Мужчины во всем модном: обзор сериала «Стать Карлом Лагерфельдом»

. «Отрез» биографии дизайнера с Даниэлем Брюлем выпустил Disney+

Вышел обзор сериала «Стать Карлом Лагерфельдом» на Disney+

Обновлено 10 июня 2024, 11:08
Кадр из сериала «Стать Карлом Лагерфельдом»
Фото: Disney+

Кадр из сериала «Стать Карлом Лагерфельдом»

7 июня на Disney+ вышел мини-сериал «Стать Карлом Лагерфельдом». Биографический проект посвящен важнейшему периоду в жизни дизайнера — его карьере до вступления в должность креативного директора дома Chanel. Сериал снят по книге «Кайзер Карл» и фокусируется на профессиональных достижениях Карла Лагерфельда в 1970-х.

Кинокритик Мария Ракитина считает, что шоу едва ли удивит поклонников дизайнера, но остальным преподнесет исчерпывающий урок истории моды.

1972 год, Париж. Подающий надежды дизайнер Карл Лагерфельд (Даниэль Брюль) создает эскизы для модного дома Chloe. Имя наиболее плодовитого сотрудника бренда держится в секрете в том числе по желанию самого художника. Однако вездесущая слава его старого знакомого, Ива Сен-Лорана (Арно Валуа), заставляет Карла задуматься о публичной карьере. Лагерфельд без особого труда получает должность арт-директора Chloe и создает первую самостоятельную коллекцию, которая покоряет модную прессу. Карлу суждено стать именитым дизайнером сегмента прет-а-порте, если его успеху не помешают личные драмы.

Мини-сериал «Стать Карлом Лагерфельдом» — не вольная экранизация монументальной биографии «кайзера мира моды», а педантичный обзор карьеры Лагерфельда до его становления креативным директором Chanel.

Над проектом Disney+ работали французские режиссеры Одри Эструго и Жером Салль. За их плечами опыт создания основательных байопиков. Одри Эструго трудилась над авторской драмой «Supreme: Бунтарский рэп» (2021) о зарождении хип-хоп-группы Supreme NTM в парижских трущобах. Жером Салль же переосмыслил историю исследователя и океанографа Жак-Ива Кусто в «Одиссее» (2016).

Сценарий к сериалу про Лагерфельда написала Изауре Пизани-Ферри, обратившаяся к биографической книге «Кайзер Карл» журналистки Рафаэль Бакке. Творческая команда, взявшаяся за экранный портрет культового модельера, явно преследовала просветительские цели. Дело в том, что в сознании людей, далеких от индустрии моды, Лагерфельд остался седовласым мужчиной, который предпочитал черно-белые образы, носил большие очки, жемчужные бусы и кожаные митенки, а еще души не чаял в своей кошке Шупетт породы бирман.

Авторы сериала, напротив, предлагают погрузиться в малоизвестный для широких масс период жизни Лагерфельда, когда тот еще конкурировал с Ивом Сен-Лораном, смело преображал сегмент прет-а-порте на радость дому Chloe, осовременивал буржуазные шубы Fendi, проводил ночи во французской «Студии 54» — диско-клубе Le Palace и находился в вечном поиске собственного «я».

За шесть серий шоураннеры охватывают одиннадцать лет дизайнерской карьеры Лагерфельда — с 1972 по 1983 год. Немецко-испанский актер Даниэль Брюль прослеживает его путь — от ремесленника, который предпочитает анонимность, к модельеру с мировым именем, который одевает саму Палому Пикассо на свадьбу, гастролирует по Европе в рамках промотура собственного бренда (который, правда, основал только в 1984-м) и пользуется бешеной популярностью в США.

К воссозданию образа Лагерфельда режиссеры подошли тщательно, начиная от костюмов и заканчивая привычками. В 1970-х полный ревизионистских идей Лагерфельд облачается в яркие рубашки с геометрическим рисунком, бархатные пиджаки темно-зеленого и бордового цветов, никому не называет свой настоящий возраст, пьет только кока-колу, а стресс и разочарования в любви заедает сладостями. Немец по происхождению, он постепенно проявляет себя талантливым бизнесменом, который с уверенностью смотрит в будущее, нежели импульсивным художником, каким предстает его французский современник — Сен-Лоран.

Лагерфельд, родившийся в семье богатого гамбургского предпринимателя, поражает основательницу Chloe Габи Агьен (Аньес Жауи) завидной продуктивностью и новаторским подходом к имиджу бренда. В отличие от других дизайнеров Карл приносит не пару эскизов, а целую коллекцию, да вдобавок оживляет классические силуэты модного дома. Так Лагерфельд становится единственным и неповторимым дизайнером в Chloe, которому посвятит пять лет.

