Магистратуру оставят. В Минобрнауки рассказали о ее возможном статусе
. Эта ступень будет «углублять и специализировать» базовуюЗамглавы Минобрнауки Афанасьев заявил о необходимости оставить магистратуру
Магистратура должна занять свое место в системе высшего образования, при этом не подменяя другие уровни обучения, заявил ТАСС замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев. По его словам, в министерстве сейчас обсуждают новый статус этой ступени образования.
«С названием — специализированное высшее образование — она должна базовую ступень углублять и специализировать. Пока обсуждается логика сама», — объяснил он.
Как было раньше
В 2003 году Россия перешла на Болонскую систему образования. Тогда в стране начала формироваться двухуровневая система: бакалавриат, который предполагал четыре года обучения, и магистратура — два года. До этого студенты обучались в рамках специалитета — пять или шесть лет в зависимости от направления.
Болонская система образования — концепция, принятая в едином учебном пространстве ведущих европейских стран, которые подписали Болонскую декларацию в 1999 году. Свое название она получила в честь города, где прошла церемония. В том году ее подписали: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция и Эстония.
Даже после перехода на Болонскую систему некоторые вузы сохранили специалитет. Однако в странах — участницах соглашения такие выпускники приравнивались к обладателям степени бакалавра.
Преимущество такой системы было в том, что страны-участницы взаимно признавали дипломы друг друга, это же позволяло совершать обмен между преподавателями и студентами. Кроме того, обучающийся мог комбинировать сферы. Например, стать бакалавром по одной специальности, а затем по другой продолжить образование в магистратуре.
Что изменилось
В июне 2022 года в Минобрнауки сообщили об исключении всех российских вузов из Болонской системы. При этом о своем решении Болонская группа объявила еще в апреле.
«11 апреля Болонская группа объявила решение прекратить представительство России и Республики Беларусь во всех структурах Болонского процесса», — сообщил тогда замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что ведомство намерено разработать свою собственную систему высшего образования, в основу которой будут заложены «интересы национальной экономики».
«К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», — отметил министр.
Затем уже Владимир Путин во время послания Федеральному собранию предложил вернуться к истокам. Глава государства заявил, что в российском образовании назрели существенные изменения с учетом новых требований во всех сферах жизни.
«Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий. В этой связи предлагается следующее: вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием», — заявил Путин.
Итогом этих предложений стал президентский указ о запуске пилотного проекта по реформе высшего образования в 2023–2026 учебных годах в шести российских вузах. Участниками эксперимента стали Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет и Национальный исследовательский Томский государственный университет.
Новшество этого пилотного проекта в том, что вузы-участники перейдут на новую систему высшего образования. Вместо бакалавриата и специалитета в вузах появится базовое основное образование. Магистратура станет специализированным уровнем, который позволит заняться углубленным изучением выбранного профиля. После нее студенты смогут продолжить образование в аспирантуре.
В мае этого года в Минобрнауки сообщили, что в России планируется переход на обучение по новой системе высшего образования. По планам это должно произойти с 1 сентября 2025 года. В ведомстве намерены к этой дате разработать и утвердить новые федеральные образовательные стандарты.