5 отличных фильмов о сектах. Мы оценили и рекомендуем к просмотру

. Про саентологов и язычников, социалистов и голодающих
Обновлено 14 октября 2024, 17:53
Постеры к фильмам: «Плетеный человек» (1973), «Мастер» (2012), «Таинство» (2013), «Так сказал Чарли» (2018), «Клуб Зеро» (2023)
Фото: British Lion Film Corporation; Annapurna Pictures; Epic Level Entertainment; Arcade Pictures; arte France Cinéma

Постеры к фильмам: «Плетеный человек» (1973), «Мастер» (2012), «Таинство» (2013), «Так сказал Чарли» (2018), «Клуб Зеро» (2023)

Осень — сезон ужастиков и триллеров в кино. С 10 по 13 октября в Москве проходит «Хоррор фест», куда можно попасть по билетам. В широком прокате с 2 октября можно посмотреть «молчаливый» триллер «Тихое место. Азраэль» с «королевой крика» Самарой Уивинг про секту язычников, в которой запрещена речь.

РБК Life попросил кинокритика Марию Ракитину рекомендовать еще пять фильмов, где фигурирует тема закрытых общин со строгими правилами, нарушение которых заканчивается трагически.

«Плетеный человек» (1973)

Режиссер Робин Харди

Набожный сержант полиции Гови (Эдвард Вудворд) отправляется на уединенный шотландский островок Саммерайл, чтобы раскрыть дело о таинственном исчезновении девочки-подростка. Он быстро выясняет, что все местные жители поголовно исповедуют кельтское язычество. Обитатели острова проводят древние колдовские ритуалы, практикуют свободные отношения, а еще особенно враждебно относятся к чужакам.

«Плетеный человек» Робина Харди — яркий представитель жанра фолк-хоррора, который все еще вдохновляет режиссеров на дикие истории о языческих культах. С одной стороны, вышедший в начале 1970-х фильм консервативно критиковал сексуальную революцию и философию хиппи: распутные жители острова Саммерайл буквально несли угрозу благочестивым христианам, которые не разделяли их традиции и ритуалы, заимствованные у древних кельтских народов. С другой — «Плетеный человек» не только рисовал зловещую картину вечного противостояния христианской морали и эзотерического знания, но также оригинально размышлял о фатальном столкновении зашоренного человека с непривычными для него вещами.

Британцу Робину Харди удалось снять образцовый фолк-хоррор при свете дня и без единой капли крови (за исключением финального ритуального сожжения).

Фильм, увлеченный ужасами язычества, породил множество картин-подражателей вроде «Солнцестояния» Ари Астера и «Ритуала» Дэвида Брункера. Еще одна заслуга «Плетеного человека» заключается в том, что он подарил нам одного из самых безумных злодеев в истории кино — высокомерного лорда Саммерайла, филигранно сыгранного Кристофером Ли.

«Мастер» (2012)

Режиссер Пол Томас Андерсон

Есть на Okko, Wink и «Кинопоиске»

Бывший морской офицер Фредди (одна из лучших ролей Хоакина Феникса) скитается по послевоенной Америке и мучается посттравматическим стрессовым расстройством. Мужчина устраивается то на одну работу, то на другую, пока однажды не встречает загадочного и харизматичного лидера модного религиозного движения Ланкастера Додда (Филип Сеймур Хоффман). Так, обозленный на весь мир Фредди попадает под влияние основателя секты «Истоки», который вскоре сделает его своей правой рукой.

В драме «Мастер» Пола Томаса Андерсона отчетливо угадывается биография основателя Церкви саентологии. Подобно властолюбивому лидеру «Истоков» Ланкастеру Додду, религиозный деятель Л. Рон Хаббард создал новое вероучение, которое в 1950-х завладело умами тысячи отчаявшихся американцев. Тем не менее ключевые моменты из профессионального становления предводителя саентологов на экране опускаются, ведь режиссера в первую очередь волнует тема коллективной травмы и уязвимости послевоенного общества перед новыми духовными течениями. Андерсона всецело интересует, как устроены принципы психологического воздействия и беспрекословного подчинения изгоев маргиналам, обладающим агрессивной харизмой.