Неудивительно, что в сериале особое внимание уделяется именно взаимодействию Карла с Габи Агьен, а предшествовавшая ему практика у Пьера Бальмена (Balmain), как и сотрудничество с Jean Patou и другими брендами, остается за кадром. Рабочие контакты Лагерфельда с пятью сестрами Фенди скорее преподносятся как приятельские отношения. Доподлинно известно, что совместно с наследницами fashion-империи Карл занимался преобразованием семейного модного дома, поэтому вдвойне обидно, что его дизайнерский вклад в Fendi в сериале несколько обесценивается.

Зато предпринимательская жилка Карла, за которую его так полюбили владельцы брендов, неустанно дает о себе знать. Так, после успешного показа своей первой полноценной коллекции для Chloe (сезон весна — лето 1973), детально воспроизведенной в сериале, он предлагает Габи Агьен выпустить фирменный аромат, чтобы популяризировать французский бренд в США.

Благодаря усилиям Лагерфельда и женщины-парфюмера Бетти Буссе в 1975 году появился первый парфюм Chloe, чья цветочная композиция идеально дополняла экстравагантно-романтический имидж модного дома.

Эскизы Лагерфельда буквально оживают в кадре: шелковые платья с треугольным рисунком, блузы и юбки с контрастным принтом, а также туники в полоску во время показа игриво и свободно демонстрируют модели. Эксцентрично-элегантные костюмы, отвечающие духу времени, равно как и драма даровитого трудоголика Карла зарекомендовывают себя главными достоинствами шоу.

Броскому стилю Лагерфельда, который наряжается как «король-солнце», ожидаемо противопоставляется бунтарская изящность Ива Сен-Лорана. Французский модельер и заклятый друг Карла, обычно облаченный в косуху или смокинг, предается саморазрушению в сопровождении своего соратника Пьера Берже и бессменных муз — Лулу де ла Фалез и Бетти Катру.

Противостояние Лагерфельда и Сен-Лорана на экране сводится к пресловутому конфликту арт-директора с гением высокой моды, но чаще — к столкновению общих романтических интересов.

И если бизнес-подход Карла к прет-а-порте со временем одерживает верх над самобытным, но устаревшим творчеством Ива Сен-Лорана, то любовный треугольник оставляет в дураках обоих дизайнеров. Сериал начинает буксовать, когда на первый план выходит личная жизнь двух модельеров, в разной степени разрушительная для их карьер. Романтическая линия, построенная на беспрерывных манипуляциях, гиперконтроле, эмоциональных качелях и созависимости, едва не превращает сюжет в тягостную мыльную оперу.

Шоураннеры с трудом находят баланс между историей о восхождении немца на вершину модного олимпа Парижа и его персональными трагедиями. Тем же грешил мини-сериал «Холстон» (2021), посвященный взлету и падению американского дизайнера Роя Холстона, создавшего шляпку-таблетку для Джеки Кеннеди. А вот недавний байопик «Кристобаль Баленсиага» (2024), напротив, скрупулезно исследовал личность испанского модельера через его перфекционизм и уникальное чувство стиля.

Сериальный же Лагерфельд, в отличие от сериального Сен-Лорана, выпустившего на волю своих демонов, так и остается неразрешимой загадкой. Пока Ив в отчаянном исполнении своего клона Арно Валуа теряет рассудок, Карл, сдержанно воплощенный Даниэлем Брюлем, прячется за маской эффектного дельца, чтобы никто и никогда не узнал его настоящего.

Очевидно, из уважения к креативному директору Chloe, а затем и дому Chanel, режиссеры избегают скандальной репрезентации Лагерфельда. Его природный цинизм сводится к замечаниям в духе «Марлен Дитрих ввела моду на женские смокинги на тридцать лет раньше Сен-Лорана», но не более. К слову, легендарная актриса эклектичную моду Лагерфельда не оценила и обвинила кутюрье в дурновкусии.

Портрет дизайнера в сериале получается детальным, но выхоленным. «Если бы люди видели меня таким, какой я есть, они бы прошли мимо», — говорит Лагерфельд, как бы подтверждая комплиментарный подход режиссеров к своей биографии.

Обреченный на одиночество трудоголик, коим его именуют современники, одновременно вызывает у зрителя сострадание и восхищение, ведь личные драмы Карл компенсирует профессиональными достижениями. Париж 1970-х видится Лагерфельду идеальным местом для бунтарей с горячим сердцем, но к ним он себя не причисляет.

Точно так же столицу Франции под песни Дэвида Боуи, Дженис Джоплин и Петулы Кларк воспринимает зритель. Вслед за Лагерфельдом и его окружением мы наведаемся в ателье модных домов, ночные клубы и роскошные особняки, но путешествие по нетуристическому Парижу быстро наскучивает своим однообразием.

Впрочем, шоу определенно заинтересует тех, кто ничего не слышал о жизни дизайнера до Chanel. Проект осветил все важные вехи становления Лагерфельда как влиятельной фигуры в мире моды и открыл новые страницы его истории для непосвященных. Для просветительского fashion-сериала этого более чем достаточно.

Поделиться
Авторы
Теги