«Критиковать неинтересно»: Руслан Усачев — о шоу «Локация»

. РБК Life поговорил с блогером о поездках по России и смысле путешествий

Блогер Руслан Усачев рассказал о шоу «Локация», поездках по России и критике

Обновлено 26 марта 2024, 16:45
предоставлено пресс-службой контентной платформы «Дзен»
Фото: предоставлено пресс-службой контентной платформы «Дзен»

Тревел-шоу «Локация» про интересные места в России выходит на платформе «Дзен» с середины декабря. В нем блогер Руслан Усачев, известный по YouTube-шоу «Пора валить», катается из Москвы на Сахалин, из Магнитогорска в Дагестан, из Мурманска в Тверь, чтобы рассказывать, чем эти места примечательны. Где-то уродливыми зданиями, где-то древними кладбищами... А еще промышленностью, религиозными центрами, гастрономией и так далее.

В первую очередь «Локация» — это не рекомендательный, а развлекательный контент. Руслан со своей командой договариваются с местными жителями о посещениях, поездках и экскурсиях, совершают изнурительные перелеты, чтобы все увидеть своими глазами, а потом с юмором об этом рассказать.

РБК Life расспросил блогера о проекте, путешествиях по России, открытиях, разочарованиях и мемах.

О «Локации» и приключениях

«Локация» — шоу, которое эксклюзивно выходит в «Дзене», оно есть только на этой площадке и именно в таком виде. Всего будет восемь выпусков. Все, где есть название «эксклюзив», это хорошо. (Смеется.) Я уверен, что «Локация» — суперпопадание в аудиторию «Дзена». Когда я готовился к съемкам и выбирал локации, в 70% случаев информацию об этих местах можно было найти в «Дзене». Места, которые совсем в глуши находятся, куда добираться надо на лодках или на оленях, мы снять не успели, потому что зима пришла, но на платформе точно найдется несколько репортажей от людей, которые туда добрались.

Съемки продолжаются, думаю, до середины февраля еще будем снимать материал для следующих выпусков. На вопрос, переоценил ли я свои возможности, когда вписался в такое, я отвечать не буду. (Смеется.) В этом и смысл — это подборка интересных мест, которые я лично посещаю и показываю.

Конечно, можно сесть за компьютер и рассказать все что угодно. Можно показать панорамы гугл-карт, то есть технически ту же самую информацию передать. Но это никогда не заменит личного присутствия, сиюминутных ситуаций, в которых ты сам оказываешься. В этом смысл путешествий — ты не просто фотографии смотришь, а переживаешь что-то лично. И можешь это добавить в свой рассказ.

Так что стоит заморочиться, чтобы приехать во все эти места, иногда несколько раз. Или приехать куда-то, где тебе за полчаса до съемки отменят все договоренности. Это всегда какое-то приключение.

Делают шоу вместе со мной оператор Кирилл Агашков и исполнительный продюсер Екатерина Миронова — это основные силы «Локации». С Киром мы над многими проектами работаем, в том числе «Пора валить» делали вместе. Тревел без оператора не так хорошо получается снимать, а Кир — профессионал.

Что касается затрат, подсчитать пока сложно. В рамках одного выпуска я посещаю пять-шесть мест, при этом мы стараемся какие-то локации совместить на съемках, чтобы сэкономить. По завершении, наверное, я займусь составлением статистики, где будет отражено, какой выпуск был дороже, куда мы больше ездили, сколько раз летали, сколько километров проехали на машинах. Если останутся силы, я этим займусь.

К сожалению, не все, что запланировано, получается снять. У нас была в планах пара мест на Чукотке, но пришла зима, стало очень дорого — по сути, надо было экспедицию организовывать, наступила полярная ночь. Если Норильск и Мурманск еще можно снять, потому что они подсвечиваются, то на Чукотке делать нечего: ничего не видно. Надеюсь, если случится второй сезон с возможностью готовить его летом, то получится показать больше труднодоступных мест.

