Мумия, суперлуна и подлодка. 6 самых невероятных версий гибели «Титаника»

. Катастрофа случилась ровно 111 лет назад

Исполнилось 111 лет с момента катастрофы «Титаника»: 6 невероятных конспирологических версий гибели корабля

Обновлено 17 апреля 2023, 12:54
Hulton Archive / Getty Images
Фото: Hulton Archive / Getty Images

Ровно 111 лет назад в Северной Атлантике с айсбергом столкнулся лайнер «Титаник», который после этого в ночь с 14 на 15 апреля затонул. Казалось бы, все предельно однозначно: корабль из-за человеческой халатности в условиях плохой видимости налетел на ледяную глыбу, прорвавшую борт, и пошел ко дну. Однако за сто с лишним лет появилось множество других версий гибели знаменитого судна, унесшей жизни около 1,5 тыс. пассажиров. РБК Life вспомнил самые невероятные теории — от губительного суперлуния до мумии с проклятием на борту.

Смертельные игры финансистов

Влиятельный американский финансист Джон Пирпонт Морган — один из тех, кто должен был отправиться из Англии в США тем злополучным рейсом. На «Титанике» для бизнесмена были забронированы роскошные апартаменты с отдельной прогулочной палубой, однако Морган в самый последний момент отказался от поездки. Это, а также тот факт, что судоходный оператор White Star Line был «дочкой» треста Моргана IMMC, породило слухи о том, что крушение было организовано самим финансистом, спланировавшим его ради устранения неугодных конкурентов.

Речь идет о крупнейших предпринимателях Джейкобе Асторе, Исидоре Штраусе и Бенджамине Гуггенхайме, которые действительно погибли вместе с «Титаником». Мотив устранения трех богатейших людей того времени заключался в том, что они якобы выступали против создания Федеральной резервной системы США (ФРС), одним из лоббистов которой был Морган. Сам он имел билеты на рейс, чтобы отвести от себя подозрения. При этом сторонники данной гипотезы закрывают глаза на тот факт, что ни Астор, ни Гуггенхайм не имели определенной позиции относительно ФРС, а Штраус и вовсе высказывался за создание нового органа по контролю за финансами.

Лайнер погубил пожар

Другая версия гибели «Титаника» тоже связана с Джоном П. Морганом. В 2008 году американский ученый Рэй Бостон, посвятивший несколько десятков лет изучению истории гибели знаменитого корабля, выдвинул теорию о том, что «Титаник» погубил сильный пожар. По его мнению, возгорание в угольном отсеке произошло во время ходовых испытаний за полторы недели до отплытия лайнера из Саутгемптона в Нью-Йорк. Тление никак не получалось устранить, однако оно распространялось достаточно медленно, поэтому Морган дал добро на отправление лайнера. Предполагалось как можно быстрее добраться до Нью-Йорка, а уже там разгрузить трюм и потушить возгорание. При этом сам бизнесмен предусмотрительно отказался от плавания и в последний момент снялся с рейса.

В качестве доказательств Бостон приводил показания одного из выживших членов команды, ответственного за противопожарную безопасность. Якобы он указывал на факт возгорания во время расследования, однако комиссия по неизвестным причинам не обратила на это никакого внимания. Пожаром в трюме Бостон также объясняет слишком высокую скорость, набранную лайнером, как и тот факт, что капитан Эдвард Джон Смит решил пройти через опасную зону, где были обширные ледовые поля.

Вместо «Титаника» затонул другой корабль

Одна из самых популярных гипотез катастрофы, произошедшей в середине апреля 1912 года, связана с попыткой страхового мошенничества. Ее сторонники уверены, что на самом деле 111 лет назад затонул не «Титаник», а другой корабль, похожий на него как две капли воды.

В начале XX века между британскими морскими компаниями White Star Line и Cunard Steamship Line развернулось ожесточенное противостояние за господство над трансатлантическими маршрутами. Последняя в 1906–1907 годах спустила на воду крупнейшие на тот момент пассажирские суда в мире — «Лузитанию» и «Мавританию». White Star Line, в свою очередь, ответила передовыми лайнерами «Олимпик» и «Титаник», которые были «техническими близнецами».

