Глава Рособрнадзора высказался против отмены ЕГЭ. Что изменится
. По словам Музаева, противники ЕГЭ не предлагают альтернативы форматуГлава Рособрнадзора Анзор Музаев высказался против отмены ЕГЭ: что изменится
Замечаний от экспертов по поводу объективности проведения Единого государственного экзамена нет, сейчас ЕГЭ «проходит объективно», заявил глава Рособрнадзора Анзор Музаев «РИА Новости».
«Сейчас экзамен проходит объективно. Сейчас нет утечек. По поводу объективности проведения экзамена мы не слышим замечаний ни от одного эксперта. Даже от тех, кто терпеть не может Единый государственный экзамен», — отметил Музаев.
По его словам, с 2013–2014 года не было ни одной утечки, и со временем контроль за проведением экзамена только усиливается. До 2013 года «на экзаменах происходило форменное безобразие» в виде утечек, списываний, также был актуален ЕГЭ-туризм, признал он.
Музаев добавил, что большинство противников ЕГЭ не предлагают альтернативы этому формату: «Предлагаются голословные утверждения, вот просто «ЕГЭ плохо».
«Вот сейчас возмущение вызывает — мое личное мнение, не как руководителя Рособрнадзора, — раздражает Единый государственный экзамен тем, что нет возможности, скажу, может быть, как не госслужащий, как гражданин, нет возможности «зарешать», — добавил Музаев.
Что изменится для будущих выпускников и появятся ли новые обязательные предметы для сдачи ЕГЭ — РБК Life собрал заявления главы Рособрнадзора Анзора Музаева.
Пересдачи ЕГЭ
Еще одна тема, которую затронул Музаев, — запрос на пересдачу ЕГЭ в год сдачи. Глава ведомства заявил, что Рособрнадзор готов обсуждать такую возможность, при этом окончательное решение будет за обществом и экспертами.
«Мы не против абсолютно. Но с принципами достаточной разумности. Пересдавать все точно не потянем, мы уйдем в сентябрь. Пересдавать, может быть, какой-то один из экзаменов, вот это предложение было, это можно обсуждать, но снова же, мы готовы. Но это должно быть не решение Рособрнадзора, как нам вменяют, что мы решили с калькулятором. <...> Это должно быть консолидированное решение общества, институтов власти всех, экспертного сообщества», — сказал Музаев.
Важен вопрос востребованности таких изменений, а также процент выпускников, которые захотят пересдавать ЕГЭ в тот же год, в который экзамен сдавали, учитывая время проведения приемной кампании, отметил чиновник.
«Мы не против этого всего, но просто те цифры и апробации, которые мы проводили, даже не апробации — вот один год мы внедрили возможность сдачи в феврале русского и географии, заявилось на всю страну 96 человек. Вся страна подготовила пункты сдачи, потратилась на организаторов, напечатать, разработать контрольно-измерительные материалы и так далее на 96 человек. Нет смысла в этом, когда в основную волну сдает 700 тыс. человек, для 96 человек делать в феврале ежегодно», — заключил Музаев.
Новые предметы для сдачи
Введение новых обязательных для сдачи предметов должно удовлетворять «учеников, и родителей, и учителей, и государство, и различные сообщества и ассоциации», отметил Музаев на вопрос о такой возможности. Увеличение числа обязательных предметов не приводит к улучшению знания того или иного предмета, заявил глава Рособрнадзора.
«Основная задача системы образования — чтобы в этот период база по каждому предмету была усвоена учеником на высоком, качественном уровне. Важно это сделать до 9-го класса, потому что до 9-го класса учатся все школьники, а 10–11-й классы — это уже, так скажем, профилизация, это уже выбор предметов, траектории, куда будет молодой человек поступать, — и это половина от возрастной группы. Увеличение обязательных предметов — все исследования об этом говорят — не приводит к улучшению знания того или иного предмета. Это приведет только к дополнительному напряжению в обществе и дополнительным ненужным финансовым расходам, дополнительной загрузке системы образования и учителей в том числе», — заявил он.
Минимальные баллы
Музаев также выступил против понижения минимального балла для получения аттестата. По его словам, существующие пороги, которые не менялись в течение десяти лет, стабильны.
«У нас есть минимальные баллы, установленные Рособрнадзором, которые необходимо набрать для получения аттестата. Они не менялись уже почти десять лет, они стабильны. И эти пороги не надо менять, чтобы принять эту инициативу. У нас очень много государственных вузов, подавляющее большинство подведомственно Минобрнауки, и часть — профильным ведомствам. Учредителям никто не мешает эту инициативу внедрять, они могут выпустить ведомственные приказы по своим вузам», — заметил он.
Ранее в Минобрнауки заявляли о планах с 2024 года вывести результаты ЕГЭ по русскому языку из перечня обязательных для поступающих в вузы на инженерные специальности. Уменьшить акцент на русском для инженерных специальностей предлагал также глава Минпросвещения Сергей Кравцов. Он считает, что обязательными экзаменами нужно сделать профильную математику, физику и информатику, а уровень баллов за экзамен по русскому языку утвердить минимальный — 36 или 24 балла.
Новая модель высшего образования и ЕГЭ
Новая модель высшего образования, которую внедрят с 1 сентября 2025 года, не предполагает изменений в ЕГЭ, заявил Музаев. Глава ведомства пояснил, что многие связывают внедрение Болонской системы образования и ЕГЭ из-за того, что они появились в одно время. Однако, по его словам, они друг от друга не зависят.
«Между ЕГЭ и моделью высшего образования нет никакой связи, просто получилось так, что вход в Болонскую систему, эти ступени бакалавриата и магистратуры, произошел в стране параллельно с введением ЕГЭ, и все это связали в одну цепочку. Но это не так. ЕГЭ — это совершенно отдельная история. Выпускной экзамен и экзамен для поступления (а ЕГЭ — это два в одном) — это входная дверь в новый уровень образования. Соответственно, нам нет необходимости что-то менять или реформировать или отказываться от ЕГЭ. <...> Новая модель высшего образования поменяет подходы, но никак ЕГЭ не влияет на это», — считает Музаев.
В 2023 году вступили в силу поправки в закон о трудовом воспитании школьников, они предполагают в том числе возвращение в школы серебряных медалей — «За особые успехи в обучении» II степени. Их смогут получить ученики, в аттестатах которых было не более двух четверок, а все остальные оценки — «отлично». Какие еще изменения произошли в образовании, можно узнать здесь.