Догадайтесь, что на фото. Вы удивитесь, почему такие предметы были в моде
. Этой моде следовала императрица Елизавета АлексеевнаНа фото фрагмент диадемы с колосьями пшеницы. Украшение представлено на выставке «Записки ювелира. Бриллиантовая история» в Историческом музее. Оно изготовлено в начале XIX века из золота и стали. Применялись чеканка и алмазная огранка стали.
Такие ювелирные изделия, «колосья пшеницы» (epis de bles на французском), были очень популярны в конце XVIII — первой половине XIX века. И вот почему.
Как пишут в телеграм-канале Исторического музея, модными эти украшения стали благодаря философам французского просвещения, а именно Жан-Жаку Руссо.
По распоряжению главной героини его произведения «Юлия, или Новая Элоиза» рядом с садом каждый год должны были сеять «всякие растения, зерна коих птицы любят клевать».
«Идея «естественного состояния» человека и его близости с природой вошла в моду, что выразилось в выросшей популярности полевых цветов, «пейзажных» садов вместо регулярных парков и женского платья в деревенском стиле, дополненного соломенной шляпкой с цветами и злаками... Постепенно изображение колоса пшеницы, символизирующего плодородие, процветание и щедрость, проникло и в ювелирные изделия», — рассказывают в Историческом музее.
Такие украшения делали из золота (реже — из серебра), могли украшать бриллиантами. «Императрица Екатерина II закупала в личную комнату подобные предметы, чтобы жаловать подданным», — уточняют в институции.
У дочерей Павла I украшения в виде колосьев были в качестве приданого. У супруги Александра I, императрицы Елизаветы Алексеевны, была диадема с бриллиантовыми колосьями.
Николай I тоже заказывал у мастеров ювелирного искусства подобные драгоценности для своих дочерей — например, свадебную тиару для Александры (Адини).