словам Анны Стулихиной, у людей, которые одеваются на гаражных распродажах и в винтажных магазинах, забота об окружающей среде и экологии — важная часть их мировоззрения.

«Большинство покупателей так или иначе заботятся об экологии. Я очень редко вижу, чтобы такие люди приходили на распродажи с пластиковыми пакетами, например. А в разговорах часто слышу, что они так или иначе сортируют мусор и соблюдают какие-то базовые экологические привычки вроде покупки кофе в свою чашку», — отмечает наша собеседница.

Шеринг добра: передача одежды на благотворительность

Еще один способ поделиться вещами, которые все еще в хорошем состоянии, но больше вам не нужны, — благотворительность. Это не только про экологичность, но и про добрые дела — помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В России действует большое количество пунктов приема вещей. Самые крупные — Charity shop, «Второе дыхание», «Добрые вещи» и «Лавка радостей». Однако есть и более локальные проекты, которые можно найти в соцсетях, в частности во «ВКонтакте», при церквях, а также на картах своих городов. Точки приема непригодного текстиля, обуви и старых вещей можно найти, например, на карте приложения «Уберу». Сервис предназначен для поиска подходящего пункта приема вторсырья или «фандомата» в вашем городе. Сданные вещи отправляются либо на благотворительность, либо на переработку.

«Мы создали сервис, который дает возможность жителям по всей России правильно сдавать вторсырье на переработку. На карте «Уберу» обозначены точки приема различных фракций, в том числе текстиля. За сданное вторсырье в приложении можно получать «экоины» и обменивать их в партнерских программах. Так мы стимулируем людей к сдаче вторсырья», — делится с РБК Life заместитель генерального директора по цифровизации Российского экологического оператора Алексей Буров.

Ирина Киуру считает важным усиление работы по популяризации в обществе шеринг-модели. При этом она отмечает, что также важно не забывать и про предпринимателей, развивающих шеринг-модель и строящих бизнес на принципах экономики замкнутого цикла. По ее словам, создание позитивных стимулов позволит дать импульс развитию экологических практик, направленных на сохранение нашей природы и формирование осознанного поведения.

Генеральный директор Российского экологического оператора Денис Буцаев также отмечает, что важно продолжать фокусировать общественное внимание на вопросах разумного потребления.

«Необходимо постепенно менять мышление и там, где это целесообразно, отдавать предпочтение приобретению услуги, а не самого товара, — заключает Буцаев. — А еще обменивать, отдавать, передавать. Эта история позитивно скажется на качестве жизни любого человека, потому что это всегда про заботу, причем как о природе, так и о ближнем, про общение и про добро. Однако подходить к вопросу следует системно, работать не только над потребительским поведением. Сейчас мы разрабатываем «дорожную карту» с конкретными мероприятиями. Среди них, например, поэтапное введение отказа на накопление отходов текстиля с ТКО в общих баках, введение требований к предприятиям розничной торговли, продающим текстиль, по организации точек приема отходов текстиля, установление показателей для субъектов РФ по созданию инфраструктуры сбора текстильных отходов и многое другое».

Поделиться
Авторы
Теги