«Общество снега»: обзор жуткого фильма-катастрофы по реальным событиям

. Историю о крушении лайнера в Андах в 1972 году отправили на «Оскар»

Вышел обзор фильма «Общество снега» о крушении лайнера в Андах в 1972 году

Обновлено 07 марта 2024, 15:28
<p>Кадр из фильма &laquo;Общество снега&raquo;</p>
Фото: Netflix

Кадр из фильма «Общество снега»

На Netflix 4 января вышел фильм-катастрофа «Общество снега» — история выживания пассажиров самолета, который разбился в Андах в 1972 году. Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев рассказывает о новой работе Хуана Антонио Байоны, режиссера фэнтези-фильма «Голос монстра» и сериала «Властелин колец: Кольца власти».

Включившим «Общество снега» в праздничные дни лучше было бы вовремя остановиться — уже первые 15 минут полностью изгоняют атмосферу Нового года и Рождества. Фильм испанского постановщика Хуана Антонио Байоны детально и неторопливо (хронометраж картины почти 2,5 часа) воссоздает историю регбийной команды Old Cristians, оказавшейся на злополучном пассажирском лайнере FH-227, который рухнул в Андах.

Молодые ребята, а также их родственники и спонсоры собираются облететь Южную Америку на чартерном рейсе FAU 571, запланирован живописный маршрут Монтевидео (Уругвай) — Мендоса (Аргентина) — Сантьяго (Чили). «Вот список девушек, с которыми мы познакомились в прошлый раз» — таким подходом ребята убеждают одного из сверстников, который отказывается лететь до последнего. Регбисты с горящими глазами ждут приключений: «У тебя учебы на полгода, а потом бесконечная работа. Быть может, это последний раз, когда мы так выезжаем все вместе». Дух товарищества для Old Cristians явно много значит: игроки не оставят друг друга и в радости общих побед, и в горе сокрушительных поражений.

Имена актеров, сыгравших в фильме, ничего не скажут зрителю, если он, конечно, не поклонник латиноамериканского кино. Байона намеренно собрал испаноязычных артистов, отчасти в противовес голливудской драме «Выжить» о той же катастрофе (главную роль в той картине исполнил Итан Хоук). У экранизаций различаются и источники, на которые опирались кинематографисты. Фрэнк Маршалл в 1990-х взялся за книгу британского журналиста Пирса Пола Рида «Живые: История спасшихся в Андах», изданную по горячим следам катастрофы в 1974 году. Байона же экранизировал нон-фикшен Пабло Вьерси, в котором уругвайский журналист задокументировал рассказы выживших пассажиров рейса FAU 571, со многими из которых был знаком с детства.

Потому и подходы к повествованию об одной и той же трагедии противоположны. Драма Маршалла делала героев из молодых людей, оказавшихся в горах. «Общество снега» — скорее попытка дистанцироваться от пафоса (вероятно, поэтому в названии отошли от исторического обозначения катастрофы как «Чудо в Андах») и отрефлексировать произошедшее с выжившими в нечеловеческих условиях. Байона, снявший до этого «Невозможное», где Юэн Макгрегор, Том Холланд и Наоми Уоттс пытаются выжить в Таиланде во время цунами, справляется с новым режиссерским вызовом крайне деликатно и технически виртуозно. Неудивительно, что картину отправили на «Оскар» от Испании.

Впрочем, детального знакомства с персонажами Байона избегает. На детали не слишком расщедрится сценарий, над которым работал сам режиссер и молодые соавторы — Николас Касарьего и Хайми Маркес (среди их предыдущих работ триллер «Пожиратели» с Клайвом Оуэном). Запомнить имена всех игроков не позволяет и малое количество экранного времени для каждого из них. Если кто-то в кадре приглянется вам, не спешите привязываться — режиссер не щадит персонажей, как и суровые Анды не щадили выживших в авиакатастрофе, вынужденных в нечеловеческих условиях дожидаться спасения. Крушение происходит в первые полчаса фильма, и все остальное время создатель «Общества снега» посвящает процессу выживания, а оно, стоит отметить, не для слабонервных.

Тема каннибализма одна из центральных — и в картине, и в реальности (когда обстоятельства выживания оказались на первых полосах уругвайских СМИ). Благодаря использованию закадрового голоса подводка к вопросу пропитания в условиях жесточайшего холода, насколько это возможно, смягчена. К слову, основным рассказчиком фильма становится Нума Туркатти — 24-летний студент, один из немногих пассажиров, который не входит в команду регби. Именно его устами проговаривается главная этическая проблема выживших: поедание тел мертвых товарищей — поступок, продиктованный стремлением выжить или нечто непростительное?

Технически «Общество снега» выполнено филигранно. Картина не дает зрителю продохнуть и перевести дух. Чего стоит душераздирающая сцена крушения лайнера, выпадающие за долю секунды из салона люди, куски металла, пронзающие человеческие тела, и литры крови, которыми забрызгано лобовое стекло кабины пилотов. Камера фиксирует каждую деталь происходящего — не слишком коротко, чтобы увиденное стерлось из памяти, но и не слишком долго, чтобы демонстрацию не сочли эмоциональной манипуляцией.

Интерпретировать увиденное в «Обществе снега» можно по-разному. Кого-то зацепит христианская парадигма (выжившие в основном католики, и каннибализм, мягко говоря, грех). Другие обратят внимание на границы дозволенного в экстремальных условиях, которые Байона, опираясь на свидетельства молодых людей, заметно расширяет. Для соответствия действительности команда режиссера записала более 100 часов интервью со всеми выжившими пассажирами рейса и родственниками погибших.

«Общество снега» не претендует на исследование внутренних переживаний своих персонажей, да и не успевает: слишком быстро они отправляются на тот свет. Режиссер делает акцент на истории выживания и спасения, а не психологической подоплеке поступков. Кино Байоны в принципе избегает нравоучений, оставляя зрителю максимально ясный и прозаичный финал: белый снег удивительно бел, никто в кадре и за кадром никакой не герой, жизнь каждого имеет значение, а упасть на самолете в горах очень страшно (безотносительно чего бы то ни было).

Поделиться