Искусство из мусора. Как в России создают арт-объекты из отходов

. Современные художники в своих работах рассказывают о проблемах экологии
Обновлено 02 февраля 2024, 14:14
Алиса Косарева / пресс-служба РЭО
Фото: Алиса Косарева / пресс-служба РЭО

Современные художники начали все чаще обращать внимание на проблемы окружающей среды. Так, в Россию пришел треш-арт, а сейчас проходит конкурс на лучший арт-объект в экотематике «Зеленый квадрат».

Рассказываем, почему художники все чаще создают произведения искусства из отходов и какие важные темы поднимают в своих работах.

Что такое треш-арт и почему он в тренде

В современном искусстве было выделено целое направление, которое связано с включением мусора в арт-объекты. Его называют «треш-арт», или «джанк-арт». Это течение возникло в середине XX века, а его родоначальником считается немецкий художник Курт Швиттерс. Для создания своих работ он использовал старые трамвайные билеты, конверты, обертки из-под сыра, бумажные кольца с сигар, тряпки и другой мусор. Однако делал это не для привлечения внимания к проблемам экологии, а скорее, чтобы доказать, что инструментами искусства могут стать любые вещи, в том числе и отходы.

Но времена меняются, и сейчас художники вкладывают в треш-арт более глубокую экологическую мысль — в том числе необходимость переработки отходов во имя спасения Земли от засилья мусора. Они в первую очередь поднимают вопрос об экологической устойчивости.

Произведения современных художников, в которых изображены разрушенные природные ландшафты, затопленные или покрытые мусором города и апокалиптические сцены, напоминают зрителям о неразрешенных экологических проблемах.

«Тема природы и экологии в последнее время стала одной из самых популярных в мировом искусстве», — рассказывают представители галереи «Триумф», которая давно занимается проектами экологической проблематики. Например, в числе их проектов масштабная международная выставка «Живое вещество» в Государственной Третьяковской галерее.

Сегодня едва ли можно найти музей современного искусства или галерею, которые не затрагивали бы тему экологии. Художники искренне настроены на передачу знаний о проблемах и последствиях наших действий на природу.

«Экологическое направление в искусстве развивает траектории более широкого осмысления человеком себя в пространстве жизни и в отношениях со всем вокруг», — рассказывает Анна Малай, куратор и основатель бюро PRANNA, которое в 2022 году заняло первое место в номинации «Просветительские проекты» в «Зеленой премии» от «Российского экологического оператора» с проектом «Антрополэнд».

По словам Малай, искусство в целом помогает осознанию взаимосвязанности процессов, на которые может влиять человек. К таким процессам относится формирование среды и экологического благополучия, ответственность за которые лежит на каждом из нас.

«В обществе есть запрос на улучшение качества жизни и оздоровление пространства в целом от посттоксичных выбросов во всех сферах человеческой деятельности, поэтому экологическое искусство сейчас особенно актуально. Просветительская роль искусства в том, чтобы у человека была более емкая картина реальности, а в какой степени это учитывать — остается на выбор зрителя», — подытоживает наша собеседница.

Кто и как занимается треш-артом в России

Одна из главных проблем экологии, которая освещается в современном искусстве, — загрязнение планеты мусором. Так, в России ежегодно образуется порядка 8,45 млрд т отходов. Причем около 50 млн т — это твердые коммунальные отходы, то есть мусор, который создает человек. Без должного внимания к проблеме планета может уже в ближайшее время столкнуться с очень серьезными проблемами. Именно поэтому при создании арт-объектов художники нередко используют вторичное сырье.

«Работа с материалом, который доступен, удобен и понятен, автоматически означает, что все, что вы делаете, будет неразрывно связано с вашим окружением, близкими людьми и родной культурой. Так что это была моя попытка прикоснуться к национальной культуре, от которой в годы обучения я был изолирован», — рассказывает в интервью The Art Newspaper Russia один из самых влиятельных скульпторов Африки, художник из Ганы Эль Анацуи. Он прославился благодаря своим работам, созданным из алюминиевых крышек от бутылок и отражающим много социальных, экономических и экологических проблем Африки.

Российские художники тоже используют вторичное сырье для создания арт-объектов. Например, по стране сейчас переезжает выставка «Русский лес» — креативная инсталляция, состоящая из восьми арт-объектов в виде животных. Авторы выставки — резиденты арт-кластера «Таврида» Павел Бибишев и Диана Трошева, куратор — Мария-Николь Селиванова.

