Актер Роман Евдокимов: о фильме «Огниво», цифровом детоксе и стихах
. Мы поговорили с исполнителем главной роли перед премьеройРоман Евдокимов рассказал, как потерялся на острове во время съемок в «Огниве»
24 октября в прокат выйдет «Огниво» — сказка от студии СТВ и режиссера Александра Войтинского, которые создали кассовый хит «По щучьему велению». В отечественной вариации сказки Ганса Христиана Андерсена участвуют Ян Цапник, Ирина Старшенбаум, Ирина Горбачева и Юрий Кузнецов. Съемки проходили в Новгородской области, Карелии и Санкт-Петербурге.
Главную роль, находчивого Ваню в солдатском мундире, сыграл Роман Евдокимов — один из самых заметных молодых артистов последних лет, засветившийся в проектах «Лада Голд», «Фишер», «Неверные» и «Библиотекарь» среди прочих.
По просьбе РБК Life кинокритик Тимур Алиев поговорил с Романом Евдокимовым о талантах и самооценке, вызовах в кино и театре, ремейках старых сказок и особенностях «Огнива».
— В последние годы вы засветились в массе классных и неординарных проектов. Это и «Актрисы», и «Фишер», еще «ФК Родина». Как вы думаете, с чего начался ваш актерский взлет и бум предложений?
— Мне кажется, что как такового бума на самом деле пока нет. Все очень постепенно происходит.
— На фоне 2018–2019 годов сейчас проектов с вашим участием в разы больше.
— Да, конечно, вы правы. Сейчас поток предложений сильно увеличился. Думаю, это связано в первую очередь с успехом «Лады Голд». Но параллельно вместе с «Ладой» происходило еще много всего интересного. Уже снимались «Актрисы», уже было понятно, что скоро будут «Неверные». Еще и звезды сложились так, что все эти сериалы выходили практически друг за другом. Но первой была «Лада».
— Скоро мы увидим вас в «Огниве», вы играете главную роль в сказочной истории по мотивам Ганса Христиана Андерсена…
— Вот только в ней нет ничего от Андерсена.
— Получается, совсем оригинальная история?
— Да, от сказки только персонажи и, собственно, огниво. Хотя и солдат Ваня — совсем не тот солдат, что был у Андерсена. В общем, если сравнивать с датской сказкой, с нашим «Огнивом» почти никаких пересечений.
— Можно сказать, что уникальная история и привлекла вас в этот проект?
— Сложно говорить про уникальность. В принципе все уже написано давным-давно: по Борхесу, у истории может быть всего четыре сюжета (эссе Хорхе Луиса Борхеса «Четыре цикла».— РБК Life). Предложение прийти и попробоваться на главную роль в «Огниве» было для меня весомым. Это сказочный блокбастер для всей семьи, большое, масштабное кино. Пробы были довольно трудными как минимум потому, что их было много. Я пробовался на роль Ивана около месяца — с разными партнерами, в разных костюмах и эпизодах. Но в итоге все благополучно сложилось, и меня утвердили. Мне всегда хотелось поработать в таком жанре, который предполагает определенную легкость существования. Скажем так, определенный азарт, игру, степень иронии над персонажем и над собой.
Мне кажется, что в таком материале, как «Огниво», есть возможность «отлететь» от персонажа, посмотреть на него со стороны. Мне всегда очень хотелось попробовать сделать это. Поэтому я был очень рад, когда, во-первых, получил такое предложение, во-вторых, удалось пройти пробы.
— Рассказывая о пробах, актеры часто говорят о сложностях. Продюсеры или режиссер общались с вами на протяжении этого месяца? Объясняли ли, почему все так затягивается?
— Сложно ответить на этот вопрос. Как правило, актерам никто ничего не объясняет. В моем случае, как мне кажется, не супермедийный артист претендовал на очень большую роль в масштабной киносказке. Предполагаю, что продюсеры сомневались, проверяли, все ли работает, взвешивали за и против. Думаю, именно поэтому было столько разных проб и было принято такое решение.