«Олимпик» был построен первым и получил широкую огласку благодаря ряду успешных рейсов. Однако уже во время пятого по счету крупного плавания в 1911 году лайнер столкнулся с крейсером «Хоук», в результате чего оба судна получили значительные повреждения. Суд постановил, что авария произошла по вине капитана «Олимпика», поэтому на White Star Line легла ответственность за ремонт пострадавшего военного корабля. Кроме того, компания осталась без страховки за «Олимпик», который к тому же перестал приносить прибыль, простаивая в доках. Тогда-то, как утверждают сторонники конспирологической теории, у руководства White Star Line и родилась идея выдать поврежденный корабль за «Титаник», чтобы получить полноценные страховые выплаты.

Согласно одной из версий, план состоял в том, чтобы перекрашенный под «Титаник» лайнер получил повреждения и начал медленно тонуть. За это время другой корабль смог бы принять на борт пассажиров и команду. Однако замаскированный «Олимпик» случайно налетел на препятствие — не айсберг, а спасательное судно, стоявшее без сигнальных огней, и унес с собой огромное количество жертв. Данную теорию можно разрушить множеством фактов, в том числе тем, что все поднятые впоследствии со дна корабельные детали имели заводской номер 401, закрепленный за «Титаником».

Атака немецкой подлодки

Трагедия «Титаника» произошла за два года до начала Первой мировой войны, однако существуют предположения, что лайнер стал жертвой атаки немецкой субмарины, экипаж которой тренировался таким бесчеловечным образом. Вероятно, подобные слухи родились после того, как весной 1915 года германская подводная лодка потопила у берегов Ирландии британский корабль «Лузитания», в результате чего погибло почти 1,2 тыс. человек.

В пользу этой теории говорит и тот факт, что ряд выживших пассажиров с «Титаника» впоследствии рассказывали, что слышали звуки взрывов, произошедших на глубине рядом с кораблем. Плюс ко всему они якобы видели неподалеку от тонущего лайнера неопознанное судно, команда которого просто наблюдала за трагедией, не предпринимая никаких действий. Это и послужило почвой для предположений в прессе о том, что виновницей гибели «Титаника» могла стать подлодка, которая либо намеренно его торпедировала, либо случайно столкнулась с кораблем.

Губительная суперлуна

В 2012-м, в год столетия крушения «Титаника», получила распространение гипотеза о том, что лайнер стал жертвой суперлуния. Согласно версии ученых из Техасского государственного университета, за несколько месяцев до гибели корабля Солнце, Земля и Луна выстроились на одной линии, что усилило взаимное притяжение небесных тел. Кроме того, Луна тогда приблизилась к Земле на минимальное за последние 1400 лет расстояние.

Эти астрономические явления привели к невероятно мощным весенним приливам, которые откололи от ледников в гренландских фьордах невероятное количество айсбергов, а также освободили старые плавучие льдины, севшие на мель уже в более южных широтах. Один из таких айсбергов, возвращенный в дрейф по океану мощнейшим приливом на фоне аномального полнолуния, и встал на пути у «Титаника» в Северной Атлантике в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года.

Мумия на борту

Это, пожалуй, самая невероятная и фантастическая версия гибели «Титаника». Согласно ей, в 1890-х годах четыре молодых богатых англичанина приехали на раскопки в египетский Луксор и приобрели деревянный саркофаг жрицы бога Амон-Ра, жившей около 1,5 тыс. лет до нашей эры, что запустило череду несчастных событий. Один из владельцев мумии якобы пропал в пустыне, второй был тяжело ранен по ошибке собственным слугой, а двое других внезапно обанкротились и остались жить в нищете. Сам саркофаг добрался до Великобритании и был куплен неким бизнесменом, который быстро передал его в дар Британскому музею — после того, как члены его семьи пострадали в ДТП, а дом сгорел.

Как только жрица стала частью экспозиции, сторожа начали жаловаться на душераздирающие рыдания и стуки, доносящиеся по ночам из египетского зала. После очередной серии несчастий мумия попала к частному коллекционеру, который поместил ее подальше от людей, на чердак. Саркофаг даже показывали знаменитому специалисту в области оккультизма Елене Блаватской, и та пришла в ужас, порекомендовав «как можно скорее избавиться от этого зла». Сделать это, впрочем, уже не представлялось возможным на фоне распространявшейся дурной славы артефакта. В конце концов некий американский археолог, отмахнувшись от произошедшего как от случайного стечения обстоятельств, заплатил за него внушительную сумму и организовал перевозку в Нью-Йорк. Кораблем, который должен был ее осуществить, стал «Титаник».

Эта история в той или иной вариации активно муссировалась в желтой прессе тех времен. Но деревянный саркофаг, который называют «несчастливой мумией», до сих пор хранится в Британском музее, а не лежит в трюме «Титаника» на дне океана.

Поделиться