Сериал «Балет» с Бондарчуком: чем он закончился и чего ему не хватило
. В новом проекте танец выигрывает у политикиКритик Катя Загвоздкина — о политическом и хореографическом в сериале «Балет»
В онлайн-кинотеатре Wink показали сериал «Балет» — один из самых амбициозных и техничных проектов этого сезона, снятый режиссером фильма Happy End Евгением Сангаджиевым. Уехавшая из СССР в балерина Рута Майерс (Алла Сигалова) возвращается в московский государственный театр, чтобы поставить современный балет, и оказывается участницей происходящего в нем передела власти. Киножурналист и обозреватель Катя Загвоздкина посмотрела сериал от начала до конца и жалеет, что в нем больше танца и меньше борьбы за власть.
В Россию из Америки возвращается известная хореограф, а в прошлом балерина Рута Майерс (хореограф Алла Сигалова): чиновник Игорь Корнеев (Федор Бондарчук) пригласил ее поставить современный балет в Российском национальном театре, репертуар которого мало изменился за последние 100 лет. Но на родине возвращению Руты, которая эмигрировала в США еще в 1980-х, не очень рады: в Национальном театре (прозрачный намек на Большой, съемки частично проходили там же) у Руты остались недоброжелатели еще с тех времен, когда она в нем танцевала, и делиться властью никто не хочет. Кроме того, в театре и без Руты достаточно проблем: худрук (Игорь Гордин), который устроил сюда на работу всю семью — жену (Ирина Апексимова), дочь (Лиза Янковская) и сына (Петр Райков), — делит власть с управленцем (Бондарчук).
«Балет» — проект непростой производственной судьбы. Изначально главную роль хореографа Руты Майерс (до эмиграции — Адамкуте) должна была сыграть Ингеборга Дапкунайте. Но в январе, когда вышел первый трейлер, оказалось, что ее заменила Сигалова. Кроме того перед создателями сериала стояли сложные с точки зрения техники задачи — в «Балете», как можно догадаться, много танцуют. Работа над сериалом, который должен был выйти еще в 2022-м, затянулась на два года. «Была большая подготовка, большой кастинг, долгий и мучительный, но те, кто дошел до конца, были готовы выполнять те задачи, которые я ставил перед ним. Я имею в виду балетных артистов, — объяснял Сангаджиев. — Технологически было тоже сложно с точки зрения времени и подготовки, поиска артистов внутри страны».
Как гласило промо, «Балет» — новый проект «от создателей сериала «Актрисы», снятого Федором Бондарчуком. У них и правда общая тема — закулисная жизнь театра. Но если камерные «Актрисы» по сценарию Паулины Андреевой рассказывали про личную жизнь актеров (подробнее о сериале мы писали здесь), то «Балет» охватил гораздо больший масштаб. Сангаджиев, который до этого снял Happy End, а еще раньше играл в «Гоголь-центре» Кирилла Серебренникова, представил историю про то, как в России делают современное (а значит, в принципе, любое) искусство.
«Балет», над сценарием которого работали шесть человек, в том числе Сангаджиев и его соавтор по Happy End Анастасия Корецкая, моментами выглядит как политическое высказывание. Театр — это коррумпированная структура, прибыль от которой получают люди из окружения руководства. Борьбу со старыми порядками начинает молодое поколение под предводительством опальной и приглашенной из-за рубежа Руты. В первой серии один из ключевых персонажей — премьер театра (Райков) — даже произносит монолог о том, что руководство театра работает так, чтобы его репертуар нравился «попам и фээсбэшникам», а на искусство и зрителя всем наплевать.
Кроме того, создатели проекта прозрачно намекают, что события в современной Москве мало отличаются от порядков в позднем СССР, где начинала танцевать Рута, — согласовывать постановки с начальством приходится героям и в 1980-х, и в 2010-х. И там, и там все главные решения в театре — в том числе исключительно художественные — принимают люди в погонах.
Но амбиции (очевидно, большие) создателей «Балета» касаются и технической стороны — как красиво снять танец. Название сериала формирует ожидания — зрители будут смотреть «Балет» ради танцевальных номеров. И реальность оправдывает надежды: сериал поставлен на очень высоком уровне — настолько интересно и разнообразно снятые оператором Игорем Киселевым, изобретательно и профессионально поставленные танцы вряд ли раньше встречались в российском кино. Хореографические номера сняты с ракурсов, недоступных зрителю в зале — из-за этого сериал «Балет» срабатывает мощнее балета в театре. Танцевальные сцены — лучшие в сериале, они завораживают и не наскучивают.
Понятную сложность — драматические актеры не могут танцевать так же, как артисты балета, а те, в свою очередь, не так хорошо справляются с драматическими ролями — Сангаджиев решил тем, что в сериале снялись и те, и другие. При этом балетных артистов в кадре даже больше, чем драматических, среди них есть и настоящие звезды. Кроме Сигаловой, это, например, хореограф Владимир Варнава (специально для проекта он придумал танцевальную постановку, которую показывают в финальной серии) и прима-балерина театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Ксения Шевцова. Эксперимент оказался удачным: балетные артисты выглядят не менее убедительно, чем драматические актеры, при этом не только в сценах, где танцуют.
Сериал Сангаджиева — выдающийся с точки зрения техники. До сих пор принято сравнивать российские сериалы с зарубежными, и «Балет» — доказательство, что наши кинематографисты ничем не уступают заграничным. Некоторые драматические сцены действительно впечатляют — наркотический трип на вечеринке, поход по барам, куда Рута ведет балетных артистов, заключительная сцена и, конечно, хореография. Но между этими яркими клипами бесконечно тянутся разговоры одних неприятных людей с другими и борьба за власть, показанная в духе сериала «Содержанки».
Если бы Евгений Сангаджиев перешел в область чистой визуальности и снял только хореографию, мы получили бы один из самых интересных проектов последних лет. А пока досмотреть до финала, а потом вырваться на свободу из этого безвоздушного пространства смогут не все зрители.