Starfield: обзор игры, которая кажется успешной и провальной одновременно
. «Игра про исследование космоса» не дает его исследоватьВышел обзор Starfield — самой противоречивой видеоигры 2023 года
На PC и консолях Xbox вышла долгожданная Starfield — новая крупнобюджетная игра от Bethesda Game Studios, авторов любимой миллионами франшизы The Elder Scrolls и всех современных итераций серии Fallout. Проект позиционировали как самую большую разработку студии, удивительное приключение, посвященное исследованию космоса и раскрытию тайн Вселенной. Получилось ли у Bethesda справиться с задачей и порадовать игроков огромным открытым миром с миллионом доступных активностей? Оценки критиков и геймеров говорят, что скорее да, чем нет: рейтинг Starfield на Metacritic (заблокирован в России) остановился на отметке 82 балла из 100 (пользовательский рейтинг — 6,6 из 10).
И все-таки у именитой студии вышла самая спорная и неоднозначная игра из возможных. Команда Bethesda смогла сделать шаг вперед, развивая многие идеи, заложенные еще в TES V: Skyrim и Fallout 4, но при этом умудрилась отойти на несколько длинных шагов назад, разрушая то, что неплохо работало раньше, и оставляя геймеров в недоумении с вопросом: «Почему проект 2023 года ощущается настолько морально устаревшим?»
Обозреватель РБК Life Артем Дубровский облетел вселенную Starfield на собственном звездолете, чтобы составить мнение об одной из главных игр года, и рассказывает о проблемах сюжета, приятных нововведениях и классических «болячках» Bethesda.
Герой без приключения
События Starfield разворачиваются в 2330 году. Земля больше не пригодна для жизни, поэтому человечество устремилось к звездам и построило новую цивилизацию на космических просторах. Наш протагонист — самый обычный шахтер (внешность, предысторию и набор уникальных навыков которого можно задать самостоятельно), добывающий полезные ресурсы из планетарных недр. В одну из рабочих смен он обнаруживает в камне таинственный металлический артефакт, который дарует герою странные видения и новую цель — докопаться до правды и стать человеком, который раскроет самые темные тайны Вселенной. В придачу протагонист сразу же получает корабль, личного робота-помощника и, конечно же, звание избранного.
Собственно, в этом вступлении и заключается одна из главных проблем игры — совершенно сбитый темп повествования. Пролог Skyrim позволял пережить нападение живого дракона, вступление Fallout 4 делало игрока свидетелем начала ядерной войны. Starfield же подает свою историю неспешно и очень приземленно.
Первые несколько часов мы будем орудовать шахтерским лазером, бегать по серым непримечательным локациям и знакомиться с блеклыми второстепенными персонажами. В этот раз Bethesda поскупилась на эпический размах, из-за чего начало прохождения не смогло создать ощущение залихватского космического приключения.
При этом где-то с середины основной истории в сюжете Starfield начинают появляться действительно интересные эпизоды, главный квест протагониста выходит на по-настоящему галактический уровень важности. Но как много игроков доберется до этого момента, если все предыдущие задания — унылая беготня в поисках непонятных «макгаффинов»?
Побочные миссии хочется похвалить. Перед нами снова огромный открытый мир, где каждый встречный хочет поделиться с героем своими проблемами и дать ему возможность подзаработать деньжат. Особенно среди таких заданий выделяются сюжетные линии местных фракций, которые носят и обучающую функцию (позволяют игроку опробовать один из видов геймплея), и нарративную (раскрывают историю местной вселенной), и чисто игровую (дарят очки опыта и полезное снаряжение).
Автор, например, с удовольствием прошел всю ветку «Рюджин Индастриз» — огромной технологической компании, которая нанимает протагониста на роль оперативника. В продвижении по карьерной лестнице моему герою приходилось устранять конкурентов, заниматься корпоративным шпионажем, обманывать и даже задавать вектор развития технологий на ближайшую сотню лет. Эдакий микс из Deus Ex, Cyberpunk 2077 и «Гильдии воров» из Skyrim.
Как раньше, но лучше?
Впрочем, игры Bethesda никогда не славились глубоким и проработанным сюжетом. Прежде всего это бескрайние ролевые песочницы, в которых игрок может заняться, чем душе угодно. И вот с этой позиции Starfield определенно удалась.
Если вы играли хоть в одну из прошлых игр Bethesda (даже если это уже покрывшиеся морщинами Oblivion или Fallout 3), то сразу почувствуете себя как дома. Те же механики, та же анимация и физика игровых объектов, похожие ощущения — словно ты младенец, впервые оказавшийся на улице. Огромные пространства вокруг, тысячи разнообразных персонажей, завораживающие виды и абсурдно большое количество предметов, которые можно положить к себе в инвентарь. Все это ежесекундно побуждает исследовать новый незнакомый мир и моментально затягивает на долгие часы прохождения.