Через судьбу бывшего военнослужащего, а ныне несчастного алкоголика и бродяги Фредди режиссер объясняет, как сломленная личность легко прогибается под силой чужого авторитета.

«Мастер» (название также можно трактовать как «Господин» или «Хозяин») представляет собой монументальное исследование кризиса идентичности, жажды чужого одобрения и иерархии сектантского сообщества, приверженцами которого и по сей день остаются многие голливудские знаменитости (Том Круз, Джон Траволта и другие).

«Таинство» (2013)

Режиссер Тай Уэст

Есть на «Кинопоиске» и Okko

Двое журналистов популярного нью-йоркского медиа Vice, Сэм и Джек, собираются снять сенсационный документальный фильм. Репортеры отправляются в одну южноамериканскую страну, чтобы вместе с модным фотографом Патриком проведать его сестру — бывшую наркоманку, которая обрела счастье в закрытой общине. Во главе религиозного культа, обитающего в джунглях, стоит суровый и пугающий Отец. Лидер секты строит рай на земле и, кажется, помогает своим адептам найти смысл жизни. Журналисты запечатлевают будни коммуны на камеру, но с каждым часом все больше сомневаются в благих намерениях последователей Отца.

До создания синефильской слешер-трилогии «Х» американский инди-режиссер Тай Уэст экспериментировал с жанровыми формами и тяготел к адаптациям реальных историй. В 2013 году привез фильм ужасов «Таинство» (The Sacrament) на Венецианский кинофестиваль. Уэст цинично смешал стилизацию под «найденную пленку» с «эксплуатейшеном», взяв за основу трагедию, произошедшую в тоталитарной секте «Храм народов».

В ноябре 1978 года мир потрясло известие о массовом самоубийстве 909 последователей деструктивного культа, во главе которого стоял «преподобный» Джим Джонс. Поселение Джонстаун, затерянное среди джунглей Гайаны, больше напоминало ад на земле, чем социалистический рай, обещанный лидером общины смиренной пастве. Приверженцы «Храма народов» подвергались пыткам и суровым телесным наказаниям за малейшее непослушание, страдали от тяжелой наркотической зависимости и из-за массовой паранойи оставались верны властному Джонсу.

Хоррор Тая Уэста разбирает психологию сект с точки зрения сторонних наблюдателей — объективных журналистов, которые вскрывают чудовищную правду о культе и становятся свидетелями его падения. Режиссер создает псевдодокументальный очерк о нескольких днях, проведенных в религиозной коммуне, который впечатляет непредсказуемостью и реалистичностью.

«Так сказал Чарли» (2018)

Режиссер Мэри Хэррон

Есть на Okko и «Кинопоиске»

Три участницы печально известной секты «Семья» Чарльза Мэнсона отбывают пожизненное заключение в стенах калифорнийской тюрьмы. Лесли ван Хутен (Ханна Мюррэй), Патриция Кренвинкель (Сози Бэйкон) и Сьюзан Аткинс (Марианн Рендон) не планируют раскаиваться в зверских преступлениях, которые совершили, ведь они клялись в верности своему лидеру — Чарли. Арестанток периодически навещает аспирант в области психологии Карлин (Мерритт Уивер). Она хочет понять, что побудило на первый взгляд безобидных девчонок безжалостно убивать и возможно ли заставить их осознать содеянное.