В выставке подняты сразу две проблемы. Первая — это сам мусор. Вторая — его влияние на дикую природу. Поэтому звери в инсталляциях выполнены из переработанных отходов, списанной оргтехники, одноразовых пластиковых предметов и металлолома, которые могли бы превратиться в мусор. Ну и, превратившись в мусор, эти отходы непременно оставили бы след на биоразнообразии русского леса и природы России в целом.

«Искусство отражает дух времени и его социальные потребности, — говорит художник Павел Бибишев. — Сейчас становится популярным новое течение — экологическое искусство. По сути, экологическое искусство стало работой над ошибками современного искусства. Оно несет четкие задачи привлечения внимания к переработке. Создает благородный образ процедуры сортировки. Благодаря посылам экологического искусства образуется культура поведения у общества по отношению к отходам».

Экологическое искусство, например, можно увидеть в московском музейном пространстве #НЕМУЗЕЙМУСОРА, а также на других площадках и мероприятиях в разных регионах страны. На таких выставках можно увидеть любопытные арт-объекты из вторсырья, в которых отражены глубокие темы не только переработки отходов, но и потребления в целом.

«Когда мы открывали свою площадку в 2019 году, мы были уверены в том, что никогда не будем говорить о смерти животных, — рассказывает сооснователь всероссийского экокультурного проекта #НЕМУЗЕЙМУСОРА Яна Трудкова. — Но об этом говорили все посетители. Например, история о ките, который погиб от 40 кг съеденного пластика, очень оживленно обсуждалась на одной из экскурсий. Я задумалась над этим, нашла информацию об этом случае и, исходя из фотоматериалов, воссоздала морфологию съеденного. Сама была удивлена объему. Так появилась самая известная экспозиция «Кит», вокруг которого висело 40 кг пластика — это огромный объем. Впервые люди начали понимать, сколько это на самом деле и почему рыбы и животные едят его».

По мнению Трудковой, это один из самых работающих способов воздействия на эмоциональный интеллект человека. Она отмечает, что экологические проблемы невозможно почувствовать или потрогать здесь и сейчас, большинство из них имеет отложенный эффект и, увы, непредсказуемые последствия.

«Красота и гармония — для каждого человека индивидуальные понятия, а вот уродства считываются сразу и часто одинаково. Считаю, что через красоту и эстетику тоже можно и нужно говорить об экологии, но это более длинный и трудный путь», — подытоживает Яна Трудкова.

Конкурс «Зеленый квадрат»

Как раз для того, чтобы говорить об это экологических проблемах через искусство, в России в 2024 году при поддержке «Российского экологического оператора» запустили конкурс «Зеленый квадрат». В рамках конкурса от художников принимаются эскизы арт-объектов на экотематику или уже готовые арт-объекты.

По итогам конкурса будет организована большая выставка. Она будет представлена в рамках Всемирного фестиваля молодежи. Также лучшие авторы примут участие в очной образовательной программе академии «Меганом».

«В этом году мы проводим конкурс «Зеленый квадрат», — делится глава «Российского экологического оператора» Денис Буцаев. — Всем известно, что мы активно работаем над развитием в стране экономики замкнутого цикла. Так вот искусство, на мой взгляд, — это отличный способ в доступной форме донести до людей мысль, что отходы — это не мусор, а ценное сырье. И как предприятия используют вторичные ресурсы, чтобы создать новый предмет, так и художники вдыхают новую жизнь в уже, казалось бы, отжившие материалы, заполняя эту жизнь глубинными смыслами и получая арт-объект, отражающий острые проблемы, стоящие перед человечеством».

Экология в искусстве выступает не только как тема для размышлений, но и как мощный катализатор общественного сознания. Произведения, посвященные экологии, способны не только отразить наши беспокойства, но и вдохновить на действие, напоминая нам об ответственности за будущее поколений.

«В экологическое искусство вплетается все то, что вообще является главными темами искусства, — говорит управляющий партнер галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин. — Экологическое искусство очень сопредельно человеку. Как только ты осознаешь, что смертен, ты понимаешь, что за тобой должно что-то остаться тем, кто будет жить дальше».

Узнать подробности о конкурсе можно на сайте «Российского экологического оператора». И, возможно, благодаря конкурсу в России станет известно гораздо больше художников, работающих в жанре треш-арта и поднимающих в своих произведениях такие острые и важные темы, как проблемы экологии.

Реклама. Рекламодатель: ППК «РЭО», www.reo.ru

ЕРИР: 4CQwVszH9pWvodG3nAQ

Поделиться