Да, не стоит верить блогерам с YouTube, ругающим проект за каждую мелочь. Starfield — очень комфортная игра, которую действительно приятно проходить, потому что практически любой элемент геймплея выполнен качественно и с вниманием к игроку. Что, к сожалению, никак не избавляет ее от множества крайне противоречивых геймдизайнерских решений.
Например, в Starfield значительно улучшили стрельбу по сравнению со всеми прошлыми частями Fallout. Интересного огнестрела много, он по-разному ощущается в руках персонажа и позволяет сильно разнообразить свое прохождение. Но при этом разработчики совершенно забыли про ближний бой и все сопутствующие ему опции. В игре от силы пять видов холодного оружия, совсем нет возможности его модифицировать и даже нет kill cam — зрелищных сценок в слоу-мо, где показывают, как герой расправляется с противником после особенно эффектного удара. Хотя в Fallout 4 все это было и работало отлично.
Эпизодов с использованием скрытного проникновения стало намного больше, чем в прошлых играх (вся линия «Рюджин Индастриз» построена на этой механике), но при этом они не функционируют должным образом. Часть врагов вообще не заметит вас, даже если сидеть к ним вплотную и воровать важные предметы прямо из карманов. А другая часть начнет стрелять, едва завидев вас с километрового расстояния, из-за чего все стелс-эпизоды рано или поздно превращаются в прямолинейное «беги-шуми-стреляй».
Добавилась изобретательная система создания и модификации космических кораблей, а также полетов на них. Но от нее нет почти никакого толка. Перемещаться по Галактике мы все равно будем через игровую карту (и с ее обязательными загрузками при каждом полете), свободно приземлиться на любую интересующую планету нельзя, а космические сражения сделаны проще и хуже, чем в любом космосимуляторе среднего уровня. При этом разработчики поленились добавить наземный транспорт, который этой игре просто необходим — ведь 90% прохождения игрок будет перемещаться по огромным безлюдным пространствам без возможности хоть как-то ускориться.
Безо всяких «но» хочется похвалить разве что обновленных напарников — приятных и интересных компаньонов, которые не только поддержат в бою, но и смогут повлиять на многие диалоговые опции, тем самым открывая необычные способы разрешения конфликтов. А также новую систему взлома замков — теперь сундуки и компьютеры взламываются специальными электронными отмычками, для использования которых нужно пройти небольшую мини-игру. Иногда очень простую, а иногда и довольно изобретательную.
По чужим следам
Пожалуй, больше всего Starfield разочаровывает именно своей тематикой. Заявленная как «игра про исследование космоса», она совсем не дает возможности стать полноценным исследователем. Карта Галактики открыта сразу же, на каждой посещенной планете уже есть человеческие постройки и полноценная жизнь, а из инопланетных существ в проекте есть всего пара-тройка видов противников.
Протагонист из бравого первопроходца сразу же превращается в самого обычного туриста, которому вежливо разрешено «просто посмотреть» на то, что обнаружили задолго до него.
Обидно это и потому, что все космические объекты — звездное небо, поверхности большинства планет, пояса астероидов и кометы — выглядят совершенно великолепно. Ярко, красочно и, самое главное, довольно правдиво. Их хочется изучать, рассматривать, трогать и исследовать. Но именно эту функцию разработчики толком и не смогли реализовать. Да, нам позволят построить на любой из планет свой собственный аванпост и подолгу сканировать космическую флору специальным устройством. Но не дадут почувствовать себя человеком, совершившим тот самый маленький шаг, который стал огромным скачком для всего человечества.
Детище Bethesda и ChatGPT
Starfield получилась жутко противоречивой абсолютно во всем. Она комфортная, просторная, красивая и с легкостью затягивающая в свою мифологию. Но ровно в той же мере скучная, архаичная и обманывающая ожидания. Она точно порадует преданных фанатов студии Bethesda, но ужасно разочарует всех, кто надеялся увидеть современную AAA-игру про исследование космоса или хотя бы конкурента Baldur's Gate 3 за обладание званием «Лучшей RPG года».
Все, что в ней сделано с душой, — великолепно. Но и бездушного, серого контента хватает с лихвой. Словно половину игры разрабатывала нейросеть.
Ситуация усугубляется и тем, что сейчас в Starfield просто запредельное количество небольших багов, сломанных анимаций и неприятных подгрузок. А также полностью отсутствует какой-либо перевод на русский язык. Как это часто бывает с проектами от Bethesda, со временем талантливые энтузиасты из фанатского сообщества доведут игру до ума при помощи сотен разнообразных модификаций, но этого момента еще нужно будет дождаться.
Поэтому лучше будет отложить космические приключения хотя бы на полгода — за это время проект точно успеет «настояться» и стать гораздо краше, чем сейчас.