Павлу Лунгину — 75 лет. Рекомендуем пять его ярких фильмов

. Об освобождении и о любви

Режиссеру Павлу Лунгину исполнилось 75 лет: вспоминаем его культовые работы

Обновлено 12 июля 2024, 14:23
Режиссер Павел Лунгин на закрытии фестиваля актуального российского кино «Маяк» в Геленджике
Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Режиссер Павел Лунгин на закрытии фестиваля актуального российского кино «Маяк» в Геленджике

В начале июля режиссер Павел Лунгин рассказал в интервью ТАСС, что в сентябре приступит к работе над документальным фильмом о своем друге и соратнике, основателе группы «Звуки Му» Петре Мамонове — «Четыре жизни Петра Мамонова».

Именно с сотрудничества с ним началась режиссерская карьера Лунгина: в 1990-м вышел культовый «Такси-блюз», драматический реквием по позднему СССР, в котором таксист советской закалки (Петр Зайченко) по старой привычке перевоспитывает либерального саксофониста-алкоголика (Мамонов).

Их абьюзивные отношения на протяжении всего фильма качает в разные стороны — от взаимной любви до сумасбродных конфликтов. До выхода «Такси-блюза», получившего призы на Каннском кинофестивале, Лунгин был сценаристом. Он дебютировал в семейном фильме Валентина Горлова «Все дело в брате», потом сотрудничал с Владимиром Сарухановым, Юрием Борецким и Дмитрием Золотухиным. Сев в режиссерское кресло, открыл не только Мамонова, который обрел в «Острове» и «Царе» свой мифологический во многом образ (или наделил им персонажей — смотря с какой стороны подойти), но и молодого Ивана Янковского, поместив его в напряженную «Даму пик» с Ксенией Раппопорт.

«Меня всегда завораживало то, что можно назвать «просыпанием души», часто вопреки разумным побуждениям и материальным интересам. Оно было и в «Такси-блюзе», героем которого овладевало мучительное беспокойство, и в «Луна-парке», и в «Свадьбе», — говорил Лунгин, характеризуя свой подход к персонажам, каждый из которых в той или иной мере стремится освободиться: от внешнего давления, от внутренних противоречий, застарелого греха, невыносимого соблазна или собственной чудовищности.

Герои фильмов Лунгина, многосложные, часто неприятные и неуютные, непременно захватывают зрительское внимание, заставляя пройти с ними тяжелый и мучительный путь.

По случаю дня 75-летнего юбилея режиссера РБК Life решил напомнить о его картинах, где можно повстречаться с такими героями.

«Свадьба»

Где посмотреть: «Иви»

Это драмеди, отмеченное в Каннах особым призом жюри за актерский ансамбль, сейчас можно рассматривать как оригинал «Горько» Жоры Крыжовникова, если бы тот снимал ремейк фильма Павла Лунгина.

Сеттинги практически идентичные: провинциальная свадьба, сопровождающаяся всеми необходимыми атрибутами: нерешительный жених, невеста себе на уме, любовный треугольник, неловкие ситуации с участием милиционера и без, драки и выкрики «Горько!», песни и пляски. Чувствуются в фильме и балканский дух Эмира Кустурицы, и насмешливость Эльдара Рязанова, и буффонада Леонида Гайдая.

«Способность ощущать несчастье — это шаг к ощущению себя, а затем к формированию своей личности. Право быть несчастным — это один из этапов самосознания», — рассуждал Павел Лунгин о пестрых персонажах «Свадьбы», объединенных в кадре одним шумным событием. В главных ролях — Мария Миронова и Марат Башаров.

«Остров»

Где посмотреть: «Иви»

В 2006 году Лунгин выпустил драматическую историю об отшельнике с окруженного ледяными водами острова. К нему на лодках приплывают страждущие: лечиться от недугов, спрашивать за судьбу, исповедоваться. Он — последняя надежда, рубеж, за которым только Божья воля или чья-то еще. То юродствуя, то искренне сопереживая, Анатолий, старец с острова, каждому представляет искомые чудеса без особых чудес, пока сам отчаянно ищет свое чудо — освобождение, спасение от страшного преследования: во времена Второй мировой Анатолий, оказавшись в плену у немцев, совершил предательство и убил старшего товарища.

Сокрушительным оказался эффект «Острова», произведенный и на публику, и на критику: Лунгин вскрывал психологию самонаказания и покаяния не только личности, но нации, а воплощенный Петром Мамоновым монастырский истопник вошел в историю российского кинематографа как один из самых ярких образов. Картина получила по шесть премий «Ника» и «Золотой орел».

«Дирижер»

Где посмотреть: Epic+

Священный город Иерусалим. Талантливый дирижер Петров (Владас Багдонас) и его оркестр должны давать здесь ораторию «Страсти по Матфею». Каждый из героев нагружает путь к этой общей цели своими частными надеждами. Солистка (Инга Оболдина) надеется наладить отношения с нелюбящим мужем (Карен Бадалов), тенор (Сергей Колтаков) — убедить дирижера не снимать его с партии, а дирижер — вернуть расположение сына. Придя через мытарства и религиозно заряженный саундтрек в одну точку, герои набредают на трагедию, которая заставит их пересмотреть свои убеждения, взглянуть на себя со стороны и, возможно, начать исправлять то, что под горестями сожалений кажется непоправимым.

«Дама пик»

Где посмотреть: «Кинопоиск»

Оперная дива София Майер (Ксения Раппопорт) возвращается в Россию после длительной эмиграции и объявляет о планах поставить «Пиковую даму» в Большом. В артистической среде по этому поводу сразу начинается бурление: молодой певец Андрей (Иван Янковский), одержимый Майер, хочет партию Германа во что бы то ни стало.

Гротескная интерпретация «Пиковой дамы» (произведения Пушкина и оперы Чайковского) в стилистике «Мулен Руж» и психологическом накале «Черного лебедя», удостоенная «Золотых орлов» и номинаций на «Нику». Лунгин разрабатывал сценарий вместе с Дэвидом Сайдлером («Король говорит!»), картину планировал снимать за рубежом с англоязычными артистами, но в итоге фильм стал российским — одним из самых необычных.

«Братство»

Где посмотреть: Okko, Premier, «Иви»

1988 год, советские войска собираются покинуть Афганистан, хотя сделать это непросто: придется перебираться через контролируемые моджахедами территории. Чтобы вывести дивизию, полковник КГБ (Кирилл Пирогов) приезжает договориться с одним из предводителей группировок, Хошемом, о временном перемирии. Однако ситуация осложняется тем, что хошемовские боевики сбивают советский самолет и берут в плен летчика — генеральского сына.

Эта картина Павла Лунгина 2019 года столкнулась с похожей проблемой, что и ее герои: ей предстояло пройти через перевал возмущения, вспыхнувшего в Совете Федерации и ветеранских организациях за якобы «искажение» нравственных основ и исторической действительности. «Как начать войну, все знают, а как заканчивать — никто, — говорил Лунгин позже в интервью «Новой газете». — Картина как раз была посвящена этим тяжелым размышлениям. И вызвала такую стихийную ненависть, которая тогда казалась атавистической, архаической. Но многое архаическое, как мы видим, обгоняет нас». В результате фильм о том, как выходить из войны, сдвинули с победной даты 9 мая и пустили в прокат с 10-го числа.

Поделиться