— В одном из интервью вы сказали, что почти на всех съемочных площадках с вами происходит что-то важное. Было ли такое на съемках «Огнива»?
— Конечно! Но чаще это какие-то личные вещи, о которых не хотелось бы распространяться. Точнее, их вообще трудно вербализировать, тем более в интервью.
Расскажу вам одну историю, про которую не знает никто из съемочной группы. Часть сцен мы снимали на Ладожском озере в Карелии. Половина группы жила прямо на берегу озера в палаточном лагере, а я жил на материке, в небольшом домике. Чтобы попасть на материк, нужно было пройти от палаточного лагеря через весь остров и перейти через мост. Однажды я после очередной смены пошел купаться в Ладожском озере. Вместе с художниками-постановщиками мы засиделись у костра на пляже. Стемнело, мне нужно было возвращаться, потому что с утра уже новая смена. Я пошел через весь остров и потерялся — без связи, не ориентируясь на местности. Приблизительное направление я, конечно, помнил. Остров маленький — никуда не денешься, в любом случае к воде выйду. Но это было прикольно, довольно интересный опыт. Примерно на два часа я остался в одиночестве, наедине со своими мыслями. Эти два часа в темноте без связи и людей стали очень важными для меня.
— После этого случая вы не думали организовывать цифровой детокс на несколько часов в неделю?
— Вообще, это для меня нормальная практика, просто в тот раз это случилось не в рамках моего желания, а спонтанно!
— У вас внушительный набор навыков и талантов. Упоминается, что вы играете на гитаре и фортепиано, катаетесь на скейте и серфе, увлекаетесь восточными единоборствами, футболом и фехтованием, а также знаете два иностранных языка, английский и французский. Правда ли все это? И если да, когда вы успели все освоить?
— Что значит «знать язык»? Я, например, не считаю, что хорошо владею даже русским языком. Да, я носитель, но вряд ли знаю его в совершенстве. Есть люди, которые намного лучше работают со словом, чем я. В какой-то степени я умею и знаю все, что вы перечислили, — что-то лучше, что-то хуже.
— Что-то вы, наверное, осваивали на съемочных площадках фильмов и сериалов?
— Отчасти, да. В футбол, например, я вообще никогда особо не играл, и мне пришлось его осваивать во время подготовки к фильму «Стрельцов». Причем я долго готовился к съемкам, но в итоге получилось, что я в этом фильме так и не сыграл. В рамках подготовки к «ФК Родина» мы тоже занимались, забегались капитально.
— Возвращаясь к «Огниву»… На фестивале «Горький fest» в рамках деловой программы обсуждали сказки. Там упомянули, что сейчас на разных стадиях разработки 70 сказочных проектов, которые будут выходить вплоть до 2028–2029 годов.
— Погодите, 70 сказок? Мама дорогая, ничего себе! Где на все эти проекты будут брать артистов?
— Ну Роман Евдокимов уже есть! Как вы относитесь к этому сказочному буму?
— Слушайте, это очень круто. В первую очередь с точки зрения индустрии. Получается, у нас огромное количество разных производств, где каждая команда пробует что-то свое. С другой стороны, плохо, если это действительно будет конвейер низкого качества.
— Я встречал разные мнения на этот счет. С одной стороны, продюсеры ужасаются: «Зачем мы переснимаем советские сказки?» С другой стороны, кинематографисты рассказывают, что дети, например, не в состоянии смотреть прежние экранизации Александра Роу — засыпают, и всё.
— Вряд ли будет единое мнение, это нормально. Мне кажется, что дело в разных вкусовых предпочтениях у молодого поколения, которые передаются им от родителей. Одни дети могут смотреть старые сказки, другие — нет, но это вопрос к родителям. Почему бы не снимать новые сказки, если старые для кого-то не работают?
