Что мы знаем о драконах: мифы, легенды и гипотезы об огнедышащих змеях

. Сказания о них есть в России, Китае, Европе и не только
Обновлено 25 августа 2024, 10:25
Мост Драконов в Любляне
Фото: Kadagan / Shutterstock / FOTODOM

Мост Драконов в Любляне

«Дракарис» — один из самых мощных призывов в «Игре престолов» и «Доме Дракона», который наверняка выучили почти все фанаты киновселенной. С «высокого валирийского» слово переводится как «драконий огонь» — по такой команде огнедышащие ящеры в сериалах производят пламя.

Финальная серия второго сезона «Дома Дракона» вышла 5 августа. Сиракс, Караксес, Вхагар, Мелейс и другие драконы — полноправные звезды «Дома Дракона», как и их всадники: Рейнира (Эмма Д'Арси), Деймон (Мэтт Смит), Эймонд (Юэн Митчелл), Рейнис (Ив Бест) соответственно.

Когда ждать третий сезон «Дома Дракона», неизвестно. Но он явно будет — производство подтвердили еще за несколько дней до релиза второй части. В ожидании продолжения популярного сериала рассказываем о мифах, легендах и гипотезах о драконах.

Оговоримся, что драконы и/или драконоподобные существа встречаются в мифологии многих народов и в разные эпохи. Например, одно из первых упоминаний содержится в вавилонском мифе о сотворении мира — «Энума элиш» (конец II тысячелетия до н.э.). Рассказать обо всех мифах и легендах в формате краткой статьи вряд ли получится, поэтому здесь представлены лишь немногие упоминания и сюжеты.

Древний Египет

В древнеегипетской мифологии одна из важных ролей отдана гигантскому змееподобному существу — Апопу, первые упоминания о нем появились в эпоху VIII династии (2181–2160 годы до н.э.). Считалось, что он обитает в царстве мертвых Дуате.

Апоп появился на свет из пуповины Ра и выступал в качестве противника света и богини истины Маат. «Властелин хаоса» Апоп сражался с богом солнца Ра и стремился погрузить мир в вечную тьму. Раз за разом он терпел поражение, но не сдавался — и каждую ночь предпринимал очередную попытку добиться своей цели. В древности египтяне верили, что фараон способен помочь сохранить порядок и оказать поддержку богу солнца Ра, проводя ритуалы против Апопа.

Бог-покровитель Нехебкау тоже внешне напоминал дракона и изображался в виде змеи. Он плавал в первозданных водах еще на заре творения, кроме того, Нехебкау охранял вход в царство мертвых и помогал Ра сражаться с Апопом.

В древнеегипетском тексте из гробницы Тутанхамона было найдено изображение Уробороса — древний символ представляет собой змею или дракона с хвостом во рту, он постоянно поедает себя и возрождается.

Любопытный факт: в XIX веке концепция Уробороса подтолкнула немецкого химика Фридриха Августа Кекуле к идее о том, что связанные атомы углерода образует бензольное кольцо.

Китай

В Китае драконы ассоциировались с удачей, символизировали мощные и благоприятные силы и нередко сопровождали богов и полубогов. Самые ранние изображения драконов в Китае относятся к неолитической культуре Синлунва (6200–5400 годы до н.э.). Китайский иероглиф «дракон», вероятно, появился позже, во времена другой культуры неолита — Хуншань (4700–2900 годы до н.э.).

Традиционный образ китайского дракона возник в эпоху династий Шан (1766–1122 годы до н.э.) и Чжоу (1046–256 годы до н.э.) — речь идет о крылатом драконе Инлуне. В художественных произведениях его изображали с пламенем или облаками вместо крыльев, со временем в искусстве его заменил образ Желтого Дракона.

Выделяли четыре типа драконов:

  • Небесный дракон (Тяньлун), охранявший небесные обители богов;
  • Дракон скрытых сокровищ (Фуцанлун);
  • Земной дракон (Дилун), в ведение которого были водные пути;
  • Духовный дракон (Шэньлун) управлял дождями и ветрами.

