Там воздуха на 4 дня. Что известно о пропавшем возле «Титаника» батискафе
. В Атлантике продолжают искать туристический аппарат с пятью пассажирамиВ Северной Атлантике, в месте, где 111 лет назад затонул лайнер «Титаник», снова разворачивается спасательная операция. Береговая охрана США ищет батискаф компании OceanGate, которая с недавнего времени за большие деньги доставляет туристов к обломкам легендарного судна на уникальном батискафе.
РБК Life собрал все, что известно о подводном аппарате, пропавшем на глубине почти 4 км с пятью пассажирами на борту.
Titan для «Титаника»
OceanGate — одна из немногих в мире компаний, устраивающих экскурсии в океанских глубинах. Она была основана в 2009 году американским предпринимателем Стоктоном Рашем, тесно связанным с аэрокосмической и электронной промышленностью. В течение двух лет инженеры OceanGate исследовали подводные технологии, пока не приобрели два подводных аппарата Antipodes образца середины 1970-х, способных погружаться на глубину чуть более 300 метров. На базе этих устройств в 2015 году американцы разработали первый собственный батискаф Cyclops 1, который стал рабочим прототипом глубоководного аппарата Titan для экспедиций к обломкам «Титаника».
Батискаф был создан при участии специалистов НАСА, активно использовавших в конструкции аппарата титан и композитные материалы, позволяющие при относительно небольшой массе выдерживать чудовищное давление воды на дне океана. Вместе с этим в 2012 году, когда крушению «Титаника» исполнилось 100 лет, OceanGate начала активно прорабатывать программу для туристов, желающих побывать на месте последнего пристанища британского корабля.
Запуск экспедиций, которым предшествовали продолжительные глубоководные испытания прочности конструкции и надежности электроники, откладывали несколько раз. В компании задержки объясняли «стремлением к 100-процентной безопасности». Первое успешное погружение к обломкам «Титаника» случилось в июле 2021 года, когда Titan вместе с основателем компании Рашем и другими членами экипажа опустился на глубину 3800 метров. При помощи аппарата удалось записать уникальные кадры погибшего судна, в том числе входа в радиорубку, откуда более 100 лет назад передавали сигналы бедствия после столкновения с айсбергом.
Годом позже была организована еще одна успешная экспедиция, в рамках которой лайнер впервые удалось снять на видео в формате 8K, а также разгадать тайну загадочного сигнала с места крушения. Кроме того, в погружении приняли участие коммерческие клиенты, каждый из которых заплатил за путешествие не менее $250 тыс.
Игровой контроллер вместо штурвала и 4 суток жизнеобеспечения
В OceanGate отмечают, что для их клиентов не требуется какой-либо специальной подготовки или опыта глубоководных погружений. Необходимо соответствие «лишь нескольким физическим параметрам, в том числе возможность садиться в небольшие лодки во время качки». За безопасность отвечает запатентованная система RTM, которая при помощи сложного комплекса сенсоров и датчиков следит за малейшими изменениями давления внутри кабины-капсулы, целостности конструкции, а также за состоянием здоровья пассажиров. Малейшее отклонение от графика служит оператору сигналом для «своевременного и безопасного» подъема на поверхность. Для туристов на борту предусмотрен даже компактный туалет.
Основные характеристики батискафа Titan
- Размеры: длина — 6,7 м, ширина — 2,8 м, высота — 2,5 м
- Масса: 10 432 кг
- Грузоподъемность: до 685 кг
- Вместительность: 5 человек (один командир-оператор и четыре члена экипажа)
- Максимальная глубина погружения: 4000 м
- Скорость: 3 узла (5,5 км/ч)
- Система жизнеобеспечения: запас кислорода на 96 часов для 5 членов экипажа
- Оборудование: подводная камера Rayfin Subsea с разрешением 4K, многолучевой сонар Teledyne 2D, лазерный сканер 2G Robotics и внешние прожекторы на 40 000 люмен.
В движение Titan приводят четыре электрических подруливающих двигателя, обеспечивающих скорость в 3 узла (5,5 км/ч). Управление осуществляется при помощи специально модернизированного игрового контроллера Logitech: левый стик отвечает за движение, а правый — за выбор направления. Оператор ориентируется по изображению на мониторе, выводимому с внешних камер, поэтому управление «Титаном» чем-то может напомнить компьютерную игру. При этом на батискафе нет собственной системы навигации: основное ориентирование под водой происходит при помощи сообщений со вспомогательного судна, использующего спутниковый интернет Starlink от Илона Маска.
Основатель OceanGate и британский миллиардер на борту
«Скорее всего, мы будем единственными людьми, которые в 2023 году отправятся к обломкам «Титаника», — написал в соцсетях 18 июня британский миллиардер Хэмиш Хардинг, ставший одним из участников последней экспедиции OceanGate. Предприниматель давно увлекается экстремальным туризмом: в 2022 году он совершил полет в космос на корабле компании Blue Origin Джеффа Безоса, а годом ранее он опускался в Марианскую впадину в Тихом океане в рамках экспедиции по исследованию самого глубокого места на Земле. Кроме того, он стал рекордсменом Книги рекордов Гиннесса за кругосветное путешествие через Южный и Северный полюсы.
Всего на борту Titan, по данным Daily Mail, находятся пять человек, среди которых кроме Хардинга есть основатель компании OceanGate Стоктон Раш, а также французский оператор батискафа Пол-Генри Наргеоле, на протяжении многих лет занимавшийся исследованием океанического дна в области катастрофы 1912 года.
Есть ли шансы на спасение
О пропаже туристического батискафа для погружения к обломкам «Титаника», лежащего на дне океана примерно в 650 км к востоку от канадского Ньюфаундленда, стало известно вечером 19 июня (по московскому времени). За поисково-спасательные работы отвечает бостонская береговая охрана США при поддержке самой компании OceanGate, потерявшей батискаф.
Информации о том, что на самом деле случилось с аппаратом, отправившимся на четырехкилометровую глубину, пока нет. По мнению британского контр-адмирала в отставке Криса Пэрри, с «Титаном» мог произойти несчастный случай. «Аппарат мог застрять в обломках «Титаника». Это действительно могло привести к катастрофической аварии», — заявил газете The Mirror отставной военный. По его мнению, наиболее оптимистичный сценарий — это потеря связи при условии того, что сам аппарат полностью исправен. В противном случае ситуация может быть «очень тревожной». С ним согласен капитан аварийно-спасательного корабля Шон Тортора, оценивающий шансы на спасение как «маловероятные», ведь кислород из системы жизнеобеспечения должен закончиться утром в четверг, 22 июня, по московскому времени.