— Но есть масса других форм, чтобы рассказывать увлекательные истории. Однако их не выбирают, потому что сейчас сказка — это доступно (точно дадут прокатное удостоверение) и понятно (продюсеры понимают, что вложенные деньги гарантированно вернутся).
— Да, это так. Сказка работает. Это же очень манкая вещь, она всегда сильно привлекает, потому что находится в нашем культурном коде с самого детства. Пусть кино развивается и показывает результат, сказки точно не смогут надоесть. Убьем ли мы сказками другое кино? Расслабьтесь, не убьем. На талантливо рассказанную историю всегда будет голод, и она всегда прорастет, даже вопреки.
— После окончания учебы вы пробовали работать в театре, но в итоге свернули в мир кино и сериалов. В одном из интервью вы рассказывали, что театр для вас — мощнейшая зона роста.
— После института я пробовал попасть в разные театры, но, в которые хотел, меня не взяли. Чуть позже я случайно оказался в стажерской труппе МХТ им. Чехова, но не успел там ничего сделать. Разве что написал как соавтор несколько номеров вместе с Михаилом Рахлиным к юбилею Олега Павловича Табакова. На протяжении большого количества времени участвовал только в проектах театральных лабораторий. Например, «Прикасаемые» в Театре наций — это инклюзивная постановка слабослышащих людей. Потом был иммерсивный спектакль «Вернувшиеся». Но в целом я никогда не строил театральную карьеру — у меня не было такой возможности.
Театр для меня — действительно большая зона роста, я его очень люблю именно потому, что я там не профессионал. Не наработал, скажем так, десять тысяч часов. Каждый выход на сцену — это вызов, и я чувствую себя некомфортно. На съемочной площадке, напротив, чувствую комфорт и уверенность, даже приходится самостоятельно придумывать себе более сложные задачи, чтобы расти.
— Помимо всего прочего, вы пишете стихи. Можно ли сказать, что это форма рефлексии окружающей действительности?
— Это то, чего я не могу не делать. Происходит само по себе и часто от меня вообще не зависит. Я никак не могу сформулировать, что это и зачем это нужно. Да, в какой-то степени это и рефлексия.
— Нередко слышу от актеров, что они с большим трудом могут смотреть фильмы и сериалы, в которых они снимались. Как у вас с этим обстоят дела?
— Признаюсь, я тоже раньше кокетничал подобным образом. Мне казалось, что мне трудно смотреть проекты со своим участием. Но сейчас я просто смотрю на предмет того, что надо было сделать по-другому. Например, понимаю, что здесь сработал так только потому, что только так и мог, а в следующий раз надо будет стараться лучше.
— Возможно, вы, как перфекционист, еще и актерские дневники ведете с соответствующими пометками?
— Я веду обычные дневники. Но это не столько связано с актерской профессией, сколько с эмоциональными переживаниями, которые я таким образом пытаюсь осмыслить. Бывает, потом что-то пригождается. Но к своей актерской игре я отношусь гораздо проще.
— Многие ваши коллеги пробуют себя по ту сторону камеры, например в режиссуре или сценарном ремесле. Есть ли у вас такие амбиции — заявить себя режиссером, сценаристом или шоураннером?
— Есть. Вообще, изначально я хотел снимать кино. Когда пришло время поступать, понял, что не потяну весь объем, да и просто было страшно. В итоге поступил на артиста. Ни о чем не жалею, я люблю эту профессию и буду продолжать ей заниматься. Но амбиции есть, и я думаю развиваться в эту сторону. Но пока не хочу делать громких заявлений.
— Давайте завершим «Огнивом». Что бы вы сказали потенциальным зрителям, которые увидят в расписании это название? Почему стоит посмотреть это кино?
— Лично мне сейчас очень хочется верить, что вопреки всему каждый из нас может сформировать в своем собственном мире такую ситуацию, в которой все будет цвести. Дотянуться рукой до ближнего, протянув ему свет, — возможно. И очень нужно. Если каждый будет тянуться, то все станет совсем по-другому. Я думаю, что наш фильм может помочь человеку этот свет увидеть.