«Дети перемен»: стоит ли смотреть новый сериал о разборках в 90-е
. Жестокий и реалистичный проект от авторов «Фишера»Вышел жестокий и реалистичный сериал «Дети перемен» о разборках в 90-е
В онлайн-кинотеатрах Start и Wink состоялась премьера сериала «Дети перемен» от режиссеров Сергея Тарамаева и Любови Львовой. О важнейшем аудиовизуальном высказывании про десятилетие, которое набило оскомину как зрителям, так и отечественным кинематографистам, рассказывает кинокритик и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев.
По улицам мрачного, серого города мчится троллейбус. Ведет его Флора (Виктория Исакова) — сильная женщина, воспитывающая трех сыновей от трех разных (уже бывших) мужей. В кадре середина 90-х, жизнь тяжелая и непростая, но ребята не унывают. Каждый из пацанов ищет место под солнцем и хранит от семьи секреты разного масштаба. «Нет в стране законов, есть понятия», — четко характеризует эпоху один из героев второго плана.
Старший из братьев, Петр (Слава Копейкин), из «жигалинских» — работает на криминального авторитета Сергея Михайловича (Тимофей Трибунцев). Его ОПГ подмяла большую часть города, теперь бандиты там власть: захотят — поставят тебя на процент, а могут и сжечь заведение вместе с персоналом, если в интерьере «под Запад косишь». Средний, Юра (Макар Хлебников) — противоположность старшего. Парень увлеченно рисует афиши для кинотеатров и мечтает поступить в училище, его криминалитет эпохи в свои сети еще не впутал. Младший, Руслан (Хетаг Хинчагов) прогуливает школу ради освоения азов предпринимательства. Парень впаривает китайское барахло вдвое дороже.
Старшему поколению удержаться в рамках условной нормальности тоже непросто. На заводе, где работает отец Юры Генрих (Сергей Гилев), третий месяц не платят зарплату. Лаша (Руслан Братов), отец Руслана, держит точку на рынке и продает с наценкой паленые товары известных брендов. Батя Пети по кличке «Карась» (Александр Матросов) только-только вышел из тюрьмы и готовится вернуться в стройные ряды ОПГ Михалыча. Живописный пример, как яблоки падают недалеко от яблонь.
Кажется, «Детям перемен» стоило бы выходить позже. Еще не унес ветер воспоминания и мемы «Слова пацана», еще не закончилась сага про киллеров «Лихие» — аудитории отечественных стримингов вновь показывают, как оно там было, в 90-е.
Впрочем, интонация нового сериала Сергея Тарамаева и Любови Львовой отличается. Беспросветность и жестокость разбавлена ситуативным юмором, отсылками к классике (от Фрэнсиса Форда Копполы до Алексея Балабанова) и греческой трагедии (женщина с именем богини ведет троллейбус № 3 по неизвестному маршруту). Музыкальный ряд без «Ласкового мая» — звучат песни Татьяны Булановой и Сергея Курехина.
Первые серии вводят в ломающуюся эпоху, пространство более обширное, чем кажется. Легко запутаться в персонажах, нелегко — зафиксировать характер взаимоотношений между ними. Помимо главной троицы в сюжете появляются: харизматичный библиотекарь Родион (Лев Зулькарнаев мастерски шутит о сходстве с персонажем Достоевского), принципиальный мент Витя (Кузьма Котрелев), за которым начинают охотиться сослуживцы; темными делишками занимаются и хозяйка стрип-бара Саша Лебедь (Софья Лебедева) и бывший мент Никита (Петр Скворцов), а также его экс-начальник Сальников (Артем Быстров, прической и усами повторяющий своего героя в «Лихих»). Имеется и обаятельное камео Ирины Сосновой, шоураннера онлайн-кинотеатра Start и креативного продюсера сериала.
Пришедшие в мир кино из театра (из мастерской Петра Фоменко, если быть точным), Тарамаев и Львова в каждый проект добавляют линию «маленького человека» и элементы романтики. Таким в «Детях перемен» становится персонаж Александра Яценко — театральный артист Валера, вынужденный перебиваться мелким заработком и разыгрывать сценки из «Дяди Вани» для бандитов. Игру Валеры авторитет прервет простым и понятным требованием «Хорош гомосячить!» и чуть не убьет артиста. В панике Валера сбежит, предварительно помочившись на тапки босса («Теперь дом освящать по новой придется», — посетует Михалыч).
Не обходится и без убийств и разборок, хотя абсолютно голыми по улицам никто не бегает. Конфликтуя с группировкой спортсменов, персонаж Трибунцева велит своим бойцам действовать дерзко, на опережение. Услышав, что расстреливать людей на похоронах нельзя («Это святое»), Михалыч разочарованно произносит: «Нужно душить их в зародыше, чтобы не отомстили».
Первые два эпизода, доступные в онлайн-кинотеатрах, — по сути масштабная и детальная экспозиция, в которой добро и зло (если точнее, зло разной степени уверенности) распределяются по драматургической шахматной доске. Вряд ли создатели «Детей перемен» намеревались ставить точку в процессе рефлексии взросления и формирования поколения, пережившего лихую эпоху. Однако то, с каким вниманием к деталям сделан проект и насколько выразительны образы героев, заслуживает похвалы. Трудно предполагать, куда сериал пойдет в дальнейшем, но авторы заявляют попытку честного разговора о том, когда все пошло не так и почему привело к здесь и сейчас.