Начались слушания о гибели батискафа «Титан». Всплыли неожиданные факты
. На главного инженера постоянно давили, а сам аппарат был неисправенНа слушаниях о гибели батискафа «Титан» всплыли неожиданные факты
В США начались судебные слушания по делу о крушении батискафа «Титан» компании OceanGate, на борту которого погибли пять человек во время погружения к обломкам лайнера «Титаник» в июне 2023 года. Процесс продлится до конца сентября, однако уже в первые дни разбирательства стали известны неожиданные подробности о катастрофе в Северной Атлантике, за которой следил весь мир.
Фото обломков «Титана» на дне Атлантики
Первым изображением фрагментов подводного аппарата, лежащего на глубине нескольких тысяч метров, в рамках слушаний поделилась Береговая охрана США (USCG). На снимке в свете прожекторов в туманно-голубой бездне Атлантического океана виден поврежденный хвостовой конус подводного аппарата, рядом с которым лежит еще несколько фрагментов судна.
Они были обнаружены в нескольких сотнях метров от обломков легендарного «Титаника», потерпевшего крушение более века назад — 15 апреля 1912 года. Оторванные части батискафа нашли при помощи радиоуправляемого аппарата еще в прошлом году, однако теперь их снимки стали «убедительным доказательством катастрофической имплозии» — внезапного разрушения корпуса, не выдержавшего огромного давления воды на большой глубине.
В результате трагедии погибли пять человек: глава компании OceanGate и оператор судна Стоктон Раш, британский миллиардер Хэмиш Хардинг, пакистано-британский бизнесмен Шахзада Давуд и его сын Сулейман, а также бывший военный водолаз и исследователь «Титаника» 77-летний француз Поль-Анри Наржоле, который помогал Рашу в управлении аппаратом. Найденные фрагменты были сопоставлены с образцами ДНК погибших подводных туристов.
Странные сообщения перед потерей связи с батискафом
На старте слушаний также были опрошены первые свидетели, в том числе бывшие сотрудники OceanGate, находившиеся на борту корабля-носителя Polar Prince, с которого батискаф был спущен на воду примерно в 700 км к югу от канадского острова Ньюфаундленд и отправился в свое последнее погружение 18 июня 2023 года.
Персонал базового судна периодически обменивался информацией с экипажем «Титана», в том числе о скорости, глубине, нагрузке, а также о том, что подводники видят на бортовом дисплее. Связь была нестабильной, однако примерно через час после начала погружения с батискафа пришло сообщение о том, что у них «все в порядке». При этом чуть позже, когда аппарат находился на глубине около 3300 м, экипаж заявил о «сбросе двух грузов», что косвенно может указывать на некую нештатную ситуацию, в связи с которой подводники решили снизить массу аппарата в надежде вернуться на поверхность.
Однако эту версию опроверг бывший подрядчик OceanGate Тим Каттерсон, заявивший на слушаниях, что в день инцидента не было получено «никаких тревожных сигналов». По его мнению, намерение сбросить два 35-фунтовых груза (примерно по 16 кг) было обусловлено желанием замедлить батискаф по мере приближения к «Титанику» для максимально мягкого контакта с океаническим дном. «Учитывая, что вместе со Стоктоном в кабине находились два миллиардера, я совершенно уверен, что он хотел сделать все безупречно, насколько это было возможно», — пояснил Каттерсон.
Так или иначе, сообщение о сбросе груза стало последним контактом с экипажем «Титана», который в тот момент был запеленгован в последний раз и через шесть секунд навсегда пропал с радаров.
Технические проблемы «Титана» и давление на главного инженера
В ходе первых дней слушаний также всплыли подробности о многочисленных технических проблемах «Титана» и нездоровой обстановке внутри коллектива OceanGate. Так, по данным береговой охраны, в 2021 году на аппарате было зафиксировано 70 проблем с оборудованием, требовавших устранения, а в 2022 году — еще 48.
По словам бывшего технического директора OceanGate Тони Ниссена, со Стоктоном Рашем было очень сложно работать, так как он торопил со сроками реализации проекта, пытался урезать финансирование, а также постоянно вносил изменения в те или иные задачи. Когда Ниссена спросили, оказывалось ли на него давление, чтобы ускорить спуск «Титана» на воду, он дал однозначный утвердительный ответ.
Инженер также заявил, что в 2018 году во время испытания батискафа в аппарат ударила молния, которая могла повредить корпус, что в итоге привело к трагедии через несколько лет. В итоге он отказался пилотировать аппарат, заявив главе OceanGate, что «не собирается в этом участвовать». В 2019-м Ниссен не дал зеленый свет погружению «Титана» к «Титанику», сообщив Рашу: «Батискаф работает не так, как мы задумывали». В том же году специалист был уволен.
На слушаниях также озвучили информацию о том, что «Титан» в 2022 и 2023 годах на протяжении семи месяцев хранился под открытым небом, «в не защищенных от непогоды условиях», а его корпус никогда не проверялся независимыми экспертами и другими третьими лицами, хотя это достаточно распространенная практика.
Кроме того, экс-директор по финансам и кадрам OceanGate Бонни Карл заявила, что ей было известно о проблемах «Титана», а бывший операционный директор компании Дэвид Локридж охарактеризовал аппарат как «небезопасный». Наконец, Тим Каттерсон признался, что, по его мнению, «обучение персонала и их работа в море оставляли желать лучшего».
Дальнейшее расследование
В настоящее время у OceanGate нет штатных сотрудников, однако на слушаниях интересы компании будет представлять адвокат. В суд также вызвали соучредителя OceanGate Гильермо Зонляйна и бывшего научного директора Стивена Росса. Кроме того, показания дадут многочисленные свидетели из Береговой охраны США, ученые, а также представители правительства и морской индустрии.
«Безусловно, не найдется слов, чтобы облегчить потери, понесенные семьями погибших в результате этого трагического инцидента, однако мы надеемся, что разбирательство поможет пролить свет на причину катастрофы и предотвратить повторение подобного в дальнейшем», — отметил Джейсон Нойбауэр из Управления расследований Береговой охраны, руководящий слушанием.
В мае 2024 года стало известно, что американский миллиардер Ларри Коннор заинтересован в запуске нового проекта коммерческих экспедиций к обломкам «Титаника» совместно с компанией Triton Submarines, занимающейся созданием глубоководных аппаратов. Предприниматель заявил о намерении построить собственный батискаф, чтобы доказать всему миру, что к легендарному лайнеру можно погружаться совершенно безопасно, а погибший «Титан» был «всего лишь непонятной бандурой».