О впечатлениях и «рекламировании» России

Мне нравится смотреть новые места. Но бывает сложно рассказывать о том, что мне все понравилось. Звучит так, будто мне за это заплатили. (Смеется.) Есть самое большое мое впечатление и одновременно разочарование. Я думал, что посмотрю разную Россию.

В этом частично был замысел — соединить в одном выпуске «отмытые» локации в Москве и грязные развалившиеся места где-то на окраине. На данный момент мы просто не нашли таких мест. Меня это поразило больше всего на Сахалине. Нам нужно было от самого Южно-Сахалинска уехать сильно далеко, в отдаленную деревню. На протяжении всего пути мы видели либо полностью заброшенные места, где люди уже не живут, либо обжитые. И в них все выглядело хорошо: детские площадки, больницы, асфальтированные дороги, отремонтированные дома, там есть магазины, гуляют женщины с колясками.

Так и не получилось найти что-то ужасное. Это было немного удивительно. Я до этого много России видел, но все еще удивляюсь, что, даже если сильнее в глубь заехать, все равно нормально.

Критиковать можно что угодно. Про тот же Дербент можно рассказать много всего критичного. Но если быть реалистом и смотреть на то, с чем имеешь дело, в целом все окей. Конечно, за пределами Москвы все сильно хуже. В Петербурге я ходил и поскальзывался. Но это неинтересно критиковать. Я бы хотел, чтобы попалось что-то сочное, шокирующее. Но такое только редакторы «Пусть говорят!» находят. С другой стороны, может, у меня профдеформация, — я вырос в Норильске, так что мне везде прекрасно. Все, что не Норильск, уже прекрасно. Даже там уже цветные лампочки развесили.

Любые странные места меня увлекают. Например, я неоднократно говорил, что я считаю Норильск городом необязательным. Но то, что его построили при СССР и что до сих пор там поддерживается инфраструктура для его жителей, это поразительно и одновременно странно.

Оказывается, есть какая-то государственная программа, которая планирует полностью переделать дизайн-код арктических городов, чтобы они выглядели классно. Сделать «собянинские» набережные, возвести какие-то культурные центры. Для меня это дико, что в промышленный город, который может существовать вахтовым методом, а не постоянно быть заселенным, даже сейчас продолжают вкладывать финансы. Зачем — непонятно.

Видеть в проекте Норильска прогулочную набережную, чтобы люди там зимой гуляли, мне странно. Я там гулял, могу сказать, что там некрасиво, там плохой воздух и еще холодно. Но презентация существует. Может, ее нарисовали для людей, которые в Норильск никогда не приедут, но выделят деньги на набережную.

О реакции аудитории и открытиях

Секретная задача всех моих тревел-видео — чтобы я где-то побывал. Любое мое видео существует, чтобы развлекать меня. Если оно не выполняет эту цель, то незачем его снимать. Мне было интересно сделать проект, где я собираю по каким-то темам подборки мест в России, о которых люди часто не знали и не подозревали. Поскольку пытаюсь быть продюсером, понимаю, что нужны привлекающие внимание названия. Например, первый выпуск был про советское наследие, и в названии там есть СССР.

Интересно, что, если люди видят эту аббревиатуру, они считают нужным обязательно высказаться по поводу своего отношения к Союзу. Это забавно, что у них есть какая-то эмоция в отношении, допустим, к гидроэлектростанции. По сути, это неодушевленный предмет: она стоит и что-то делает, просто существует, но тем не менее вызывает яркую реакцию.

Или выпуск про самые большие храмы. Мне кажется абсурдным, что такая духовная для многих людей вещь, как храм, объединяется по принципу, какой из них выше. Мы это все показываем — это весело.

В целом я сам не очень эмоциональный и мало какие события меня пробирают, но есть много явлений, которые меня могут позабавить. В XXI веке почти вся планета заснята и описана, нет шанса быть первооткрывателем. Но когда ты, условно, являешься лично в самый большой буддийский храм в России в Туве и когда на месте узнаешь какие-то детали его строительства и бытования, это ощущается как небольшое открытие.