В поверьях значимыми были только два последних: они трансформировались в Лун-ванов, «царей драконов» — богов, которые жили в океанах, дарили дождь и защищали моряков. Лун-ван считался царем зверей, а его образ стал священным символом императорской власти.

Россия

Змей Горыныч с тремя, шестью или девятью головами — персонаж былин и сказок. Его могли упоминать как «лютого» или «поганого», ведь этот дракон представлял собой злое начало. Змей Горыныч похищал царевен, следил за сохранностью древних кладов и мог взять в плен князей и богатырей.

В некоторых сказках он представал как искуситель: в «Чудесной рубашке» дракон служил поваром у купеческого сына Ивана, а потом обольстил его жену — Елену Прекрасную. Она убила супруга и вышла за огнедышащего змея. В славянских верованиях есть схожий сюжет. Огненный змей приходил по ночам к вдовам в облике их покойных мужей. После ночи с таким злым духом женщины заболевали или сходили с ума. Называли нечисть змей-любак или маньяк (от «манить»). Впрочем, от чар демона была защита: он якобы не мог правильно произнести имена святых.

В некоторых преданиях драконов наделяли положительными чертами. Согласно поверьям, в окрестностях Казани обитал дракон Зилант. По одной из версий, он был хранителем города и защищал его от захватчиков. По другой — Зилант был змеиным царем, чтобы изгнать его, жители подожги гору, в пещере которой поселилось чудище. В пожаре погибли все змеи, но Зилант уцелел, одолеть его смог впоследствии местный храбрец.

Европа

Современный образ дракона сложился в средневековой Европе, пик интереса к огнедышащим ящерам пришелся на XI–XIII века. Самым старым изображением дракона, относящимся к этому периоду, считается иллюстрация из манускрипта MS Harley 3244 (приблизительно 1260 год).

Европейских драконов нередко изображали как жадных и прожорливых чудищ, которые обитают в реках, пещерах или под землей. Подчас их отождествляли с Сатаной и грехом.

В 1678 году немецкий ученый Афанасий Кирхер описал поведение драконов в книге Mundus Subterraneus. В обширном труде была иллюстрация с изображением драконов горного массива Пилатус в Швейцарии — якобы эти ящеры были способны вызвать бурю. На другой иллюстрации представлен местный рыцарь Генрих фон Винкельрид, который, по преданию, убил дракона в 1250 году и умер сам, прикоснувшись к крови чудовища.

Нередко в европейских сказаниях упоминались и василиски — драконоподобные существа могли убить одним лишь взглядом.

Гипотезы

Верования и мифы о существовании драконов, возможно, развивались независимо друг от друга в разных регионах. В Smithsonian Magazine собрали несколько гипотез, которые пытаются объяснить этот факт.

  • Динозавры. В древности люди находили окаменелости динозавров и могли ошибочно принять их за останки драконов. Например, китайский историк Chang Qu, живший в IV века до н.э. писал о такой находке на территории нынешней провинции Сычуань.
  • Нильский крокодил. Скорее всего, в древности у них был более широкий ареал. Ящеры могли послужить источником вдохновения для европейских легенд о драконах, переплывающих Средиземное море по пути в Италию или Грецию. Эти крокодилы достигают 5,5 м в длину, а еще они передвигаются «высокой походкой» — туловище рептилии приподнимается над сушей.
  • Вараны. В издании считают, что такие ящеры могут нести ответственность за мифы о драконах в Австралии.
  • Киты. В древности люди могли принять их останки за кости громадного хищника. К тому же долгое время киты оставались малоизученными.
  • Мозг человека. Антрополог Дэвид Э. Джонс считает, что в ходе эволюции в человеческом мозге сформировался врожденный страх перед хищниками. Такой универсальный страх и породил мифы о драконах.
Поделиться