Хоррор по жутким страницам истории уже в кино. Что покажут в «Одержимой»
. Поиск лекарства от женской депрессии в дремучие временаВышел обзор хоррора «Одержимая» о матерях-детоубийцах в Австрии XVIII века
В российских кинотеатрах зрителей пугают австрийским фолк-хоррором, основанным на реальных событиях, произошедших в XVIII веке. «Одержимая» — продукт режиссеров Вероники Франц и Северина Фиалы и продюсера Ульриха Зайдля, классика современного авторского кино. В основе истории лежат судебные протоколы трехсотлетней давности.
Во время просмотра вместе с главной героиней зритель методично подвергается душевным пыткам, отчего показанное на экране невыносимо — визуально и содержательно.
Кинокритик Максим Ершов рассказывает, почему режиссеры взялись за болезненную тему из прошлого и сделали ее еще более болезненной.
1750 год, Австрия. Молодая жизнерадостная Агнес (Аня Пляшг) выходит замуж и селится с супругом в доме посреди леса. Близости между молодоженами нет, перспектив потомства — тоже. Зато есть тяжелый труд и существование в черном теле. В редкое свободное время Агнес любит бродить по лесу и вокруг озера, плести венки и собирать крылья мертвых бабочек. Супруг Вольф не против чудачеств мечтательной натуры, а вот вредная свекровь (Мария Хофштаттер) ворчит, поскольку Агнес, по ее мнению, должна круглые сутки стоять у плиты и верно служить, а не витать в облаках. Жизнерадостность Агнес в этих условиях угасает на глазах.
Творческий дуэт режиссеров сложился при любопытных обстоятельствах. Вероника Франц — жена, давний соавтор и продюсер фильмов Ульриха Зайдля, автора документальных картин «В подвале» и «Сафари» и игровой трилогии «Рай». Северин Фиала — племянник Зайдля. Подружились они на почве любви к фильмам ужасов и в 2014-м дебютировали с полным метром «Спокойной ночи, мамочка», который даже выдвигали от Австрии на «Оскар». В 2022-м, к слову, вышел одноименный американский ремейк с Наоми Уоттс.
Сами Фиала и Франц тоже отправились за океан и в 2019-м сделали хоррор с Райли Кио «Сторожка». Также дуэт снимал отдельные эпизоды сериала «Дом с прислугой». Новый фильм режиссеров возвращаются в родную Австрию.
В германоязычных странах в XVII–XVIII веках бытовала жуткая практика: религиозные женщины, которые больше не могли терпеть ужасы жизни, но не решались накладывать на себя руки, нашли способ покончить с неблагостной судьбой. Его как раз изображает пролог «Одержимой»: женщина сбрасывает ребенка с высокого лесного водопада и тут же бежит каяться к священнику.
Считалось, что погибший младенец мгновенно попадет в рай, а грехи детоубийцы будут прощены перед казнью. Неподалеку от дома Агнес в лесу на троне восседает обезглавленная мать: тела детоубийц в назидание другим выставляли на всеобщее обозрение. Как минимум 400 женщин в те времена погубили своих младенцев.
«Одержимая» — не хоррор в чистом виде, а намек на исторический триллер о средневековых порядках, которые не укладываются в голове (сегодня бы Агнес диагностировали депрессию, но угрюмые крестьяне в XVIII веке сочли ее одержимой дьяволом), и феминистский манифест о бесправном положении женщины. Фиала и Франц сперва планировали судебную драму на основе показаний одной из детоубийц, но в конечном счете обратились к предпосылкам и проявлениям меланхолии своей героини.
Детально представленный натуралистичный деревенский быт — ловля рыбы в илистом озере, скудные трапезы, праздник солнцестояния, уход за скотом — вгоняет в тоску и Агнес, и зрителя вместе с ней. Следуя традиции Михаэля Ханеке и Ульриха Зайдля, двух классиков австрийского кино и известных мизантропов, режиссерский дуэт дает холодное и почти что лишенное эмоций кино с неприкрытым насилием.
Шок и отвращение в кадре — не самоцель, а костыль: Франц и Фиала отталкиваются от суровой реальности прошлого и немного фантазируют, докручивая жути. Жизнь и смерть идут рука об руку, так что мимо внимания не пройдут то разделывание туши, то гниющая изнутри туша козы. Тут рубят головы и даже пьют кровь, публичная казнь легко может перетечь в народное гуляние.
Одним из «методов лечения» Агнес становится прокалывание кожи грязной иглой — якобы вместе с гноем выйдут и бесы. Внутренние страдания акцентируются в кадре посредством физических, так что «Одержимая» скорее для ценителей, а не для слабонервных экспериментаторов, выбирающих киносеанс наугад.
Оператор Мартин Гшлахт, получивший на Берлинском фестивале награду за выдающиеся художественные достижения, лишает изображение светлых тонов и убирает яркие краски. Все события развиваются либо в полумраке, либо под серым небом. Визуальный ряд передает постепенное угасание Агнес под гипнотический саундтрек композитора Ани Плэшг из Soap&Skin, которая также исполнила главную роль.
Финал беспросветного слоубернера несложно угадать с первых минут, так что, увлекшись страданиями австрийской глубинки, Фиала и Франц несколько позабыли об интриге. Хотя «Одержимая» — мастерски сделанное кино, оно едва ли заботится об эстетике и чувствах зрителя. Но выбросить фильм из головы быстро не получится — после такого-то спуска в ад.