За год до премьеры «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино канадская постановщица Мэри Хэррон («Американский психопат») поведала чудовищную историю деструктивного культа «Семья» Чарльза Мэнсона от лица трех его самых верных последовательниц. В августе 1969 года имена Сьюзан Аткинс, Патриции Кренвинкель и Лесли ван Хутен стали известны в связи с убийством беременной актрисы Шэрон Тейт. Первые две девушки вместе с еще одним членом «Семьи», Чарльзом «Тексом» Уотсоном, вторглись в голливудский особняк на Сьело-Драйв, чтобы исполнить волю Мэнсона. Лесли ван Хутен на месте преступления отсутствовала, но участвовала в его планировании, а на следующий день присоединилась к убийству владельца продуктового магазина Лено Лабианки и его жены Розмари. Девушек Мэнсона сначала приговорили к смертной казни, которую в итоге заменили на пожизненное заключение с правом на условно-досрочное освобождение.

Вслед за шокирующей книгой Эммы Клайн «Девочки» (2016) биографическая драма Мэри Хэррон «Так сказал Чарли» пытается разобраться, насколько сильным было влияние лидера калифорнийской секты, замаскированной под общину хиппи, на потерянных и часто травмированных девушек. Мэри Хэррон совсем не ищет оправданий преданным сторонницам Мэнсона, но исследует их эмоциональное состояние в условиях постоянного давления. Постановщица предполагает, что аморальный образ жизни на ранчо Спэна в Сан-Франциско вполне мог сломать психику одиноким, доверчивым и неуверенным в себе девушкам. Постоянное сексуализированное и психологическое насилие, жестокие манипуляции и внушение под воздействием наркотических веществ едва ли благотворно сказывались на адептах «Семьи». По крайней мере, так это выглядит на экране.

Мэнсона самозабвенно играет Мэтт Смит, который лишает лидера секты какого-либо обаяния и показывает его прогрессирующее безумие, сопряженное с комплексом Бога.

«Так сказал Чарли» критики приняли неоднозначно, но многие из них отмечали занимательный месседж картины: женщины одновременно могут быть и жертвами, и виновными в непростительных преступлениях.

«Клуб Зеро» (2023)

Режиссер Джессика Хауснер

Есть на «Иви» и Okko

В элитную частную школу устраивается новая преподавательница — прогрессивная мисс Новак (Миа Васиковска). По запросу родительского комитета молодая женщина обучает подростков искусству осознанного питания. Мисс Новак рассказывает школьникам о том, как отказ от вредной еды и сокращение ежедневного рациона благотворно влияют на экологию. Со временем адепты методики «просветленной» учительницы вступают в секретный клуб «Зеро», цель которого — полностью отказаться от любой пищи, чтобы спасти планету.

Премьера «тихого» триллера «Клуб Зеро» австрийской постановщицы и сценаристки Джессики Хауснер состоялась в основном конкурсе Каннского кинофестиваля в 2023 году. Режиссер не впервые изучает тесную взаимосвязь религиозных (философских, нравственных, экологических и других) убеждений и мировосприятия человека. Так, в драме «Лурд» (2009) вера в чудо помогла парализованной девушке Кристине снова встать на ноги. В изолированной обстановке священного места, расположенного в Пиренеях, героиня как уверовала в силу божественного исцеления, так и столкнулась с разрушительной завистью паломников. Таким образом Хауснер рассматривала одержимость духовной идеей с разных ракурсов и говорила об опасных последствиях возведения теоретического знания в культ.

«Клуб Зеро» наследует социальную проблематику «Лурда» и предлагает злобную сатиру на концепцию осознанного потребления, которая легко превращается из полезного увлечения в сектантство. Неудивительно, что самой внушаемой группой режиссер изображает именно подростков. Закомплексованные школьники легко обманываются спорными доктринами, потому что могут почувствовать себя особенными, избранными и высокоморальными личностями. Радикальное сокращение ежедневного рациона авторитарная учительница мисс Новак изначально объясняет заботой о здоровье и окружающей среде. Последовательная в пропаганде голодания, она постепенно превращает доверчивых тинейджеров в заложников расстройства пищевого поведения.

Злободневный «Клуб Зеро» воспринимается двусмысленно. Это и укор современному обществу, которое доводит неплохие идеи до фанатизма, подменяя понятия, и важный разговор о нарушении пищевого поведения у подростков.

Поделиться
Авторы
Теги