Поэтому это ценно: самому приехать, все увидеть, потрогать, что-то узнать. Это очень важно, и я стараюсь через видео это передать. Насколько получается или нет, не у меня надо спрашивать.

Но еще надо понимать, что для меня это своего рода видеодневник, поэтому там могут быть какие-то вещи, которые кажутся со стороны неважными или не относящимися к объекту. Просто они запомнились мне, и я посчитал важным их зафиксировать.

Один из самых скромных объектов, которые мы снимали, — это Джума-мечеть в Дербенте (Дагестан). У нее приятная история, древняя. Она интересна, особенно на контрасте с «Гордостью мусульман» в Чечне, которая новая, суперкрасивая и… слишком чистая.

Другое из недавних открытий тоже связано с храмами, и пока я не знаю, где это отразить. В выпуске про большие храмы, когда мы рассказываем про «Гордость мусульман» в городе Шали, я показываю расположенный рядом с ней жилой комплекс. Нам показалось забавным подсветить этот факт: вот выстроили грандиозную мечеть, а рядом с ней — ЖК, чтобы выгоднее продавать квартиры.

А потом мы поехали в Петербург, разместились в отеле Four Seasons рядом с Исаакиевским собором. Гостиница находится в историческом здании дворца XIX века, знаменитом доме со львами. Дело в том, что, когда архитектор Огюст Монферран возводил собор, площадь под ним оказалась неправильной формы. Ему нужен был прямоугольник, так что он «осек» прилегающий треугольник и на его месте построил дом со львами, который первые годы сдавался под жилье. То есть Монферран построил огромный собор и рядом с ним — элитный жилой комплекс. И это ничем не отличается от того, что сделали в чеченском Шали. Это дух времени.

Кстати, худшую баранину, которую я ел в жизни, подают в ресторане «Париж» в Шали, рядом с мечетью. Да, в Шали есть ресторан «Париж» с нарисованной на стене Эйфелевой башней, с невыносимо ярким светом. Все как надо. Такие детали — это самое интересное.

О смысле путешествий и мемах

В каждом выпуске есть какие-то личные заметки, отсылки и мемы. Так всегда было — и в «Пора валить» тоже. В первых выпусках «Локации» есть отсылки к «Слову пацана», которые, к сожалению, будут и дальше. (Смеется.) В четвертом эпизоде, про кладбища, мы снимали как раз на екатеринбургском кладбище, где похоронены авторитеты из 1990-х, так что удержаться было невозможно.

Я прекрасно понимаю, что сериал закончился и такие шутки могут быть неактуальными, но в момент, когда мы снимали, было смешно, так что упоминания там останутся. Как я уже говорил, это как видеодневник, который я, возможно, когда-нибудь снова пересмотрю и вспомню, как мы сидели в каком-нибудь отеле, смотрели сериал и переживали за Айгуль. Все для души.

У меня нет задачи убеждать кого-то путешествовать. Пусть люди сами себе назовут три причины не путешествовать, и если это все будет касаться экономии, страха, что тебя ограбят или кота твоего выкинут из поезда, то это грустно.

Есть ли хорошие причины не путешествовать? Нехватка свободных денег, много работы или семейных дел — это ограничения. Надеюсь, они не будут вечными, и сами путешествия станут дешевле, и инфраструктура лучше. Главное — не нужно никому ничего навязывать.

Лично мне путешествовать нравится. Хотя я слышал, что это потому, что у меня мозг извращенный и таким образом я сбегаю от своего одиночества. Кому-то, может быть, не хочется сбегать от одиночества. У меня есть знакомые, которым хорошо на одном месте сидеть, а поездки для них всегда связаны со стрессом. Каждому свое. Но я буду рад, если среди моей аудитории окажутся люди, которые благодаря моему контенту откроют для себя новое или, напротив, настолько возмутятся, что найдут в этом вдохновение сделать что-то лучше.

Поделиться