Кино на выходные: «Не говори никому» с негостеприимным Джеймсом Макэвоем
. Развлекательный триллер, основанный на жутком хоррореОнлайн вышел психологический триллер с Джеймсом Макэвоем в главной роли. «Не говори никому» — американский ремейк датского одноименного фильма 2022 года, получившийся отдельной историей при всех визуальных и сюжетных сходствах с оригиналом.
РБК Life рассказывает о фильме, рекомендуя посмотреть сразу оба варианта «Не говори никому» друг за другом. Или ограничиться одним, сделав выбор между «развлечься» (американская версия) и «испытать шок» (датский оригинал).
Американская семья — Луис и Бен Далтоны с дочерью Агнес — проводят живописный отпуск в Тоскане. Недавно они перебрались жить в Лондон, их брак переживает нелучшие времена, 11-летняя дочь никак не может оторваться от мягкой игрушки — зайца Хоппи, будущее туманно, да и курорт не радует. Но в один прекрасный вечер к ним прибивается семья британцев. Пэдди и Кьяра (Джеймс Макэвой, Эшлинг Франчози) на отдыхе вместе с молчаливым сынишкой Антом, который будто бы не дитя своих родителей, шумных и заводных. Завязывается дружба, но заканчивается отпуск: англичане настойчиво приглашают новых друзей в гости на свою ферму в Девон, перезагрузиться и временно забыть навалившуюся рутину. Немного подумав, Далтоны соглашаются, однако деревенской идиллии им не видать. Пэдди ведет себя агрессивно, Кьяра чего-то недоговаривает, Ант, похоже сильно напуганный, пытается гостям что-то рассказать.
Триллер Джеймса Уоткинса («Женщина в черном», «МакМафия») основан на датском психологическом триллере Кристиана Тафдрупа. Его «Не говори никому» (оригинальное название — «Гости») вышел на два года раньше и произвел благоприятное впечатление на критиков и зрителей. История следовала за Бьорном, Луизой и их дочерью Агнес, датчанами, которые знакомятся с голландцами Патриком, Карин и Абелем и получают приглашение на уик-энд в их отдаленный сельский дом в Нидерландах.
Гостеприимство с самого начала обретает странные очертания, далекие от дружелюбия, которое хозяева проявляли на курорте. Бьерн (Мортен Буриан), за которым следит камера, до последнего очарован маскулинным буйством Патрика (Федя ван Хейт), который живет как хочет и ни о чем не жалеет, потому не принимает всерьез опасения Луизы (Сидсель Сим Кох), чувствующей что-то неладное.
Хозяева дома пренебрегают личными границами своих гостей, грубо относятся к собственному сыну, который не может говорить из-за редкой врожденной болезни, как объясняют они, зато помыкают Агнес и врут о своих профессиях. Нежно любящие друг друга Бьорн и Луиза изо всех сил стараются не обидеть друзей (да и вообще никого не обидеть), а потому спускают на тормозах их манипуляции, пока не становится слишком поздно.
Американская версия куда менее привязана к психологии жертв и сосредоточена на хищниках, поэтому превращается в леденящий кровь аттракцион. Глубокой проработки характеров тут не предусмотрено: Луиза и Бен (их играют Маккензи Дэвис и Скут Макнэри) в отличие от своих датских прототипов просто-напросто мягкотелые и немного потерянные люди в кризисе среднего возраста, которых непонятно что держит рядом друг с другом.
В центре сюжета — герой Макэвоя. Ураганный Пэдди забирает себе все внимание, а его нутро, подобно пауку, сперва затаившись в углу, постепенно выползает на открытое пространство, внушая своим безумным видом задорный ужас. Джеймс Макэвой, сыгравший маньяка с множественным расстройством личности в «Сплите» у М. Найта Шьямалана, как никто умеет удерживать зрителя в мертвой петле эмоций.
Правда, при таком соло никакого психологического противостояния быть не может — да, ремейк и не стремится воспроизвести тонкие настройки триллера Тафдрупа. Там, где пристально рассматривалась темная сторона терпимости и толерантности, сглаживающая острые углы реальности и ведущая к пропасти, образовалась вялая семейная драма в обстановке борьбы за выживание. Третий акт фильма полностью ей оставлен и исполнен по-голливудски превосходно.
«Не говори никому» в американском исполнении — яркий пример того, насколько безопасным можно сделать тяжелый для восприятия опыт, добавив ему бравады. Но при всей легковесности, парадоксально, ремейк иллюстрирует собой современный образ жизни американцев и основанный на популярной психологии подход к преодолению травматических ситуаций. Оригинал же раздевает донага и оставляет в опустошении от невозможности смотреть на мир как прежде. Это ли не задача искусства?